УИД: 88RS0003-01-2021-000015-06
Дело № 2а-20/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2021 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием административного истца прокурора Эвенкийского района Красноярского края в лице заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В.,
представителей административного ответчика - Администрации Эвенкийского муниципального района Грибовой В.М., действующей на основании доверенности № 07 от 12.01.2021 г., Щетинина И.Е., действующего на основании доверенности №05 от 20.01.2021,
представителя заинтересованного лица Администрации с. Ванавара Черновой А.С., действующей на основании доверенности №1 от 04.02.2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края с использованием видеоконференц-связи с Илимпийским районным судом Красноярского края административное дело № 2а-20/2021 по административному исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эвенкийского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности, мотивировав заявленные требования следующим.
Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о водоотведении на территории с. Ванавара.
В ходе проверки было установлено, что решением Ванаварского сельского совета депутатов № 1241 от 30.12.2020 «О передаче части полномочий органам местного самоуправления Эвенкийского муниципального района» сельским поселением с. Ванавара полномочия по организации в границах поселения водоотведения переданы в полномочия Эвенкийского муниципального района. Указанной датой главой Эвенкийского муниципального района Черкасовым А.Ю. и главой с. Ванавара ФИО9 заключено соглашение о передаче с. Ванавара полномочий по водоотведению и принятии данных полномочий Эвенкийским муниципальным районом. В соответствии с п. 2.1. передача полномочий по предмету соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых ежегодно из бюджетов сельского поселения и муниципального района.
В нарушение требований законодательства трубы канализационных сетей села Ванавара расположены в одних лотках/каналах (теплотрассах) с инженерными сетями холодного водоснабжения и теплоснабжения, на расстоянии менее 1,5 и 0,5 метра:
- по <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
ПО мнению административного истца, Администрацией Эвенкийского муниципального района не приняты меры по организации водоотведения, не определена для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующая организация, в следствие указанного бездействия, 20.01.2021 г. произошло перемерзание и засорение канализационной системы в районе коллектора № 25 расположенного на краю дороги в районе юго-восточного угла территории земельного участка по адресу <адрес> в связи с чем 21 и 22 января 2021 было закрыто для посещения детей МКДОУ «Детский сад «Северок», жидкие бытовые отходы вышли на поверхность смежных земельных участков засорили их, а также попали на трубы холодного и горячего водоснабжения, создавая угрозу их повреждения и попадания жидких бытовых отходов в систему холодного и горячего водоснабжения, что может стать следствием массового отравления жителей с. Ванавара, создает угрозу для их жизни и здоровья.
На запросы МКДОУ «Детский сад «Северок» в адрес МКУП с. Ванавара «Ванаваракомсервис» и ООО «Ванавараэнергоком» руководителю детского сада было отказано в предоставлении услуги и устранении причин аварии.
Кроме того, проверкой журнала учета аварий ООО «Ванавараэнергоком» установлен систематический прорыв труб канализационной сети, с выходом сточных вод и затоплением лотков (каналов) с трубами холодного водоснабжения и теплоснабжения, с выходом сточных вод на поверхность и затоплением прилегающих земель.
В результате затопления агрессивными канализационными стоками, трубы холодного и горячего водоснабжения подвергаются быстрой коррозии и утрате своих функциональных, эксплуатационных свойств, то есть утрате надежности труб холодного и горячего водоснабжения раньше истечения предусмотренного срока службы этих труб.
Утечки через ревизии и при авариях неочищенных и необеззараженных сточных вод из канализационных сетей села Ванавара влечет загрязнение почвы по химическим, бактериологическим и паразитологическим показателям, угрожает безопасности питьевой воды, которая должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, тем самым создается угроза причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения села Ванавара, что является нарушением статей 19 и 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3.2 СанПиН 2.1.7,1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Таким образом, как считает административный истец, Администрацией Эвенкийского муниципального района не выполняются требования законодательства по размещению канализационных сетей в соответствии с вышеуказанными требованиями нормативно-правовых актов, тем самым ответчик препятствует реализации принципов охраны прав граждан, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны здоровья, на санитарно-эпидемиологическое благополучие, нарушая права неопределенного круга лиц и создавая угрозу для жизни и здоровья жителей с. Ванавара вследствие отравления водой загрязненной канализационными отходами.
Обращение прокурора с данным административным иском связано с правом неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану окружающей среды, на основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, 218 КАС РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, 218 КАС РФ, ст. 12 ГК РФ, прокурор Эвенкийского района просит суд:
1. Признать незаконным бездействие Администрации Эвенкийского муниципального района по не организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства.
2. Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района в срок до 31.12.2021 организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации бытовой расположенные по адресам по ул. <данные изъяты>
3. Обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующую организацию. даты вступления решения суда в законную силу определить для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующую организацию.
В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. административный иск поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Административный ответчик Администрация ЭМР в лице представителей: Грибовой В.М., действующей на основании доверенности № 07 от 12.01.2021 г., Щетинина И.Е., действующего на основании доверенности №05 от 20.01.2021, участвующих в судебном заседании с помощью видеоконференц-связи с Илимпийским районным судом Красноярского края, административный иск не признали в полном объеме, просили прокурору района в удовлетворении иска отказать.
В качестве своей позиции по делу представители Администрации ЭМР сослались на доводы, изложенные в своем возражении на административное исковое заявление от 18.02.21 №513-06/1, а именно:
30 декабря 2020 г. между муниципальным образованием Эвенкийского муниципального района Красноярского края и муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края заключено соглашение № 476 о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения (далее - Соглашение). Подпунктом 1 п. 1.1. раздела 1 Соглашения сельское поселение передает, а Эвенкийский муниципальный район принимает полномочия по "организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и снабжения населения, водоотведения (при этом сельское поселение организует доставление населению жилищной услуги по сбору и вывозу ЖБО в составе услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме), снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации". В соответствии с п. 5.1. раздела 5 Соглашения срок его действия устанавливается по 31 декабря 2021г.
В соответствии с разделом 2 Соглашения, передача полномочий по предмету Соглашения осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджетов сельского поселения и муниципального района. Стороны ежегодно определяют объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, исходя из прогнозируемых на год доходов и расходов бюджета сельского поселения и бюджета муниципального района, на сумму финансовых средств, необходимых для реализации указанных полномочий.
Так, пунктом 3.1. статьи 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, селений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном ст. 142.4 и 142.5 БК РФ.
До настоящего времени в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края межбюджетные трансферты на осуществление переданных полномочий из бюджета сельского поселения с. Ванавара Эвенкийского муниципального Красноярского края не поступали.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 50 ФЗ 131-ФЗ - в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ № 416-ФЗ) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2015 № 12-59/16226 следует, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с ФЗ № 89-ФЗ.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.
В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.
В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии ВК РФ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
На территории с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края централизованная система отведения отсутствует, удаление жидких фракций осуществляется по самотечной (безнапорной) канализации в септики-накопители, с последующим вывозом в пруды-накопители, и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.
Подпунктом 1 п. 1.1. раздела 1 Соглашения закреплено, что "при этом сельское поселение организует предоставление населению жилищной услуги по сбору и вывозу ЖБО в составе услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме".
С целью организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства необходимо:
1.Обустроить инженерные сети канализации бытовой в соответствии с требованиями действующих строительных и санитарных норм и правил (для этого потребуется минимум 2 года).
2. Начать работу по проектированию и строительству очистных сооружений. Для реализации данного мероприятия также потребуется не менее 2-х лет. Для реализации данного мероприятия необходимо:
- Выбрать земельный участок.
- Обеспечить технологическое присоединение.
- Определить место сброса очищенных стоков, с учетом в последствии получения разрешения на водопользование (согласование Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
- Произвести расчет по объему стоков (м3/сутки).
- Разработать коммерческие предложения по планируемой технологии очистки стоков с предварительными сметными расчетами.
В связи с изложенным, организовать водоотведение во временных рамках переданных полномочий, не представляется возможным.
Организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации бытовой в указанные временные рамки, в срок до 31.12.2021г., технически невозможно, по следующим причинам:
1. С целью обустройства инженерных сетей канализации необходимо осуществить:
обследование существующих инженерных сетей;
разработать проект строительства и реконструкции канализационных сетей;
- провести проектно-изыскательные работы при проектировании новых и реконструируемых сетей канализации;
прохождение экспертизы проектной документации.
2. Данные мероприятия, как показывает практика, разбиваются на этапы:
- 1 этап или первый год - подготовка технической документации и прохождение ее экспертизы,
- 2 этап второй год- реализация мероприятий по строительству и реконструкции канализации.
Для обустройства инженерных сетей канализации бытовой, расположенных по адресам, указанным в административном исковом заявлении, и в целях надлежащего исполнения переданных полномочий, 19.01.2021 г. Администрацией Эвенкийского муниципального района в адрес Главы с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края направлено письмо за исх. № 122-13, с просьбой о передаче имущества и документов для исполнения переданных полномочий. До настоящего времени ответа от Главы с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края в наш адрес не поступало.
Требования административного истца в части возложения на Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующей организации административный ответчик считает не обоснованными, так как согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ № 416-ФЗ - органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. На территории с. Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края централизованная система водоотведения отсутствует.
Участвующая в качестве представителя заинтересованного лица - Администрации с. Ванавара Чернова А.С., действующая на основании доверенности №1 от 04.02.2021 г., административное исковое заявление прокурора района поддержала, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Устава сельского поселения село Ванавара расходование средств бюджета сельского поселения осуществляется по направлениям согласно бюджетной классификации и в пределах, установленных постановлением представительного органа о бюджете сельского поселения на очередной финансовый год.
Как следует из Положения о бюджетном процессе в сельском поселении с.Ванавара, утвержденном решением Ванаварского сельского Совета депутатов от 07.12.2017 № 997, местный бюджет составляется и утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и плановый период) (часть 2 статьи 4 Положения ). Согласно ст. 2 указанного выше Положения в сельском поселении село Ванавара формируется и исполняется местный бюджет. Бюджет сельского поселения село Ванавара включается в консолидированный бюджет Эвенкийского района.
Основные характеристики местного бюджета на 2021 год утверждены решением Ванаварского сельского Совета депутатов № 1233 от 23.12.2020 «О бюджете сельского поселения с.Ванавара на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» (далее – Решение № 1233).
В части 11 Решения № 1233 утвержден объем межбюджетных трансфертов, получаемых из районного бюджета <данные изъяты> на 2023 год. Исполнение местного бюджета осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Из изложенного выше следует, что местный бюджет села Ванавара является плановым и постатейным.
На 2021 финансовый год в бюджете сельского поселения село Ванавара предусмотрены средства на частичное возмещение затрат по сбору и вывозу ЖБО и на обустройство локальных септиков для обеспечения предоставления жилищной услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Финансовые средства на реализацию полномочия по организации в границах сельского поселения водоотведения в бюджете не предусмотрены.
В отношении передачи имущества, необходимого для исполнения полномочий по организации водоотведения на территории села Ванавара заинтересованное лицо пояснило, что 20.01.2021 в Администрацию села Ванавара поступило письмо Главы Эвенкийского муниципального района ФИО10 (исх. № 122-13 от 19.01.2021, вх. № 47) о передаче в Эвенкийский муниципальный район финансирования и имущества, необходимого для организации водоотведения. 25.01.2021 направлено письмо Администрации села Ванавара (исх. № 64) о готовности передать необходимое имущество в собственность Эвенкийского муниципального района. 03.02.2021 получен ответ на наше предложение (исх. № 278-11/2 от 01.02.2021, вх. № 96) о том, что район не согласен принять имущество в собственность и предлагает заключить соглашение о передаче имущества в безвозмездное пользование.
Распоряжением Администрации села Ванавара № 40-р от 18.02.2021 канализационные сети, централизованные септики, принадлежащие по праву собственности муниципальному образованию сельское поселение село Ванавара переданы в собственность Эвенкийского муниципального района. Распоряжение и передаточный акт направлены в Администрацию района для подписания.
Канализационные сети, расположенные в одном лотке с сетями холодного водоснабжения и теплоснабжения, являются составной частью сооружение «Теплотрасса» с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит по праву собственности муниципальному образованию Эвенкийский муниципальный район. Таким образом, канализационные сети, находящиеся в указанной теплотрассе, являются собственностью Эвенкийского муниципального района, что подтверждается выписки из ЕГРН № КУВИ-002/2020-27931856 от 12.10.2020.
По мнению заинтересованного лица, аргументы Администрации Эвенкийского муниципального района о невозможности исполнения требований, изложенных в Административном иске, в связи с передачей полномочий сроком на 1 год являются необоснованными, так как ранее между органами местного самоуправления село Ванавара и органами местного самоуправления Эвенкийского муниципального района заключались Соглашения о передаче полномочий, в соответствии с которыми сроком на один год в район передавались полномочия в том числе по организации в границах поселения электро-, тепло- водоснабжения. Вместе с тем установленный срок на один год не препятствовал оформлению теплотрасс, линий электропередач в собственность Эвенкийского муниципального района и заключению долгосрочных договоров аренды и концессионного соглашения с ООО «ВанавараЭнергоком». Поэтому, как считает Администрация с. Ванавара при наличии законных оснований они не возражают против удовлетворения административного искового заявления (в порядке ст.218 КАС РФ) об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и о понуждении к совершению определенных действий.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица - ООО «ВанавараЭнергоком» в суд своего представителя не направило, своих доводов относительно административного иска не высказало. Между тем, ООО «ВанавараЭнергоком» было уведомлено судом надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается судебным извещением от 26.03.2021 № 2а-20/21/469.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Таким образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ООО «ВанавараЭнергоком», при имеющейся явке и по имеющимся в материалах административного дела доказательствам.
Выслушав в судебном заседании доводы заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В., представителей Администрации ЭМР Грибовой В.М., Щетинина И.Е., представителя заинтересованного лица Черновой А.С., исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление прокурора Эвенкийского района обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством.
Статья 46 Конституции РФ провозглашает, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Частью 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексов Российской Федерации (далее – БК РФ).
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с БК РФ.
Положениями ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы водоотведения поселения, гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоотведения поселений; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; установление нормативов состава сточных вод; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" (далее - Закон Края № 9-3724) за сельскими поселениями Красноярского края закреплена - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Края № 9-3724 - органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных за ними в соответствии с настоящим Законом, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 2 ФЗ № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (ст. 3 ФЗ № 416-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 416-ФЗ организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Положения ст. 12 ФЗ № 416-ФЗ предусматривают, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно п. 9.7 СНиП 41-02-2003. «Тепловые сети» (приняты Постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 N 110) подземную прокладку тепловых сетей допускается предусматривать совместно с перечисленными ниже инженерными сетями:
в каналах - с водопроводами, трубопроводами сжатого воздуха давлением до 1,6 МПа, контрольными кабелями, предназначенными для обслуживания тепловых сетей;
в тоннелях - с водопроводами диаметром до 500 мм, кабелями связи, силовыми кабелями напряжением до 10 кВ, трубопроводами сжатого воздуха давлением до 1,6 МПа, трубопроводами напорной канализации, холодопроводами.
Прокладка трубопроводов тепловых сетей в каналах и тоннелях с другими инженерными сетями, кроме указанных, не допускается.
Также, согласно действующему в настоящее время, актуализированному «СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» (Приказ Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр) пункту 6.1.3 минимальные расстояния по горизонтали (в свету) от наружной поверхности трубопроводов водоснабжения до зданий, сооружений и сетей инженерно-технического обеспечения должны приниматься согласно СП 42.13330.
В своде правил, градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр СНиП 2.07.01-89, СП 42.13330.2016 в пункте 12.36 установлены расстояния между сетями, в соответствии с которыми расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 12.6, а на вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений - не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице 12,6, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до сетей инженерно-технического обеспечения следует принимать в соответствии с СП 62.13330, тепловых сетей - в соответствии с СП 124.13330.2016.
Согласно Таблице 12.6 (Примечание 2) расстояние между канализацией бытовой до хозяйственно-питьевого водопровода по горизонтали должно быть не менее 1,5 м. (Согласно примечания 3 «Расстояния в свету между сетями водопровода и канализации, от наружной стенки канала, тоннеля допускается уменьшать до 0,5 м с учетом обеспечения возможности производства строительно-монтажных и ремонтно-эксплуатационных работ. Необходимые мероприятия (укладка труб на искусственное основание, в обоймах, футлярах, коммуникационных коллекторах, теплоизоляция водопроводных труб и пр.) должны исключать возможность повреждения водопроводных, канализационных и смежно расположенных инженерных сетей, каналов, тоннелей»).
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки было установлено, что в нарушение указанных выше норм и правил, а также нормативно-правовых актов в с. Ванавара трубы канализационных сетей расположены в одних лотках (теплотрассах) с инженерными сетями холодного водоснабжения и теплоснабжения на расстоянии менее 1,5 и 0,5 метра. Администрацией ЭМР, которая в настоящее время исполняет полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и снабжения населения, водоотведения в рамках заключенного с Администрацией с. Ванавара соглашения №476 от 30.12.2020 г., не приняты меры по организации водоотведения, не определена для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующая организация. В результате бездействия административного ответчика по указанным в административном исковом заявлении адресам сохраняется угроза повреждения и попадания жидких бытовых отходов в систему холодного и горячего водоснабжения, что может причинить вред здоровью граждан и загрязнение почвы по химическим, бактериологическим показателям.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные прокурором в административном исковом заявлении требования подлежат полному удовлетворению.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Устанавливая срок исполнения решения суда, суд принимает во внимание важность охраняемых общественных отношений, объем обязанностей, исполнение которых решением суда возложено на Администрацию Эвенкийского муниципального района, существенность бюджетных расходов, мнение прокурора, высказанное в административном исковом заявлении относительно сроков устранения бездействия административным ответчиком, в связи с чем, приходит к выводу, что справедливым, разумным и обоснованным будет согласиться со сроками, указанными административным истцом.
Согласно ч. 1 ст. 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Между тем, согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая данное обстоятельство судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего административного дела, взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Эвенкийского муниципального района по не организации водоотведения в соответствии с требованиями законодательства.
Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района в срок до 31.12.2021 организовать водоотведение и обустроить инженерные сети канализации бытовой расположенные по адресам по <данные изъяты>
Обязать администрацию Эвенкийского муниципального района в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить для централизованной системы водоотведения с. Ванавара гарантирующую организацию.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Красноярский краевой суд через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий по административному делу
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 23.04.2021 г.