Судья Амелькина М.В. Дело № 33-250/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 февраля 2015 года город Орёл
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Майоровой Л.В., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Кружковой А.А.,
в открытом судебном заседании в помещении суда слушала гражданское дело по исковому заявлению <...> к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> на решение Заводского районного суда города Орла от 4 декабря 2014 года, которым заявленные исковые требования удовлетворены.
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Майоровой Л.В., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> <...> Н.Л., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца <...> Т.Н., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
<...> Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> (далее – УПФ РФ <...>) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указывала, что в августе 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с проживанием в период времени с 1961 года по 1 июня 1990 года в <...> на территории, которая относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако ответчиком ей было отказано в назначении пенсии по тем основаниям, что ее регистрация по указанному адресу не подтверждена документально.
Указывала, что не согласна с данным отказом, поскольку в спорный период времени постоянно проживала в <...>, была там зарегистрирована, однако регистрацию подтвердить не может в связи со сменой паспорта.
По этим основаниям просила суд зачесть период проживания с 1961 года по 1 июня 1990 года в <...> для досрочного назначения пенсии по старости, признать за ней право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, обязать ответчика назначить пенсию с момента достижения возраста 53 лет, то есть с <...> августа 2014 года.
Представитель УПФ РФ <...> в суде возражал против удовлетворения исковых требований <...> Т.Н., поскольку истцом не представлено документов о регистрации по месту жительства, подтверждающих факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в оспариваемый период.
Рассмотрев возникший спор, районный суд постановил указанное выше решение.
УПФ РФ <...> не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ссылается на то, что истец не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку период её проживания на территории, которая относится к зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подтверждается регистрацией по месту жительства.
Указывает на то, что суд необоснованно обязал ответчика производить истцу выплату пенсии со дня обращения с заявлением, поскольку такое право у неё не может возникнуть ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно статье 34 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 названного Закона границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, действовавший до 1 февраля 1998 года, в котором был указан населенный пункт – <...>
Как усматривается из материалов дела, в августе 2014 года <...> Т.Н. обратилась в УПФ РФ <...> с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением УПФ РФ <...> № <...> от 15 августа 2014 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права (л.д. 15).
Письмом УПФ РФ <...> от 19 августа 2014 года № <...> <...> Т.Н. разъяснено, что права на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста она не имеет, поскольку факт проживания или работы на загрязненной территории не подтвержден документами (л.д. 13).
Проверяя доводы истца о её проживании в период с 1961 года по 1 июня 1990 года в <...>, суд первой инстанции установил, что <...> Т.Н., <...> года рождения, является уроженкой <...>. 7 августа 1990 года из места рождения она выбыла по адресу: <...> (л.д. 7-10, 47).
Сведения о предыдущей регистрации в паспорте истца, а также в отделе адресно-справочной работы Управления федеральной миграционной службы России <...> отсутствуют (л.д. 7-9, 43).
Как следует из архивной справки, похозяйственные книги по <...> за период с 1986 по 1990 годы частично не сохранились (л.д. 14).
Судом установлено, что 21 мая 1981 года у <...> Т.Н. родился сын - <...>, местом его рождения указано: <...> (л.д. 11).
Из справки администрации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы <...> усматривается, что <...> обучался в данной школе с 1 сентября 1988 г. по 28 августа 1990 г., проживал по адресу: <...> Выбыл из школы 28 сентября 1990 г. в связи с переводом в школу № <...> в связи с переездом родителей.
Факт проживания истца на 26 апреля 1986 года и в последующем до 1 июля 1990 года в <...> подтверждается также показаниями свидетелей <...> Г.Ф., <...> Л.Н. и <...> В.А., из которых следует, что истец с момента рождения проживала в <...> в родительской квартире. В 1990 г. истец получила квартиру от завода <...> на <...>, куда переехала с семьей.
Установив перечисленные обстоятельства, принимая во внимание, что право <...> Т.Н. на досрочную трудовую пенсию, с учетом наличия у ней права на получение льготной пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, возникло с момента достижения возраста 53 лет, суд правильно пришёл к выводу о том, что исковые требования <...> Т.Н. о признании за ней вышеназванного права подлежат удовлетворению, указав, что пенсия должна быть назначена истцу с <...> августа 2014 года.
По изложенным выше основаниям довод жалобы ответчика о том, что спорный период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом не подтвержден регистрацией, не влечет отмену решения суда.
Более того, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ответчика производить выплату пенсии с <...>.08.2014, поскольку такое право у истца может возникнуть только после вступления в законную силу решения суда, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку он противоречит положениям ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, поскольку в апелляционной жалобе их обоснованность не опровергнута.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 4 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации <...> - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи