Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2023 года п.Лотошино Московской области
Волоколамский городской суд (постоянное судебное присутствие в п.Лотошино) Московской области в составе
председательствующего судьи Перминовой Е.А.,
при секретаре Макаровой Ю.Ю.,
помощнике судьи Горловой Ю.Н.,
с участием истца Петрова С.В.,
представителя ответчика Волковой И.В.,
представителя третьего лица ГСК «Новая Слободка» Воронина Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова С.В. к администрации г.о.Лотошино на Московской области о признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Истец Петров С.В. обратился с иском (с учетом уточнений) к администрации г.о.Лотошино Московской области о признании права собственности на гаражный бокс №, расположенный по адресу: <адрес>тажный, назначение – нежилое помещение, площадью 75,8кв.м.
В обоснование указал, что 28.04.2015 года приобрел этот гараж, находящийся в ГСК «Новая Слободка», у Костенко А.Я. по договору купли-продажи. При заключении договора без привлечения специалистов они определили площадь гаража 81 кв.м. Этот гараж был построен Костенко А.Я., являвшимся членом ГСК, в 2002 году, представляет собой капитальное кирпичное здание, имеющее общие стены с другими гаражами, то есть это гаражный бокс. После приобретения гаража 07.05.2015 года его приняли в члены ГСК «Новая Слободка», он оплачивал членские взносы, владел и пользовался гаражом, как своим собственным. Гараж не был признан самовольной постройкой. Земельные участки под строительство гаражей были выделены ГСК «Новая Слободка» администрацией в 1981 и 1997 годах. Он не оформлял гараж из-за отсутствия механизма оформления. Узнав о «гаражной амнистии», он оформил технический план гаража, схему земельного участка для одновременной регистрации здания и земельного участка под ним, и вместе с договором купли-продажи, справкой о членстве в ГСК представил в администрацию г.о.Лотошино для предварительного согласования предоставления земельного участка, но ему было отказано. Ссылаясь на невозможность в законном порядке оформить право собственности на гаражный бокс, просит суд признать за ним право собственности на него.
Истец Петров С.В. иск поддержал по изложенным в нем доводам, показал, что Костенко А.Я. построил спорный гараж, и продал ему за 490 тыс.рублей. После этого его приняли в члены ГСК «Новая Слободка», он платит членские взносы. В гараже есть электроснабжение и электросчетчик, но договор на электроснабжение гаражей заключен ГСК. Налог на имущество также платит ГСК. Он обратился в администрацию г.о.Лотошино в порядке «гаражной амнистии», чтобы оформить свои права, но ему отказали.
Ответчик администрация г.о.Лотошино извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика Волкова И.В. возражений против иска не представила, передает рассмотрение исковых требований на усмотрение суда. Пояснила, что отказ истцу был связан с превышением площади его гаража требованиям действовавших тогда Правил землепользования и застройки, и отсутствием разрешения на строительство.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Костенко А.Я. и ГСК «Новая Слободка».
Третье лицо Костенко А.Я. извещен о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, в письменном заявлении отношение к исковым требованиям не выразил, по существу иска ничего не сообщил.
Представитель третьего лица ГСК «Новая Слободка» Воронин Ю.В. показал, что является председателем ГСК. У ГСК под строительство гаражей выделен земельный участок площадью 3га. Уставом ГСК предусмотрено взимание вступительного взноса и членских взносов. Уплата паевого взноса не предусмотрена. В случае заключения членами ГСК договоров купли-продажи гаражей проверяется отсутствие задолженности у продавца по членским взносам, затем покупатель принимается в члены ГСК, оплачивает вступительный взнос, а затем – членские взносы. Членские взносы расходуются на утилизацию мусора, очистку территории, оплату налогов и электроэнергии, на другие расходы. Ему известно, что Костенко А.Я. был принят в члены ГСК, это было до избрания его председателем, документов об этом не сохранилось. Разрешение на строительство гаража в ГСК не являлось необходимым. Гаражный бокс истца находится на территории ГСК «Новая Слободка».
Рассмотрев исковые требования, выслушав мнение сторон и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, дополнительно представленные документы, суд приходит к следующему.
Истец просит о признании права собственности на нежилое помещение – гаражный бокс - как на объект недвижимости, расположенный в гаражно-строительном кооперативе, ссылаясь на фактические обстоятельства приобретения имущества по договору купли-продажи, членство в ГСК и уплату вступительного и членских взносов, и отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом.
Какого-либо правового обоснования своих требований истец не приводит.
В силу п.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" следует, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
В п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" разъяснено, что, по смыслу ч.1 ст.196 ГПК РФ, суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Таким образом, суд не связан наличием или отсутствием правовой квалификацией заявленных истцом требований (спорных правоотношений), а должен рассматривать иск, исходя из предмета и оснований (фактических обстоятельств), определяя по своей инициативе круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решить, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.09.1981 года по адресу <адрес> создан ГСК «Новая Слободка», за которым на основании постановления главы администрации п.Лотошино № от 28.09.1992 года «О перерегистрации земельных участков предприятий, организаций, учреждений, расположенных на землях <адрес> и выдаче свидетельств на право пользования землей» на праве бессрочного (постоянного) пользования закреплен земельный участок площадью 3га. (л.д.51).
Уставом ГСК «Новая Слободка» (принят решением общего собрания ГСК 21.12.2002 года) предусмотрена возможность члена кооператива передать свой гараж третьим лицам при условии вступления последних в члены кооператива, при этом лицо, принятое в члены кооператива вместо выбывшего, отвечает по его обязательствам перед кооперативом (п.п.4.5,4.6).
Денежные средства кооператива состоят из фондов вступительных взносов, фондов взносов на содержание гаражей и пригаражной территории, фондов целевых взносов, прочих поступлений (п.6.2 Устава ГСК).
Спорный объект представляет собой строение - гаражный бокс №, расположенный на территории ГСК «Новая Слободка» по адресу: <адрес>, этаж 1, лит.Г, площадью 75,8кв.м., что подтверждается техническим паспортом нежилого помещения, показаниями истца и третьего лица, и не оспаривается ответчиком.
Гараж построен членом ГСК Костенко А.Я., и 28.04.2015 года по договору купли-продажи, заключенному в простой письменной форме, передан им истцу Петрову С.В., который после этого принят в члены ГСК «Новая Слободка», уплатил вступительный взнос, и с 2015 года по настоящее время уплачивает членские взносы, задолженности не имеет, что подтверждается членской книжкой и справкой, выданной председателем ГСК «Новая Слободка».
Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п.2 ст.8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной следки об отчуждении этого имущества (п.2).
В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (ст.218 п.3 ГК РФ).
Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество (ст.218 п.4 ГК РФ).
Уставом ГСК «Новая Слободка» не предусмотрено взимание с членов ГСК паевых взносов, что подтверждается показаниями председателя ГСК и истца о том, что члены ГСК, в том числе истец, уплачивают только вступительный и членские взносы.
При таких обстоятельствах положения ст.218 п.4 ГК РФ, определяющие момент возникновения права собственности случаем полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в настоящем деле не применимы, поскольку доказательств того, что истец или его правопредшественник – третье лицо Костенко А.Я. внесли полный паевой взнос за объект недвижимого имущества – не представлено.
Доказательств, подтверждающих, что третье лицо Костенко А.Я. приобрел право собственности на созданное им имущество – гараж – по иным основаниями, также не представлено.
Следовательно, у третьего лица Костенко А.Я. право собственности на гараж не возникло, и он не мог передать это право по сделке, в связи с чем на основании договора купли-продажи право собственности у истца также не возникло.
Фактически заключение указанного договора купли-продажи повлекло только переход к истцу прав владения и пользования гаражным боксом, и прием в члены ГСК вместо выбывшего Костенко А.Я., что предусмотрено уставом ГСК.
Иных законных оснований для возникновения у истца права собственности на гараж, исходя из представленных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, суд не усматривает.
По мнению истца, принадлежащий ему гараж самовольной постройкой не является, вместе с тем суд считает возможным указать, что по правилам ст.222 ГК РФ право собственности истца на гараж, как на самовольную постройку, также не может быть признано, поскольку земельный участок, на котором он находится, не принадлежит истцу на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.
Федеральным законом от 05.04.2021 года №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено право органов местного самоуправления городских округов осуществлять мероприятия, направленные на выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи.
Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечить выполнение кадастровых работ или комплексных кадастровых работ в отношении объектов, указанных в настоящей части. При этом отсутствие прав на указанные объекты не является препятствием для выполнения кадастровых работ или комплексных кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета указанных объектов на основании документов, подготовленных по результатам таких работ (ст.18 ч.3).
Таким образом, в порядке «гаражной амнистии» могут быть приобретены права на гаражи и земельные участки, на которых расположены гаражи, после выполнения кадастровых работ, обеспечение выполнения которых вправе осуществлять органы местного самоуправления городских округов.
Как следует из материалов дела, истец обращался к ответчику за получением государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2021 года №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» («гаражной амнистии»).
Решением администрации г.о.Лотошино от 31.10.2022 года № ему отказано в предоставлении этой государственной услуги, ввиду непредоставления документов, подтверждающих выделение ему земельного участка для строительства гаража и получение разрешения на его строительство.
Кроме того, причиной отказа явилось выявленное при разработке схемы расположения земельного участка нарушение требований ст.11.9 ЗК РФ, поскольку площадь образуемого земельного участка (81кв.м.) превышала максимальный размер земельного участка для автотранспорта (50кв.м.), установленный Правилами землепользования и застройки территории г.о.Лотошино (утв. постановлением главы г.о.Лотошино 16.12.2021 года №) (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги).
Указанное решение от 31.10.2022 года № истцом не обжаловано.
При рассмотрении настоящего дела суд не может дать оценку указанному решению, касающемуся оформлению прав на земельный участок, поскольку к предмету иска о признании права собственности на гараж оно не относится, а требований относительно земельного участка истцом не заявлено.
При указанных обстоятельствах, исходя из распределения бремени доказывания, предусмотренного ст.56 ч.1 ГПК РФ, выслушав мнение сторон и третьего лица, установив фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, подтверждающие владение и пользование истца, являющегося членом ГСК, гаражным боксом, расположенным на землях, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ГСК, суд считает, что представленные истцом доказательства не подтверждают наличие оснований для возникновения у него прав на гараж, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░