№ 2а – 534/2016 Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2016 года с. Ловозеро
Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фомичёва А.В.,
при секретаре Артиеве А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ловозерского района Мурманской области Бугайчука И.И.,
представителя административного истца ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области ФИО,
административного ответчика Москалева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области к Москалеву В. Н. об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы,
у с т а н о в и л:
ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области (далее административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить в отношении осуждённого Москалева В. Н. (далее административный ответчик), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор на срок 08 лет и на этот период возложить на ответчика следующие административные ограничения: обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации; запрет на выезд без разрешения соответствующих органов за пределы территории республики (области, края), в которой зарегистрирован. Указывает, что административный ответчик отбывает наказание по приговору Сыктывдинского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ за совершение двух преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, относящихся к категории тяжких преступлений, при опасном рецидиве преступлений. Административный ответчик отбывает наказание в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области с ДД.ММ.ГГГГ и за этот период характеризуется отрицательно: допускал многочисленные нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет 22 выговора, 4 раза водворялся в штрафной изолятор, 2 раза – в карцер, 1 раз проводилась профилактическая беседа; поощрений нет; мероприятия воспитательного характера посещает, но правильные для себя делает не всегда; трудоустроиться не пытался; активного участия в общественной жизни отряда не принимает; поддерживает отношения со всеми категориями осуждённых. Просит установить административный надзор в отношении осуждённого и возложить указанные ограничения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО, действующий по доверенности, поддержал требования, указанные в административном исковом заявлении и привёл аналогичные доводы, изложенным в административном иске.
В судебном заседании административный ответчик выразил частичное несогласие по заявленным требованиям. Считает срок административного надзора завышенными, а в остальной части с требованиями согласился и существенных возражений по существу административного иска не представил.
Помощник прокурора Бугайчук И.И. просит удовлетворить административное исковое заявление и дополнить административные ограничения в отношении административного ответчика запретом на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Изучив административное исковое заявление и представленные материалы, выслушав мнение участников процесса, суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ № «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее Закон), в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, то есть, если лицо отбывает наказание за совершение преступления, совершённого при опасном или особо опасном рецидиве, то установление административного надзора является обязательным.
Как установлено в судебном заседании, Москалев В.Н. отбывает наказание по приговору Сыктывдинского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ за совершение двух преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ и относящихся к категории тяжких преступлений, при опасном рецидиве преступлений. В связи с чем, в отношении осуждённого Москалева В.Н. должен быть установлен административный надзор.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» (далее по тексту Закон), административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, требуемый административным истцом срок административного надзора, является законным и обоснованным.
В силу требований статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, устанавливает срок административного надзора и конкретные административные ограничения.
На основании статьи 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, среди которых предусмотрена явка поднадзорного от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, подлежит установлению в силу требований части 2 статьи 4 Закона, так как является обязательным.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Так из материалов дела следует, что по месту отбытия наказания Москалев В.Н. характеризуется отрицательно, им допущено 28 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за 22 из которых он был привлечён к дисциплинарной ответственности в виде выговоров, по 4 нарушениям Москалев В.Н. был помещен в ШИЗО, а по 2 нарушениям в карцер. Кроме того, за нарушение правил внутреннего распорядка исправительного учреждения с Москалевым В.Н. была проведена профилактическая беседа. Указанные взыскания осуждённый не стремился погасить досрочно в порядке поощрений. За весь период отбывания наказания поощрений не имеет. Мероприятия воспитательного характера посещает, но правильные для себя выводы делает не всегда, активного участия в общественной жизни отряда не принимает.
Как установлено в судебном заседании, после отбытия наказания осуждённый намерен проживать по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные, характеризующие личность осуждённого, общественную опасность, тяжесть преступлений, за которые Москалев В.Н. осуждён и отбывает наказание, суд устанавливает административный надзор на срок 08 (восемь) лет с наложением административных ограничений в виде обязанности являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Вместе с тем, суд не находит оснований для установления Москалеву В.Н. административного ограничения – запрета выезда без разрешения соответствующих органов за пределы территории республики (области, края), в которой зарегистрирован.
Так, абзацем 5 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
Вместе с тем, в административном исковом заявлении и приложенных к нему материалах, а также в ходе судебного разбирательства, представителем административного истца не приведено надлежащее обоснование необходимости применения в отношении Москалева В.Н. указанного административного ограничения.
Таким образом, с учётом изложенных обстоятельств, установление в отношении осуждённого Москалева В.Н. административного надзора с возложением определенных ограничений будет являться должной мерой для предупреждения совершения поднадзорным преступлений и других правонарушений и оказания на поднадзорного профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Москалева В. Н., удовлетворить частично.
Установить в отношении Москалева В. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> у которого срок наказания оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор на срок 08 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На период административного надзора возложить на Москалева В. Н. следующие административные ограничения:
– обязать поднадзорного являться четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
– запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток.
Срок административного надзора в отношении Москалева В.Н. исчислять со дня его постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманском областном суде через Ловозерский районный суд Мурманской области в течение десяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий судья А.В. Фомичёв