Дело № 2-68/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2020 года п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,
при секретаре Васильевой А. А.,
с участием старшего помощника Псковского транспортного прокурора Румянцевой Н.О., представителя ответчика Срогинис Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Псковского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании обеспечения проведения дополнительной оценки уязвимости в отношении железнодорожной станции «Новоселье»,
УСТАНОВИЛ:
Псковский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ООО «РЖД») об обязании обеспечения проведения дополнительной оценки уязвимости в отношении железнодорожной станции «Новоселье».
В обоснование заявления указал, что Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Новоселье Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций -структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - железнодорожная станция Новоселье), в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства об обеспечении транспортной безопасности и противодействия терроризму. Установлено, что железнодорожная станция Новоселье включена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением реестрового №. Результаты оценки уязвимости железнодорожной станции Новоселье утверждены руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта 19.11.2014.
Оценка уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - станции Новоселье - проведена на момент действия Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 (далее - Требования №43).
С 01.07.2017 вступили в силу новые Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, в связи с чем Требования № 43, действовавшие на момент проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - станции Новоселье, утратили силу.
Пунктом 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 и принятого во исполнение требований ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», предусмотрена обязанность проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Подпунктом 17 п. 5 Требований № 495 установлено, в том числе, что при изменении положений, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
В нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 2, ст. 4, ч.ч. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ, п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости, п.п. 17 п. 5 Требований. № 495 ответчиком в отношении объекта транспортной инфраструктуры - станции Новоселье - в связи с вступлением в законную силу новых требований по обеспечению транспортной безопасности, дополнительная оценка уязвимости до настоящего времени не проведена.
Выявленное нарушение законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности угрожает устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пассажирам, работникам объекта транспортной инфраструктуры – станции Новоселье и иным лицам, находящимся на объекте транспортной инфраструктуры - станции Новоселье либо в непосредственной близости от указанного объекта.
Основываясь на ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ч. 1 ГПК РФ, транспортный прокурор просит суд обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Новоселье Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций-структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением-структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-Филиала ОАО «РЖД» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Псковского транспортного прокурора исковое заявление поддержал, пояснил суду вышеизложенное.
В судебном заседании представитель ответчика - ОАО «РЖД» - исковые требования не признал, считал их необоснованными, незаконными, обстоятельства, изложенные в иске, недоказанными. Суду показал, что план обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) станции Новоселье на сегодняшний день разработан в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43. Указанный приказ утратил силу с 01.07.17 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, утвердившего новые требования. Однако требования, утвержденные Постановлением №495, изменились по сравнению со старыми (требованиями №43) только формально, фактически изменений не претерпели.
В соответствии с п. 3 Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 план ОТБ разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Данный план подлежит приведению в соответствие с вновь установленными требованиями безопасности. В случае изменения требований безопасности должна быть проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ и соответствующая корректировка плана ОТИ. Проверка этого соответствия входит в компетенцию Минтранса РФ в силу ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ № 16-ФЗ и Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.03.2013 № 74, так как требует специальных познаний в области транспортной безопасности.
Доказательств того, что ранее проведенная оценка уязвимости и разработанный на ее основе план ОТБ соответствует или не соответствует утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 Требованиям безопасности, в настоящем деле не имеется. Кроме того, с ноября 2014 года по настоящее время на станции Новоселье каких-либо технических изменений не произошло.
Подпункт. 17 п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 не содержит достаточных оснований для принятия решения о необходимости в проведении дополнительной оценки уязвимости ОТИ.
Прокурором не ставится вопрос о необходимости проведения категорирования объекта транспортной инфраструктуры, что предусмотрено пп. 4 п. 5 Постановления Правительства РФ № 495 и должно предшествовать процедуре проведения оценки уязвимости.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта и Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в судебном заседании не участвовали, заявили ходатайства о рассмотрении дела без их присутствия. В отзыве на иск сообщили, что в силу п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных объектов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010 №87 и пп. 17 п. 5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средствжелезнодорожного транспорта", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 у субъекта транспортной инфраструктуры – ОАО «РЖД» возникла обязанность в трехмесячный срок со дня вступления в действие новых Требований провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - станции Новоселье Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций-структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-Филиала ОАО «РЖД».
Выслушав стороны, учитывая позицию третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определил основные понятия, принципы, цели борьбы с терроризмом, ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом, их функции и компетенцию. Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина относится к основным принципам противодействия терроризму (ст. 2).
Транспортная инфраструктура является одной из важнейших составляющих общества, поскольку в ней сосредоточены огромные людские, материальные, технические и информационные ресурсы. Террористические акты в транспортных сетях могут привести к человеческим жертвам, экономическим потерям техногенным и экологическим катастрофам.
Поскольку транспортный комплекс представляет coбoй сложноорганизованную систему, защита его от возможных посягательств террористического характера должна носить системный характер и рассматриваться как важнейшая составляющая безопасности транспорта.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Пункт 12 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ определяет, что транспортный комплекс - это объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.
Исходя из п. 5 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ объектами транспортной инфраструктуры в числе прочих являются железнодорожные станции.
В соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
В силу п. 6 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это определение степени их защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Части 2 и 3 ст. 5 Федерального закона № 16-ФЗ устанавливают, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено Федеральным законом № 16-ФЗ и иными федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее Требования №495).
Указанные Требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, осуществляющими непосредственную эксплуатацию транспортных средств (п. 4).
В соответствии с п.п. 5 п. 5 Требований № 495 обязанность по обеспечению проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры возложена на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно подпункту 6 пункта 5 Требований № 495 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под субъектом транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании.
Субъектом транспортной инфраструктуры является ОАО «РЖД».
Установлено, что Псковской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Новоселье Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций -структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - станция Новоселье), в ходе которой выявлено, что оценка уязвимости железнодорожной станции Новоселье, включенной в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с присвоением реестрового номера №, проведена в 2014 году (утверждена руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта 19.11.2014) – на момент действия Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 (далее - Требования №43).
С 01.07.2017 в связи с вступлением в законную силу Требований № 495, Требования № 43, действовавшие на момент проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры - станции Новоселье, утратили силу.
В соответствии с подпунктом 17 п. 5 Требований № 495, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
Также указанным пп 17 п. 5 Требований отдельно предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).
В силу подпункта 6 п. 5 Требований № 495 субъекты транспортной инфраструктуры обязаны на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
В силу п. 9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" в случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости.
Таким образом, с вступлением в действие новых Требований по обеспечению транспортной безопасности (Требования № 495), в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта у субъекта транспортной инфраструктуры – ОАО «РЖД» возникла обязанность в трехмесячный срок провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, в том числе станции Новоселье Санкт-Петербург - Витебского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-Филиала ОАО «РЖД».
По итогам проведенной проверки транспортным прокурором Псковской области в филиал ОАО «РЖД» внесено Представление об устранении указанных нарушений, которое направлено для рассмотрения в адрес Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движением центральной дирекции филиала ОАО «РЖД».
Как следует из сообщения первого заместителя начальника Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций от 27.05.2019 исх. №, Представление транспортного прокурора рассмотрено, по нему приняты меры. А именно, проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ железнодорожных станций (в том числе Новоселья) внесено в план 2020 года. До 2025 года должны быть реализованы мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и охране объектов (л. д. 9-11).
Из указанного ответа на Представление прокурора следует, что ответчик в целом согласен с требованием транспортного прокурора о необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости и его исполнение зависит от финансовой составляющей деятельности ОА «РЖД».
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая, что поскольку на момент разрешения спора со дня вступления в силу новых требований по обеспечению транспортной безопасности прошло более двух лет, а дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Новоселье проведена не была, ее проведение запланировано на 2020 год, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.
В силу изложенного доводы представителя ответчика о том, что станция Новоселье не претерпела технических изменений, а также о том, что требования, изложенные в двух нормативно-правовых актах (Требования №43 и Требования №495), не отличаются друг от друга, то есть смена требований является формальной, не имеют правового значения.
Вопреки доводам представителя ответчика, требование транспортного прокурора сформулировано конкретно и не требует дополнительных разъяснений, поскольку понятие оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры и порядок ее проведения предусмотрены Федеральным законом № 16 «О транспортной безопасности» (п.6 ст. 1, ст.5). При этом статьей 9 указанного ФЗ предусмотрено, что планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры разрабатываются субъектами транспортной инфраструктуры на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Кроме того, понятие оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры и порядок ее проведения регламентированы Приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
Срок, установленный прокурором для исполнения исковых требований – 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда - с учетом трехмесячного срока, предусмотренного пп. 6 п. 5 Требований №495, а также с учетом того, что 2020 год, на который запланировано проведение дополнительной оценки уязвимости согласно ответу должностного лица ответчика на Представление прокурора, уже начался, суд считает обоснованным и достаточным.
Неисполнение ответчиком возложенной на него законодательством обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Новоселье, нарушает права граждан на безопасное использование указанным объектом железнодорожного транспорта, поэтому суд считает исковые требования транспортного прокурора, заявленными в защиту неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», законными и обоснованными, а, следовательно, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Псковского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Новоселье Санкт-Петербург-Витебского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - Филиала ОАО «РЖД» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17 марта 2020 года.
Судья Е.В. Богданова