№ 2-388/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Кослан 25 июня 2015 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фищева Д.А.,
при секретаре Мовзер И.А.,
с участием:
истицы Демченко Л.Е.,
представителей ответчика администрации МР «Удорский» Алексеенко А.Ю., Третьяковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко Л.Е. к администрации МР «Удорский» об обязании определить очередность на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории пенсионеров с момента назначения трудовой пенсии по старости,
установил:
Демченко Л.Е. обратилась в суд с иском к администрации МР «Удорский» об обязании определить очередность на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории пенсионеров с момента назначения трудовой пенсии по старости, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленного требования указала, что ДД.ММ.ГГГГ по категории работающих лиц поставлена администрацией МР «Удорский» на учет в числе граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Позднее, ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена трудовая пенсия по старости, выдано пенсионное удостоверение установленного образца. В силу закона пенсионеры имеют преимущество на предоставление жилищных субсидий перед работающими гражданами. Однако, специалистами по жилищным вопросам администрации МР «Удорский» данное право ей разъяснено только ДД.ММ.ГГГГ при обращении по вопросу движения очереди на выплаты. Решением ответчика очередность на получение жилищной субсидии для переселения в списке граждан по категории пенсионеров определена ей не с момента назначения пенсии, как того требует закон, а с момента подачи заявления на перевод из одной льготной категории граждан в другую, что является нарушением ее прав.
В судебном заседании Демченко Л.Е. заявленные требования и доводы в их обоснование полностью поддержала.
Представители администрации МР «Удорский» Алексеенко А.Ю., Третьякова А.В., действующие по доверенности, с иском не согласились. В обоснование своих возражений сослались на письмо заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому момент возникновения права на переход из одной категории указанной выше очередности в другую должен исчисляться с даты подачи очередником соответствующего заявления.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно письменным материалам дела, Демченко Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая в <адрес>, поставлена в администрации МР «Удорский» на учет в списке работающих граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истице досрочно назначена трудовая пенсия по старости по основаниям подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ДД.ММ.ГГГГ Демченко Л.Е. обратилась в администрацию МР «Удорский» с письменным заявлением о переводе из списка работающих граждан в список пенсионеров, имеющих право на получение жилищной субсидии по указанному выше основанию.
Постановлением руководителя администрации муниципального района «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ № заявление истицы о переводе из одной льготной категории граждан в другую удовлетворено с датой постановки в новую очередь – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня ее соответствующего обращения.
В силу части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 11 ГПК РФ).
Поскольку право истицы на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории пенсионеров никем не оспаривается, суд в соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ рассмотрел дело в пределах заявленных требований.
Судом установлено, что возникшие между сторонами спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 05.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон от 05.10.2002 № 125-ФЗ).
Согласно преамбуле закона, настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со статьей 2 этого же закона, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Аналогичное правило определения очередности в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, закреплено пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.
Как видно из приведенных выше законоположений, в случае поставки гражданина на учет для получения единовременной социальной выплаты и изменения условий ее получения очередность предоставления жилищной субсидии определяется с момента возникновения права на переход гражданина из одной льготной категории лиц в другую, и не ставиться в зависимость от каких-либо условий. В том числе, не зависит от даты подачи заявления о соответствующем переводе.
Таким образом, в силу закона истица имеет право определения очередности на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории пенсионеров с момента назначения трудовой пенсии по старости, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
Что касается ссылок представителей ответчика на письмо заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и коммунальному хозяйству от 21.05.2013 № 4365-АШ/07/ГС, то само по себе правового значения для дела оно не имеет.
Из содержания указанного выше документа видно, что письмо разъясняет основания и момент возникновения права граждан только на переход из одной категории очередности в другую, а не порядок определения очередности в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, как это было неправильно истолковано ответчиком.
Учитывая изложенное, иск Демченко Л.Е. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск Демченко Л.Е. удовлетворить.
Обязать администрацию МР «Удорский» определить очередность Демченко Л.Е. на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории пенсионеров с момента назначения трудовой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Составление мотивированного решения отложить до 11 часов 30 июня 2015 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд.
Судья Д.А. Фищев
Мотивированное решение составлено к 11 часам 30 июня 2015 года.
Судья Д.А. Фищев