Дело № 2-1054/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2015 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Варнавской Л.С.
при секретаре Раксеевой М.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по строительству, архитектуре и развитию .... к Кириловской Т.И. о возложении обязанности по демонтажу третьего этажа и технического чердака строящегося административного здания, исковому заявлению Кириловской Т.И. к администрации ...., комитету по строительству, архитектуре и развитию .... о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости,
у с т а н о в и л:
Комитет по строительству, архитектуре и развитию .... обратился в суд с требованием о возложении на Кириловскую Т.И. обязанности произвести демонтаж третьего этажа строящегося административно-торгового здания, расположенного по адресу: ...., с кадастровым номером № в течение одного месяца после вступления решения в законную силу.
В обоснование требований указано, что на земельном участке, государственная собственность которого не разграничена, расположенном по адресу: ...., кадастровый номер №, общей площадью .... кв.м. ведется строительство административно-торгового здания. Земельный участок предоставлен ответчику для строительства административно-торгового здания. Разрешение на строительство административно-торгового здания от ДД.ММ.ГГГГ № по указанному адресу выдано комитетом по строительству, архитектуре и развитию .... на основании заявления застройщика (ФИО2), а также предоставленного договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка, государственная собственность которого не разграничена, кадастровый номер №, общей площадью .... кв.м, и свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый помер №, общей площадью .... кв.м.
Градостротельный план земельного участка по адресу: ...., утвержденный постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ. №, подготовлен комитетом на основании заявления ФИО2 и предоставленных правоустанавливающих документов на земельные участки площадью .... кв.м. и .... кв.м. Срок действия постановления администрации города об утверждении градостроительного плана земельного участка истек ДД.ММ.ГГГГ Изменения в данное постановление не вносились.
По заявлению Кириловской Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ. и на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. на земельный участок с кадастровым номером №, а также договора перенайма от ДД.ММ.ГГГГ договора аренды № земельного участка с кадастровым номером №, комитетом внесены изменения в разрешение на строительство вышеуказанного объекта в связи с переходом прав на земельные участки площадью .... кв.м. и .... кв.м..
Далее застройщиком в проект организации строительства внесены изменения в части расчета продолжительности строительства. В результате чего, по заявлению застройщика от ДД.ММ.ГГГГ. № комитетом были внесены изменения в разрешение па строительство административно-торгового здания ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: ..... Этажность здания в проектной документации не изменялась.
Таким образом, в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. №, действующего до ДД.ММ.ГГГГ., указано, что строительство административно-торгового здания расположенного по адресу: .... осуществляется как здание 2-этажное с подвалом, общей площадью .... кв.м..
Согласно проектной документации административно-торговое здание, расположенное по адресу: ...., имеет прямоугольную форму в плане, размерами по осям 12x36м., двухэтажное с подвалом, высота первого этажа 4.2м, второго этажа - 4.2м, подвала - 3.3м. Однако в ходе визуального осмотра, осуществленного представителем комитета ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что объект капитального строительства по адресу: .... является трехэтажным незавершенным строительством зданием, что противоречит требованиям проектной документации и разрешению на строительство.
Таким образом, административно-торговое здание по .... создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а именно нарушена этажность здания. Ее сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования. Просит обязать Кириловскую Т.И. произвести демонтаж третьего этажа и технического чердака строящегося административно-торгового здания на земельных участках по адресу ...., с кадастровыми номерами №, № в течение одного месяца после вступления решения в законную силу.
Кириловская Т.И. обратилась в суд с иском к администрации .... о признании права собственности на административно-торговое здание, расположенное по адресу: .....
В обоснование требований указано, что Кириловская Т.И. является застройщиком по строительству объекта капитального строительства - административно-торгового здания по ...., так как в полном соответствии с ГрК РФ обеспечивает на принадлежащем ей земельном участке строительство данного объекта, а также проведение инженерных изысканий и подготовку проектной документации для его строительства. Земельный участок под застройку сформирован из двух участков, один из которых находится в собственности заявителя - в размере .... кв.м., а другой находится в аренде - в размере .... кв.м. Срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Первоначальным застройщиком данного объекта являлась ФИО2, которая передала права и обязанности застройщика Кириловской Т.И. путем заключения между ними договора купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью .... кв.м. Оба земельных участка стоят на кадастровом учете - участок площадью .... кв.м. имеет кадастровый номер № а площадью .... кв.м. имеет кадастровый номер ....
Истец, являющийся застройщиком, получил градостроительный план земельного участка № предназначенного под строительство объекта общей площадью .... кв.м.; проектную документацию на объект строительства; все необходимые технические условия на подключение объекта к инженерным сетям города; разрешение на строительство объекта № от ДД.ММ.ГГГГ после чего приступил к строительству объекта.
В ходе строительства возникла необходимость отклониться от параметров объекта строительства, в связи с надстройкой 3-го этажа вместо запроектированного двухэтажного здания. В силу правил ГрК РФ застройщик должен внести соответствующие изменения в проект, и в случае, если изменения могут повлиять на безопасность объекта, то пройти экспертизу данного измененного проекта. Кириловская Т.И. в полном соответствии с данными требованиями градостроительного законодательства внесла изменения в проект, который был изготовлен проектной организацией ...., получила положительное заключение негосударственной экспертизы, выданное ..... Также истец известил орган государственного строительного надзора о строительстве объекта.
Увеличение объемов строительства повлекло увеличение срока, в течение которого должен быть построен объект. В связи с увеличением сроков строительства ранее выданное разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заявления застройщика было переоформлено на новое разрешение за № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку строительство уже было начато до истечения срока действия ранее выданного разрешения на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ главным архитектором .... согласован эскизный архитектурный проект фасадов 3-х этажного административно-торгового здания по ..... Однако, комитет, внеся изменения в части продления сроков, изменений в другую часть разрешения на строительство № - об увеличении этажности объекта строительства с 2-х этажного на 3-х этажное здание, не внес.
Истец ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в комитет с заявлением о переоформлении разрешения на строительство, в связи с получением нового проекта на изменение параметров объекта строительства. В связи с неполучением ответа, истец ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в комитет с заявлением о переоформлении разрешения на строительство. Комитет отказал в переоформлении разрешения на строительство.
Таким образом, истцом возведено 3-х этажное нежилое здание при отсутствии соответствующих изменений в разрешении на строительство, что является единственным признаком самовольности части строения.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию .....
Определением Центрального районного суда .... от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по по исковому заявлению Комитета по строительству, архитектуре и развитию .... к Кириловской Т.И. о возложении обязанности по демонтажу третьего этажа и технического чердака строящегося административного здания и по исковому заявлению Кириловской Т.И. к администрации ...., комитету по строительству, архитектуре и развитию .... о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Комитета по строительству, архитектуре и развитию города .... Булгакова Е.О. настаивала на удовлетворении заявленных требований, исковые требования Кириловской Т.И. не признала по доводам письменного отзыва.
Представитель Кириловской Т.И. – Веркошанская В.В. настаивала на удовлетворении требований по доводам искового заявления, в удовлетворении исковых требований Комитета по строительству, архитектуре и развитию .... просила отказать.
Представитель администрации города .... Попов Н.В. возражал против удовлетворения исковых требований Кириловской Т.И., иск комитета по строительству, архитектуре и развитию города .... поддержал по доводам письменного отзыва.
Истец Кириловская Т.И. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представители третьих лиц Главного управления имущественных отношений ...., Государственной инспекции .... в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 на праве собственности принадлежал земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов – в связи с планируемым строительством административно-торгового здания), площадью .... кв.м., расположенный по адресу: .... (кадастровый номер ....), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Кириловская Т.И. приобрела у ФИО2 в собственность земельный участок (кадастровый номер ....), находящийся по адресу ..... За Кириловской Т.И. зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов – в связи с планируемым строительством административно-торгового здания), площадью .... кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
На основании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена № от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление имущественных отношений .... (арендодатель) предоставило ФИО2 (арендатор) за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов (кадастровый номер №), площадью .... кв.м., расположенный по адресу: ...., прилегающий к юго-восточной границе земельного участка по адресу ..... Договор заключен сроком на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ Главное управление имущественных отношений .... (арендодатель) представило Кириловской Т.И. (арендатор) за плату во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов (кадастровый номер №), площадью .... кв.м., расположенный по адресу: ..... Срок аренды – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ комитет по строительству, архитектуре и развитию .... выдал ФИО2 разрешение № на строительство объекта капитального строительства административно-торгового здания (здание 2-этажное с подвалом, общей площадью .... в.м.), расположенное на земельном участке, площадью .... по адресу: ..... Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ комитетом по строительству, архитектуре и развитию .... ФИО2 выдано разрешение на строительство (переоформление разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ) № на строительство объекта капитального строительства - административно-торгового здания (здание 2-этажное с подвалом, общей площадью .... в.м.) расположенное на земельном участке, площадью .... га по адресу: ..... Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ (продление и переоформление разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ) № Комитет по строительству, архитектуре и развитию .... дал разрешение Кириловской Т.И. на строительство объекта капитального строительства - административно-торгового здания (здание 2-этажное с подвалом, общей площадью .... кв.м.) расположенное на земельном участке, площадью .... га по адресу: ..... Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно проектной документации объекта «административно-торговое здание по адресу: ....», подготовленной ФИО14 в ДД.ММ.ГГГГ, здание имеет прямоугольную форму в плане, размерами по осям 12х36м, двухэтажное с подвалом, высота первого этажа – 4.2м, второго этажа – 4.2м, подвала – 3.3м.
Согласно проектной документации объекта «административно-торговое здание по адресу: ....», подготовленной ФИО15 в ДД.ММ.ГГГГ, здание имеет прямоугольную форму в плане, размерами по осям 12,4х33м, имеет три этажа, небольшой подвал для технических помещений в осях «4-6/Б-В» и технический этаж в осях «5/6/А-В».
В материалы дела представлен технический паспорт на административно-торговое здание (....), расположенное по адресу: ...., составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, который имеет отметку о самовольном строительстве ..... Сведений о том, что объект является незавершенным строительством, технический паспорт не имеет. Здание имеет подвал, 3 этажа и чердак. Общая площадь здания .... кв.м..
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельные участки отведены в установленном законом порядке для возведения административно-торгового здания. Вместе с тем, Кириловской Т.И. было выдано разрешение на строительство двухэтажного здания с подвалом, без получения разрешения фактически возведено трехэтажное здание с подвалом и техническим чердаком, то есть иной объект. Таким образом, спорный объект является самовольной постройкой.
Согласно п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Кириловской Т.И. в целях легализации постройки принимались меры к внесению изменений в разрешение на строительство, выданное ранее.
На основании заявления застройщика ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство переоформлено с новым сроком до ДД.ММ.ГГГГ.. Изменения в технические характеристики объекта не внесены.
ДД.ММ.ГГГГ Кириловская Т.И. обратилась в Комитет по строительству, архитектуре и развитию .... с заявлением о переоформлении разрешения на строительство административно-торгового здания по .....
ДД.ММ.ГГГГ Кириловская Т.И. вновь обратилась в Комитет по строительству, архитектуре и развитию .... с заявлением о переоформлении разрешения на строительство административно-торгового здания по ....
ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по строительству, архитектуре и развитию .... Кириловской Т.И. дан ответ, согласно которому Градостроительным кодексом РФ внесение изменений в разрешение на строительство в связи с изменением проектной документации, кроме случаев перехода прав на земельный участок, не предусмотрено.
ДД.ММ.ГГГГ председателем Комитета по строительству, архитектуре и развитию .... в адрес Кириловской Т.И. направлено уведомление, согласно которому в связи с выявленным отклонением фактической этажности объекта капитального строительства по адресу .... от этажности, указанной в разрешении на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №, необходимо демонтировать третий этаж и привести объект в соответствие указанному разрешению на строительство.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно «Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство», утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 19.10.2006 №120, в разрешении на строительство в строке «Объект капитального строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики)» указываются:
наименование объекта капитального строительства, в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией;
краткие проектные характеристики:
общая площадь объекта капитального строительства;
площадь земельного участка;
количество этажей и/или высота здания, строения, сооружения;
строительный объем, в том числе подземной части;
количество мест, вместимость, мощность, производительность;
сметная стоимость объекта капитального строительства, по утвержденной в установленном порядке проектной сметной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
удельная стоимость 1 кв. м площади при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
количество очередей (пусковых комплексов) объекта капитального строительства.
Внесение изменений в разрешение на строительство и сама процедуры принятия уполномоченным органом решения о внесении изменений в разрешение на строительство (или об отказе в принятии такого решения) предусмотрены п. 21, 21.5 - 21.7, 21.9 - 21.11, 21.14 - 21.16 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.
Согласно п. 21.5, физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
В срок не более чем десять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в п. 21.10 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство (п. 21.14).
Пунктом 21.15 установлено, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является: 1) отсутствие в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка реквизитов документов, предусмотренных соответственно пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, или отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок в случае, указанном в части 21.13 настоящей статьи; 2) недостоверность сведений, указанных в уведомлении о переходе прав на земельный участок, права пользования недрами, об образовании земельного участка; 3) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи.
Анализ приведенных выше норм градостроительного законодательства свидетельствует о том, что в целом допускается внесение изменений в разрешение на строительство, в том числе при переходе права собственности на земельный участок. Кириловская Т.И. земельный участок с кадастровым номером № приобрела в собственность в ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.. Право пользования земельным участком с кадастровым номером №, находящимся в государственной собственности, Кириловская Т.И. приобрела ДД.ММ.ГГГГ на основании договора перенайма (т.1 л.д.14). В материалы дела не представлено документального подтверждения направления Кириловской Т.И. в уполномоченный орган уведомления о приобретении права собственности и права пользования земельными участками. Однако, учитывая, что разрешение на строительство комитетом переоформлено на Кириловскую Т.И. ДД.ММ.ГГГГ г., суд приходит к выводу, что в комитет такие сведения были представлены. Также была представлена проектная документация на административно-торговое здание, изготовленная ФИО15 в ДД.ММ.ГГГГ согласованная с главным архитектором .... ДД.ММ.ГГГГ.. Факт получения комитетом по строительству, архитектуре и развитию .... проектной документации ДД.ММ.ГГГГ подтверждается тем, что данная документация была представлена суду представителем комитета.
Из проектной документации ДД.ММ.ГГГГ следует, что изменены параметры разрешенного строительства, в том числе общая площадь, этажность здания.
Согласно п.п.4 п.17 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Из содержания указанной нормы следует, что изменение объектов капитального строительства и (или) их частей является допустимым при соблюдении требований законодательства.
Согласно ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Согласно письму Минрегиона России от 04.06.2009 №17078-ИМ/08 «О государственной экспертизе проектной документации и о порядке внесения изменений в проектную документацию» изменения в получившую положительное заключение государственной экспертизы проектную документацию могут вноситься как до получения разрешения на строительство, так и после получения такого разрешения - в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства; в случае внесения в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе после получения разрешения на строительство), изменений в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, проектная документация повторно направляется на государственную экспертизу в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145.
Внесение изменений в проектную документацию в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства может осуществляться физическими или юридическими лицами, ранее осуществившими подготовку проектной документации объекта капитального строительства. В исключительных случаях застройщиком или заказчиком могут быть привлечены иные физические или юридические лица, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование.
Решение о том, затрагиваются или не затрагиваются при внесении изменений в проектную документацию конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности строящегося, реконструируемого, ремонтируемого объекта капитального строительства принимается по согласованию с застройщиком или заказчиком лицом, осуществляющим внесение изменений в проектную документацию.
Таким образом, разработка и утверждение проектной документации является как правом так и обязанностью застройщика. Соответственно, он же обладает правом внесения изменений в проектную документацию. Уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления в случае внесения изменений в проектную документацию в установленном законом порядке, и при наличии обращения застройщика, не лишен возможности внести изменения в разрешение на строительство.
В соответствии со ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы ФИО17 утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, техническая часть проектной документации соответствует результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч.13 ст. 48 ГрК РФ. Принятые проектные решения раздела «решения по планировочной организации земельного участка» соответствуют требованиям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Принятые проектные решения раздела «архитектурные решения» соответствуют требованиям СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Принятые проектные решения раздела «мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» соответствуют СНиП 35-01-2001 «доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Проектная документация «Административно-торговое здание по ....» с основными технико-экономическими характеристиками объекта (площадь застройки – 480.3 кв.м., общая площадь здания – 1231.3 кв.м., этажность здания – 4, количество этажей – 5, продолжительность строительства – 13 месяцев) соответствует техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности), результатам инженерных изысканий.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что комитет по строительству, архитектуре и развитию .... без законных оснований отказал Кириловской Т.И. во внесении изменений в разрешение на строительство.
Согласно техническому заключению комитета по строительству, архитектуре и развитию .... от ДД.ММ.ГГГГ объект .... относится к основному виду использования территориальной зоны (ОД), что соответствует градостроительному регламенту данной зоны, но выполнен с отклонением от технических параметров, указанных в разрешении на строительство.
Согласно техническому заключению по результатам обследования строительных конструкций административно-торгового здания .... по адресу ...., проведенному ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 при рассмотрении предоставленной исполнительной документации, по результатам проведенного визуального осмотра и освидетельствования административно-торгового здания (.... по адресу: ...., установлено, что обследуемый объект относится к перечню групп нежилых зданий. Согласно предоставленному техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь здания составляет .... кв.м., в том числе основная - .... кв.м.
По результатам визуального обследования строительных конструкций здания, а также согласно нормативной документации (СП 13 - 102 - 2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», Методика определения физического износа гражданских зданий, утвержденная Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970г №404), техническое состояние строительных конструкций объекта классифицируется как хорошее, что позволяет считать их пригодными для дальнейшей безопасной эксплуатации.
Таким образом, строительство трехэтажного нежилого здания с подвалом и техническим чердаком (....) завершено с соблюдением строительных, санитарно-эпидемиологических, градостроительных норм и правил. Строение размещено в границах красных линий с требуемыми противопожарными разрывами. Дальнейшая эксплуатация строительных конструкций обследуемого объекта не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не влечет за собой снижения несущей способности конструкций здания и ухудшения эксплуатационных характеристик, следовательно, позволяет использовать обследуемый объект по функциональному назначению, в качестве административно-торгового здания, и может быть узаконено в установленном порядке.
Согласно акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному экспертом ФИО19, здание по адресу: .... по конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим решениям соответствует обязательным противопожарным нормам и требованиям Федерального закона №123-ФЗ Технический регламент «О требованиях пожарной безопасности» (по площади здания, степени огнестойкости несущих строительных конструкций, длине и размерам путей эвакуации, количеству эвакуационных выходов, противопожарным разрывам до строений на соседних участках, противопожарному водоснабжению).
Согласно экоаудиторскому заключению о соответствие экологическим нормам и требованиям при проведении процедуры признания права собственности административно-торгового здания, находящегося по адресу: .... (....), утвержденному ДД.ММ.ГГГГ директором ФИО20 в процессе проведения экологического аудита аудитором-экологом не были обнаружены существенные факты и материалы, на основании которых потребовалось бы сделать выводы о несоответствии деятельности Кириловской Т.И. по эксплуатации административно-торгового здания (....) общим принципам и направлениям государственной политики в области охраны окружающей среды. Аудитор-эколог полагает, что проведенный экологический аудит дает достаточные основания для заключения, содержащего положительное мнение о соблюдении требований природоохранного законодательства при дальнейшей эксплуатации административно-торгового здания (.... расположенного по адресу: ..... На основании вышеизложенной информации, аудируемый объект - административно-торговое здание (....) будет оказывать воздействие на окружающую среду в пределах допустимых норм, не нарушая установленных требований по охране окружающей среды.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ, административно-торговое здание /..../, расположенное по адресу: ...., соответствует требованиям, предъявляемым к безопасности зданий данного типа, строительным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим, пожарным нормам в частности и требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений в общем. Экспертом установлено наличие критериев готовности здания к дальнейшей безопасной эксплуатации, в том числе: соответствие конструктивных элементов здания санитарным и противопожарным нормам, наличие и готовность систем жизнеобеспечения к эксплуатации (водоснабжения, канализации, отопления, инсоляции помещений, путей эвакуации, энергоснабжения, вентиляции), установлено наличие допустимых недостатков, связанных с предельными отклонениями, предусмотренными техническими регламентами и Градостроительным кодексом РФ. Допустимыми недостатками являются: отсутствие внутренней чистовой отделки помещений, частичное отсутствие лицевой отделки главного фасада здания керамогранитом. Размещение административно-торгового здания /.... на отведенном под строительство участке выполнено в соответствие с проектом и не нарушает требований СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Административно-торговое здание, расположенное по адресу: .... готово к вводу в эксплуатацию.
В результате визуального обследования экспертом установлено наличие оштукатуренных поверхностей стен помещений и отсутствие чистовой отделки помещений здания (стен, пола, потолка). Отсутствие чистовой внутренней отделки помещений не нарушает нормы градостроительного плана, параметров проектной документации, требований Градостроительного кодекса и не является основанием для отказа ввода в эксплуатацию, так как является допустимым недостатком. Из анализа требований нормативно-технических документов, технического регламента о безопасности зданий и сооружений, в том числе проектной документации, установлено, что сведения о планировке здания и отделке его помещений не являются доказательством готовности объекта к эксплуатации (использованию), так же как и разрешение на его ввод. Разрешение на строительство не содержит сведений о внутренней отделке помещений здания. Чистовая отделка стен, пола и потолка, его материалы и цветовое решение, количество и тип светильников, их размещение, планировка внутренних помещений здания по их назначению - все эти задачи решает заказчик данного объекта на этапе доведения его до готовности к непосредственному использованию по определенному функциональному назначению. В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса отсутствие внутренней отделки не влияет на готовность здания к вводу его в эксплуатацию.
Оснований не доверять выводам заключений специализированных организаций у суда не имеется. Лицами, участвующими в деле, заключения не оспорены, доказательства неправильности, недостоверности заключений не представлены, в том числе не заявлены ходатайства о назначении судебных экспертиз.
Согласно положениям ст. 54 ГрК РФ, государственный строительный надзор осуществляется в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уполномоченным органом государственного строительного надзора в .... является Государственная инспекция .....
В ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией .... неоднократно проводились проверки строящегося объекта, выносились предписания, постановления о назначении административного наказания в отношении как директора строительной компании ФИО22 так и самой Кириловской Т.И..
Из представленных постановлений следует, что при возведении административно-торгового здания по .... выявлены нарушения обязательных для исполнения требований в области строительства: ограждение строительной площадки выполнено с нарушениями – не выполнена площадка для мытья автомобильных колес, не выполнена временная автодорога в щебеночном покрытии, не установлены указатели проездов и проходов, складирование силикатного кирпича выполнено без контейнеров на высоту 2.5м, не установлен козырек ограждения с восточной стороны, не установлен пожарный щит; проходы к рабочим местам и рабочие места загромождены складируемыми травмоопасными материалами, складирование мелкосортного материала осуществляется без стеллажей, на площадке; не представлена исполнительная документация – акты освидетельствования скрытых работ армирования ленточных фундаментов, акт освидетельствования отрывки котлована, обратная засыпка пазух, устройство опалубки для бетонирования монолитных фундаментов, гидроизоляция фундамента, лабораторные испытания бетона в фундаментах, паспорта на бетонные блоки, арматуру, раствор и прочее. Выявлен факт нарушения сроков направления извещения о начале строительства в инспекцию (заблаговременно, но не позднее, чем за 7 рабочих дней). Извещение представлено в инспекцию ДД.ММ.ГГГГ, однако согласно журналу производства работ, фактически строительство начато ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проведенных в ДД.ММ.ГГГГ проверок, ответственные лица, в том числе Кириловская Т.И. привлекались к административной ответственности.
В материалы дела Кириловской Т.И. в подтверждение факта принятия мер к устранению выявленных нарушений представлены извещения об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в том числе акты освидетельствования скрытых работ, документы о качестве материалов, сертификаты соответствия на строительные материалы.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлено наличие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил при возведении административно-торгового здания по ..... Сохранение возведенной постройки не нарушает прав и законных интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из установленных обстоятельств, исковые требования Кириловской Т.И. о признании права собственности на самовольную постройку подлежат удовлетворению.
Надлежащим ответчиком по иску Кириловской Т.И. является комитет по строительству, архитектуре и развитию горда ...., поскольку в соответствии с п.1.1, 1.2 Положения о комитете по строительству, архитектуре и развитию ...., утвержденного решением .... городской Думой № от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным на решение вопросов местного значения в области градостроительной и архитектурной деятельности, а также самостоятельным юридическим лицом. Исковые требования, заявленные Кириловской Т.И. к администрации ...., удовлетворению не подлежат, так как заявлены к ненадлежащему ответчику. В связи с чем, иск Кириловской Т.И. подлежит удовлетворению частично.
Требование комитета по строительству, архитектуре и развитию .... о демонтаже третьего этажа и технического чердака строящегося административно-торгового здания по адресу ...., удовлетворению не подлежит, поскольку суд пришел к выводу о возможности сохранения постройки и признания за Кириловской Т.И. права собственности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Комитета по строительству, архитектуре и развитию .... оставить без удовлетворения.
Исковые требования Кириловской Т.И. удовлетворить частично.
Признать за Кириловской Т.И. право собственности на административно-торговое здание ФИО8 общей площадью .... кв.м., расположенное по адресу ....
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Кириловской Т.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Центрального
районного суда г. Барнаула Л.С. Варнавская
копия верна:
судья Л.С. Варнавская
секретарь М.Е. Раксеева