Дело № 2 – 1574/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2014 г. г. Партизанск
Партизанский городской суд Приморского края в составе:
председательствующий судья Сундюкова М.Ю.,
при секретаре Бойко Т.А.,
при участии истца Бочкаревой А.В. и ее представителя Щукина О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкаревой А. В. в лице представителя по доверенности ФИО1 к администрации Партизанского городского округа Приморского края, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ФИО2 о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец в лице своего представителя обратился в суд с иском к администрации Партизанского городского округа Приморского края о предоставлении жилого помещения, в обоснование своих требований указал, что в согласно договора социального найма жилого помещения №___ от <Дата>, Бочкарева А. В. вселена в данную квартиру, состоящую из 1 комнаты, неблагоустроенной, общей площадью 30,7 кв.м., одна. Из выписки поквартирной карточки №___ от <Дата> следует, что по данному адресу также зарегистрирован <Дата> внук Бочкаревой А.В. - ФИО2. ФИО2 не является членом семьи нанимателя и не проживает по данному адресу, на жилье не претендует. В <Дата> года Бочкарева А.В. обращалась с заявлением к Главе ПГО с просьбой произвести обследование указанной квартиры на предмет непригодности для проживания, а также предоставить по результатам обследования благоустроенное жилое помещение. <Дата> было обследовано жилое помещение по адресу <адрес>, <адрес>. По результатам обследования жилого помещения Бочкаревой А.В. направлено Заключение и Акт о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания. В соответствии с Актом обследования жилого помещения и Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, по адресу <адрес>, <адрес>, №___ от <Дата> следует, что жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Вопрос о предоставлении жилого помещения Бочкаревой А.В. взамен ставшего непригодным для проживания другого жилого помещения был поставлен на разрешение Администрации ПГО, но в настоящее время не решен, учитывая, что жилой дом подлежал сносу ещё <Дата>. Ответчик не предоставляет другого жилого помещения взамен непригодного для проживания, в нарушение положения части 2 статьи 57 ЖК РФ. Истец объективно нуждаются в предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения, ставшего непригодным для проживания по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Просит обязать администрацию Партизанского городского округа предоставить Бочкаревой А. В., благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее 30,7 кв.м., на состав семьи из одного человека, на территории <адрес> края.
В судебном заседании истец Бочкарева А.В., и его представитель Щукин О.Н. исковые требования уточнили, просят предоставить жилое помещение площадью 36,7 кв.м. исходя из общей площади ранее занимаемого помещения.
Представитель ответчика Администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Статьей 87 Жилищного кодекса РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 4 статьи 15 того же Кодекса жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пунктом 7 которого установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в этом Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права доказательством непригодности жилого помещения для проживания может являться лишь заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Согласно п. 33 указанного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Из анализа ст. 14, 15 Жилищного кодекса РФ, а также ст. 49, ст. 57, ч. 3 ст. 85, ст. 87 ЖК РФ следует, что обязанности и полномочия по предоставлению гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если ранее занимаемые жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, признаны непригодными для проживания, возлагаются на органы местного самоуправления за счет муниципального жилищного фонда.
Как установлено в судебном заседании, Бочкарева А. В., является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается договором социального найма №___ от <Дата>. Бочкарева А.В. зарегистрирована в данном жилом помещении с <Дата> по настоящее время, что подтверждается справкой ФИО7» от <Дата>, исх. №№___.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Приморскому краю от <Дата> года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Бочкаревой А. В. на объекты недвижимого имущества на территории Приморского края Российской Федерации.
Согласно справки №___ от <Дата> г., за Бочкаревой А.В. право собственности на недвижимое имущество, расположенное на территории Партизанского городского округа, не зарегистрировано.
Согласно выписки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» №___ от <Дата> общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, составляет 36,7 кв.м., в том числе жилой 17,8 кв.м.
Как следует из заключения межведомственной комиссии от <Дата> №№___, жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, в котором зарегистрирована истец, является непригодным для постоянного проживания, так как выявленные факторы не могут обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, что подтверждено заключением межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и установления судом того обстоятельства, что жилое помещение признано непригодным для проживания на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата> №№___, которое не оспорено и незаконным не признано, у органа местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу пунктов 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Следовательно, предоставление жилого помещения Бочкаревой А.В., обладающей в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 2 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, у Бочкаревой А.В. возникло право на предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ, а у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Исходя из вышеизложенного, имеются правовые основания для предоставления Бочкаревой А.В. жилого помещения вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом требований статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично, а именно, на Администрацию Партизанского городского округа надлежит возложить обязанность предоставить Бочкаревой А. В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 36,7 кв. м. в <адрес> края по договору социального найма.
Требование о предоставлении жилого помещения с формулировкой «в виде отдельной квартиры» не основаны на законе.
Зарегистрированный по указанному адресу ФИО2, самостоятельных требований об учете его интересов при разрешении вопроса о предоставлении жилья не заявлял. Судом извещался о датах судебного заседания. Истец Бочкарева А.В. не считает его членом своей семьи и не просит включить его в состав своей семьи при заявленных исковых требованиях о предоставлении жилого помещения.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, чека-ордера от <Дата> (л.д. 4) суд находит необходимым взыскать с ответчика в пользу ФИО5 в возмещение понесенных расходов по государственной пошлине <данные изъяты> коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 36,7 ░░. ░. ░ <░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░