ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 2а-1782/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 февраля 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б.,
судей Малаевой В.Г., Мальмановой Э.К.,
при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя войсковой части 6688 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по доверенности Курбанова К.Р. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению войсковой части 6688 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации к ФГБУ «ФКП Росреестра по Астраханской области» о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., пояснения представителя войсковой части 6688 по доверенности Вихляева С.С., суд
установил:
Войсковая часть 6688 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – заявитель, административный истец, войсковая часть 6688) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Филиалу Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Астраханской области (далее - кадастровая палата) о признании незаконным отказа от 7 февраля 2019 года за № МК/0632 о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости и возложении обязанности на административного ответчика предоставить сведения на запрос от 16 января 2019 года за исх. № 4021/25-28 войсковой части 6688 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что письмом от 7 февраля 2019 года за № МК/0632 кадастровой палатой было принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости на военнослужащих войсковой части 6688 об имевшихся (имеющихся) у них объектах недвижимости для решения жилищных вопросов военнослужащих, связанных с постановкой на жилищный учет. С данным отказом заявитель не согласен.
Решением Советского районного суда города Астрахани от 17 мая 2019 года удовлетворено административное исковое заявление.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 августа 2019 года решение от 17 мая 2019 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления оказано.
В кассационной жалобе представитель войсковой части 6688 просит отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Судебной коллегией допущено нарушение норм материального и процессуального права. Войсковая часть 6688, входящая в систему органов исполнительной власти, вправе бесплатно получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости ограниченного доступа.
Определением судьи от 23 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что войсковая 6688 входит в структуру федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, уполномоченным на признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, вследствие чего на данный институт возложена обязанность по проверке и контролю за достоверностью сведений, служащих основанием для постановки военнослужащих на учет как нуждающихся в предоставлении жилых помещений; административный истец, входящий в систему органов исполнительной власти вправе на основании статей 62, 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» бесплатно получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ограниченного доступа.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что административный истец не относится к перечню лиц, обладающих правом на безвозмездное получение сведений, предусмотренных частью 13 статьи 62 и частью 1 статьи 63 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) должностных лиц являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 января 2019 года войсковая часть 6688 обратилась в кадастровую палату по Астраханской области с запросом о предоставлении сведений о правах военнослужащих на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости.
7 февраля 2019 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Астраханской области» было принято решение № МК/0632 об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости на военнослужащих войсковой части 6688.
Отказ мотивирован тем, что с запросом о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости ограниченного доступа на безвозмездной основе обратилось лицо, которому такие сведения предоставлены быть не могут.
При этом указанный орган исходил из положений части 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которой обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа и предоставляются только лицам, указанным в части 13 статьи 62 указанного Федерального Закона; перечень лиц, установленный частью 13 статьи 62 и частью 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит; из приложенных к заявлению документов не представилось возможным установить, что войсковая часть 6688 относится к лицам, перечень которых установлен частью 1 статьи 63 Федерального закона, обладающих правом на бесплатное получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости и получение сведений ограниченного доступа.
Пунктом 13 статьи 62 Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определен перечень лиц, обладающих правом получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости.
Обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа. Перечень лиц, которым такие сведения могут быть предоставлены, закреплен в части 13 статьи 62 Закона о регистрации и является исчерпывающим.
Однако, как следует, из положений действующего законодательства воинские части создаются в составе Министерства обороны Российской Федерации, Войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 63 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, федеральных государственных органов.
Суд первой инстанции, ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», правильно пришел к выводу, что войсковая часть 6688 входит в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, являющейся федеральным органом исполнительной власти и административный истец отнесен к системе федеральных органов исполнительной власти и входит в нее.
В силу пункта 31 части 8 Федерального закона от 3 июля 2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями получать на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданств, (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ, а также иных войсках.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что к военнослужащим относятся, в том числе офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования как после, так и до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, в том числе войсках национальной гвардии РФ, и членам их семей.
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ (статья 15 Федерального закона).
В пунктах 1,16 Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (вместе с «Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации», «Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно») закреплено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами.
Ссылаясь на приведенные нормы права и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что войсковая часть 6688 входит в структуру федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, уполномоченным на признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, вследствие чего на данный институт возложена обязанность по проверке и контролю за достоверностью сведений, служащих основанием для постановки военнослужащих на учет как нуждающихся в предоставлении жилых помещений, руководствуясь вышеприведенными положениями законов; административный истец, входящий в систему органов исполнительной власти вправе на основании статей 62, 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» бесплатно получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, ограниченного доступа.
С учетом изложенного, приведенных норм права, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований войсковой части 6688 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, является правильным.
Тогда как апелляционной инстанцией не учтены выше приведенные правовые нормы и не исследованы обстоятельства отнесения войсковой части в структуру федеральных органов исполнительной власти.
В связи с допущенными судом апелляционной инстанции существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход административного дела, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным, его надлежит отменить.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 августа 2019 года отменить, решение Советского районного суда города Астрахани от 17 мая 2019 года оставить в силе.
Председательствующий |
Судьи |