Решение по делу № 2а-2149/2018 от 30.03.2018

Дело №2а-2149/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2018г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

при секретаре: Зайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СОГБУ «Смоленскавтодор» к муниципальному образованию город Смоленск в лице Администрации г.Смоленска об оспаривании бездействия и возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку инженерных коммуникаций на учет в качестве бесхозяйного имущества,

у с т а н о в и л:

СОГБУ «Смоленскавтодор», в оперативном управлении которого находится часть нежилых помещений здания по адресу: <адрес>, обратилось в суд с административным иском к муниципальному образованию город Смоленск в лице Администрации г.Смоленска о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных инженерных коммуникаций, расположенных в Промышленном районе г.Смоленска от мест подключения до здания <адрес> и возложении на административного ответчика обязанности по постановке на учет этого имущества в соответствии с действующим законодательством, сославшись на то, что данные инженерные коммуникации находятся в аварийном состоянии, их обслуживание ни одной специализированной организацией г.Смоленска не осуществляется, тогда как орган местного самоуправления отказывается принять в муниципальную собственность названные бесхозяйные объекты жилищно-коммунального назначения, задействованные в схеме водо-, теплоснабжения и канализации.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МТУ Росимуещства в Калужской, Брянской и Смоленской областях и ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Смоленской области».

Представитель административного истца Ивонин С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации г.Смоленска Курзинер О.В., возражая против удовлетворения административного иска, указала на то, что административно-производственное здание <адрес> является федеральной собственностью, передано в оперативное управление ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Смоленской области» и СОГБУ «Смоленскавтодор», а упомянутые выше инженерные коммуникации обеспечивают эксплуатацию только этого здания, а не населения г.Смоленска, что исключает обязанность административного ответчика по постановке этих коммуникаций на учет в качестве бесхозяйного имущества. Сослалась также на пропуск административным истцом предусмотренного ст.219 КАС РФ срока обращения за судебной защитой.

Представитель МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях Гончарова Е.Б. в судебном заседании указала на то, что инженерные коммуникации, расположенные в Промышленном районе г.Смоленска от мест подключения до здания <адрес>, в реестре федерального имущества не числятся, тогда как само здание и земельный участок под ним включены в такой реестр.

Представитель ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Смоленской области» Карпова Ю.С. в судебном заседании сослалась на обоснованность административного иска.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно п.п.1, 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании ст.41 Устава города Смоленска (принят решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005 №164), п.1.4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 27.04.2007 №546, Администрация города Смоленска в пределах полномочий, определенных Уставом города Смоленска и указанным Положением, от имени города Смоленска осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества.

В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением Администрации Смоленской области от 08.10.2014 №1392-р/адм СОГБУ «Смоленскавтодор» реорганизовано в форме присоединения к нему СОГБУ «Специализированный монтажно-эксплуатационный участок», в связи с чем, в оперативное управление административного истца передана часть нежилых помещений здания №25А в п.Тихвинка г.Смоленска, являющегося федеральной собственностью.

Другаяю часть нежилых помещений в названном здании находится в оперативном управлении ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Смоленской области».

К зданию <адрес> подходят инженерные коммуникации (водопровод, теплосеть, канализация), которые, как следует об объяснений представителя административного истца, на балансе упомянутых учреждений не находятся, не обслуживаются ни одной специализированной организацией, в связи с чем, их техническое состояние является аварийным (л.д.14-18, 21-22).

В то же время, часть участка теплосети от ТК-4 по <адрес> до ТК-7 в <адрес> включена в Перечень бесхозяйных объектов г.Смоленска, являющийся приложением к постановлению Администрации г.Смоленска от 05.11.2014 №1951-адм (л.д.10-13).

На обращение СОГБУ «Смоленскавтодор» от ДД.ММ.ГГГГ о принятии в муниципальную собственность спорного участка инженерных коммуникаций письмом Управления имущественных и земельных отношений Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о нецелесообразности осуществления процедурных действий, направленных на установление в отношении указанных коммуникаций статуса бесхозяйного недвижимого имущества с последующим приятием его в муниципальную собственность (л.д.7-8).

По результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ. прокуратурой Промышленного района г.Смоленска по заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ. проверки правомерности бездействия Администрации г.Смоленска, выразившегося в несовершении действий, направленных на принятие названных бесхозяйных инженерных коммуникаций в муниципальную собственность, установлено, что здание <адрес> введено в эксплуатацию как производственная база Смоленского специального монтажно-эксплуатационного участка ГАИ УВД в составе административно-производственного здания с переходной галереей и гаражом согласно постановлению мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. При этом Смоленскому специальному монтажно-эксплуатационному участку ГАИ УВД было предписано принять на баланс производственную базу с инженерными сетями, обеспечив их нормальную эксплуатацию (п.3 постановления мэра г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ1995 №<данные изъяты>).

Вместе с тем, согласно акту приемки законченного строительством объекта (названного административно-производственного здания с переходной галереей) от ДД.ММ.ГГГГ внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, обеспечивающие нормальную эксплуатацию объекта, приняты пользователями – городскими эксплуатационными организациями (л.д.15-18).

В письме прокуратуры Промышленного района г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ отмечается, что указанные инженерные коммуникации нужды населения г.Смоленска не обеспечивают, тогда как бюджет г.Смоленска на протяжении последних лет является дефицитным, что послужило причиной отказа органа местного самоуправления в принятии данных бесхозяйных коммуникаций в муниципальную собственность. (л.д.14, 19-22).

Из объяснений лиц, участвующих в деле, а также представленных письменных доказательств следует, что указанное выше имущество в реестре муниципальной собственности, государственной собственности Смоленской области и федеральной собственности не значится.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о собственниках инженерных коммуникаций, расположенных в Промышленном районе г.Смоленска от мест подключения до здания <адрес>, отсутствуют.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит доказанным факт того, что инженерные коммуникации, расположенные в Промышленном районе г.Смоленска от мест подключения до здания <адрес> являются бесхозяйным недвижимым имуществом.

Вместе с тем, несмотря на то, что установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок обращения за судебной защитой прав административным истцом не пропущен (бездействие органа местного самоуправления носит длящийся характер и продолжается до настоящего времени), суд не находит оснований для возложения на административного ответчика обязанности по совершению действий, направленных на постановку указанных выше инженерных коммуникаций на учет в качестве бесхозяйного имущества.

В соответствии п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

По смыслу вышеприведенных нормативных положений сам факт выявления бесхозяйного недвижимого имущества в виде инженерных коммуникаций не влечет за собой возникновение у Администрации г.Смоленска безусловной обязанности по совершению действий, направленных на постановку данного имущества на учет в качестве бесхозяйного, а у юридических лиц, которые заинтересованы в обеспечении надлежащей эксплуатации этих коммуникаций, - возникновение права требовать от органа местного самоуправления принятия данного бесхозяйного имущества в муниципальную собственность Такая обязанность возникает у органа местного самоуправления только в том случае, если необходимость совершения соответствующих действий сопряжена с разрешением вопросов местного значения в интересах населения городского округа.

Указанные в административном иске наружные инженерные коммуникации обеспечивают эксплуатацию здания <адрес> и в обслуживании населения г.Смоленска не задействованы, в связи с чем, постановка их на учет в качестве бесхозяйного имущества направлена на защиту интересов именно СОГБУ «Смоленскавтодор» и ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Смоленской области», а не населения городского округа.

Кроме того, заявленные СОГБУ «Смоленскавтодор» исковые требования по существу направлены на дальнейшую регистрацию права муниципальной собственности на инженерные коммуникации, тогда как законодательство не предусматривает передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 13.06.2006 №КАС06-193). Правовые нормы, обязывающие орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимой вещь, отсутствуют.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного иска СОГБУ «Смоленскавтодор».

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск СОГБУ «Смоленскавтодор» к муниципальному образованию город Смоленск в лице Администрации г.Смоленска об оспаривании бездействия и возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку инженерных коммуникаций на учет в качестве бесхозяйного имущества, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий А.В.Кудряшов

2а-2149/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
СОГБУ «Управление областных автомобильных дорог»
Ответчики
МО "Город Смоленск" в лице Администрации г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
30.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Подготовка дела (собеседование)
13.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее