в„–Р°-1923/2017
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
30 ноября 2017 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.,
при секретаре судебного заседания Кумскове А.В.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования города-курорта Ессентуки и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования города-курорта Ессентуки о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
Определением суда от 09.11.2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ессентуки.
В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Она пояснила, что в Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка устранения нарушений природоохранного законодательства, в части охраны зеленых насаждений на территории города - курорта Ессентуки, изложенных в представлении Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора от 17.02.2017 года.
Установлено, что полномочия по реализации вопросов местного значения, предусмотренных п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части организации благоустройства территории городского округа, озеленения территории, администрацией городского округа Ессентуки исполняются ненадлежащим образом.
Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1.1.1, 5.1 - 5.9 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, п.п. 1-5 Методики инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, администрацией города Ессентуки оценка состояния зелененных территорий города Ессентуки, в том числе, долгосрочная оценка (один раз в 10 лет) и ежегодная (плановая) оценка (два раза в год), не проводятся, ведомости дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, не составляются, инвентаризация городских зеленых насаждений, включающая в себя составление инвентарного плана и паспорт объекта, также не проведена.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие администрацией муниципального образования города - курорта Ессентуки мер по проведению оценки состояния озелененных территорий города Ессентуки, составлению ведомостей дефектов и перечня мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, проведению инвентаризации городских зеленых насаждений, включающей в себя составление инвентарного плана и паспорта объекта, а также отсутствие надлежащего контроля за состоянием зеленого фонда города, а также мер по его охране и поддержанию в здоровом состоянии, приводит к болезням и гибели зеленых насаждений, влечет ухудшение экологической обстановки на территории курорта федерального значения Ессентуки.
Вследствие бездействия администрации города - курорта Ессентуки затруднено, а зачастую, и невозможно установление фактов незаконного сноса, повреждения зеленых насаждений, оценка состояния и количества удаленных деревьев, а также определение размера причиненного ущерба, компенсационной стоимости, и соответственно, взыскания такой стоимости с виновных лиц.
Ранее, в целях устранения указанных нарушений 17.02.2017 главе города – курорта Ессентуки Некристову А.Ю. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно информации администрации города - курорта Ессентуки о результатах рассмотрения представления прокурора, в связи с отсутствием в бюджете города финансирования на проведение мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений и организации оценки состояния зеленых насаждений на территории города - курорта Ессентуки, вопрос о выделении бюджетных средств будет вынесен на заседание межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.
РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города - курорта Ессентуки, выразившееся в непринятии в период с 17.02.2017 года по 16.10.2017 года мер по проведению оценки состояния озелененных территорий города Ессентуки, составлению ведомостей дефектов и перечня мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, проведению инвентаризации городских зеленых насаждений, включающей в себя составление инвентарного плана и паспорта объекта.
Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования города - курорта Ессентуки обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по оценке состояния озелененных территорий города Ессентуки, составлению ведомостей дефектов и перечня мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, проведению инвентаризации городских зеленых насаждений, включающей в себя составление инвентарного плана и паспорта объекта.
Представитель административного ответчика Администрации г. Ессентуки – Дусев В.С., выступающий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований. Полагал, что федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа самоуправления проводить инвентаризацию зеленых насаждений.
Представитель административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ессентуки – Баламут В.А., выступающий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным представителем Дусевым В.С.
Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, проанализировав их доводы, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за зашитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а так же право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами. Понуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации их законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решение, действие (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Бездействие администрации муниципального образования города - курорта Ессентуки в период с 17.02.2017 года по 16.10.2017 года выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой 16.10.2017 года, что подтверждается рапортом помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В., информацией администрации города - курорта Ессентуки. Административное исковое заявление подано в суд 23.10.2017 года. Таким образом, срок на обращение с настоящим административным иском не истек.
В судебном заседании установлено, что в Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка устранения нарушений природоохранного законодательства, в части охраны зеленых насаждений на территории города - курорта Ессентуки, изложенных в представлении Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора от 17.02.2017 года.
Установлено, что полномочия по реализации вопросов местного значения, предусмотренных п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части организации благоустройства территории городского округа, озеленения территории, администрацией городского округа Ессентуки исполняются ненадлежащим образом.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, унитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Согласно п.п. 1.1.1, 5.1 - 5.9 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153 (далее - Правила), зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов.
Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Основной составляющей системы оценки озелененных территорий является оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства.
Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по сериалам обследования квалифицированными специалистами.
Оценка состояния озелененных территорий осуществляется:
- долгосрочная оценка - один раз в 10 лет;
- ежегодная (плановая) оценка - два раза в год;
- оперативная оценка - по специальному распоряжению.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам,
показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
Долгосрочная оценка ситуации осуществляется РїРѕ результатам инвентаризации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… зеленых насаждений СЃ периодичностью 1 раз РІ 10 лет. Рнвентаризация проводится РІ соответствии СЃ «Методикой инвентаризации РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… зеленых насаждений» (Минстрой Р РѕСЃСЃРёРё, 1997).
Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр.
Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью - обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства.
Ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта.
Ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре) проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях.
По данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров вставляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к удержанию в зимних условиях. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах.
Согласно п. 6.2 Правил, все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых падей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории.
Порядок проведения инвентаризации городских зеленых насаждений предусмотрен Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, составленной на основании решения Комиссии Президиума Совета Министров СССРпо охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов от 28.07.1988 № 5 (далее - Методика).
Так, в соответствии с п.п. 1 - 5 Методики, инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях использования данных учета для составления статистической отчетности, развития зеленого хозяйства, планирования нового строительства, восстановления, реконструкции и эксплуатации ландшафтно - архитектурных объектов в городах и поселках, установления ответственного лица за их сохранность и состояние, а также удовлетворения иных потребностей соответствующих организаций.
В соответствии с указанными целями учет зеленых насаждений заключается в:
а) определении общей площади, занимаемой зелеными насаждениями, и распределении ее по категориям, в том числе деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, дорожками, строениями, сооружениями, водоемами и пр.; расчет соответствия площади зеленых насаждений в целом и каждой категории требованиям СНиП;
б) установлении количества деревьев и кустарников с определением типа насаждения, породы, возраста растений, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), состояния;
в) установлении наличия и принадлежности стационарных инженерно- архитектурных сооружений и оборудования ландшафтно-архитектурных объектов (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.);
г) составлении необходимых чертежей, заполнении паспорта, составлении сводных данных о зеленых насаждениях населенного пункта;
д) своевременной регистрации происшедших изменений.
Учету подлежат все (за исключением расположенных на землях, изъятых из ведения местных муниципальных органов) ландшафтно-архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и др.) в пределах городской (поселковой) черты.
Строения, подземные и надземные сооружения, расположенные на ландшафтно-архитектурных объектах, учитываются по соответствующим инструкциям.
В результате проведения технического учета на каждый ландшафтно-архитектурный объект должны быть составлены: инвентарный план, в зависимости от площади объекта, и паспорт.
Проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1.1.1, 5.1 - 5.9 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 № 153, п.п. 1-5 Методики инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, администрацией города Ессентуки оценка состояния зелененных территорий города Ессентуки, в том числе, долгосрочная оценка (один раз в 10 лет) и ежегодная (плановая) оценка (два раза в год), не проводятся, ведомости дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, не составляются, инвентаризация городских зеленых насаждений, включающая в себя составление инвентарного плана и паспорт объекта, также не проведена.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие администрацией муниципального образования города - курорта Ессентуки мер по проведению оценки состояния озелененных территорий города Ессентуки, составлению ведомостей дефектов и перечня мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, проведению инвентаризации городских зеленых насаждений, включающей в себя составление инвентарного плана и паспорта объекта, а также отсутствие надлежащего контроля за состоянием зеленого фонда города, а также мер по его охране и поддержанию в здоровом состоянии, приводит к болезням и гибели зеленых насаждений, влечет ухудшение экологической обстановки на территории курорта федерального значения Ессентуки.
Вследствие бездействия администрации города - курорта Ессентуки затруднено, а зачастую, и невозможно установление фактов незаконного сноса, повреждения зеленых насаждений, оценка состояния и количества удаленных деревьев, а также определение размера причиненного ущерба, компенсационной стоимости, и соответственно, взыскания такой стоимости с виновных лиц.
В целях устранения указанных нарушений 17.02.2017 главе города – курорта Ессентуки Некристову А.Ю. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно информации администрации города - курорта Ессентуки о результатах рассмотрения представления прокурора, в связи с отсутствием в бюджете города финансирования на проведение мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений и организации оценки состояния зеленых насаждений на территории города - курорта Ессентуки, вопрос о выделении бюджетных средств будет вынесен на заседание межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.
Согласно Решению Думы г. Ессентуки №62 от 29.06.2016 года и Решения Думы г. Ессентуки №56 от 31.05.2017 года, на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки возложены обязанности по организации, благоустройству, озеленению территории города, проведению общественных работ, месячников по благоустройству и озеленению территории города, а также осуществлению мероприятий в области охраны, восстановления и использования лесов «Лесохозяйственный регламент».
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что в данном случае Администрацией г. Ессентуки допущено бездействие, так как отсутствие в бюджете города финансирования на проведение мероприятий по инвентаризации зеленых насаждений и организации оценки состояния зеленых насаждений на территории города - курорта Ессентуки, не является уважительной причиной не выполнения требований федерального закона. Заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 177, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґР°-курорта Ессентуки Рё Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Рі. Ессентуки Рѕ признании незаконным бездействия Рё возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования города - курорта Ессентуки, выразившееся в непринятии в период с 17.02.2017 года по 16.10.2017 года мер по проведению оценки состояния озелененных территорий города Ессентуки, составлению ведомостей дефектов и перечня мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, проведению инвентаризации городских зеленых насаждений, включающей в себя составление инвентарного плана и паспорта объекта.
Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования города - курорта Ессентуки обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по оценке состояния озелененных территорий города Ессентуки, составлению ведомостей дефектов и перечня мероприятий, необходимых для подготовки объектов к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях, проведению инвентаризации городских зеленых насаждений, включающей в себя составление инвентарного плана и паспорта объекта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 декабря 2017 года.
Председательствующий судья В.А. Емельянов