Решение по делу № 33-1487/2013 от 20.03.2013

<.>

Дело № 33-1487/2013г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 23 апреля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего: Шихгереева Х.И.,

судей: Магомедовой А.М. и Хираева Ш.М,

при секретаре: Изиеве Р.Р.,

с участием заявителя Тарланова Ш. С.,

представителя Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы и Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Мустафаевой П. И. (по доверенностям № и №),

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Мустафаевой П.И. на решение городского суда г. Дагестанские Огни Республики Дагестан от 28 января 2013 года, которым постановлено:

«1. Признать незаконным решение - протокол заседания подкомиссии Дагестанской таможни № 5 от 26.06.2012 г. о постановке Тарланова Ш. С. и членов семьи на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 63 от 27.01.2009 г.

2. Обязать подкомиссию Дагестанской таможни повторно рассмотреть вопрос о постановке Тарланова Ш. С. и членов семьи на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с требованиями пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г., истребовав от Тарланова Ш.С. обратно возвращённые документы.

3. Признать право заявителя Тарланова Шабана Садиковича встать на учёт в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

4. В удовлетворении требования Тарланова Ш. С. о признании незаконным решения-протокола подкомиссии СКТУ № 9 от 06.08.2012 г. о возврате в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения, а также о понуждении СКТУ поставить его на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил, отказать за необоснованностью».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магомедовой А.М., объяснения представителя Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы и Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Мустафаевой П.И., просившей об отмене решения суда в части признании права Тарланова Ш.С. встать на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 и принятии нового решения об отказе в удовлетворении в указанной части требований Тарланова Ш.С., объяснения Тарланова Ш.С., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

УСТАНОВИЛА:

Тарланов Ш.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения протокола заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Дагестанской таможни № 5 от 26.06.2012 г. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г. и решения-протокола подкомиссии СКТУ № 9 от 06.08.2012 г. о возврате в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения, а также о понуждении Дагестанской таможни и СК&apos;ТУ поставить его на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил.

Свои требования Тарланова Ш.С. мотивировал тем, что на основании его заявления от 05.06.2012 г. подкомиссия Дагестанской таможни протоколом заседания № 5 от 26.06.2012 г. приняла решение о постановке его и членов его семьи на учет, как нуждающиеся в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании подпункта «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии па приобретение жилого помещения и обратилась в подкомиссию Северо-Кавказского таможенного управления (СКТУ) с предложением о постановке на учет для получения единовременной субсидии по подпункту «б» пункта 2 Правил. СКТУ не согласилась с протоколом заседания № 5 от 26.06.2012 г. подкомиссии Дагестанской таможни о постановке его и членов его семьи на учет, как нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения па основании подпункта «б» пункта 2 Правил и на основании решения протокола заседания комиссии № 9 от 06.08.2012 г. возвратила документы в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения и принятия решения в соответствии с Правилами. При этом подкомиссия СКТУ указала, что он проживает с семьей в составе четырех человек в жилом доме общей площадью 101,5 кв.м., что на одного члена семьи приходится более 15 кв. метров. Он, Тарланов Ш.С., считает, что указанными решениями нарушены его права на получение субсидии для приобретения жилья, т.к. в соответствии с указанным пунктом субсидия предоставляется гражданскому служащему при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 кв. м. Он не относится к категории лиц, указанных в подпункте "б» пункта 2 Правил, поскольку проживает в чужом доме, принадлежащем на праве собственности его сестре Кубутаевой Б.С. на основании договора безвозмездного найма жилого помещения с физическим лицом, он и члены семьи не имеют своего жилого помещения, ни по договору социального найма, ни на праве собственности, он не ведёт общее хозяйство с сестрой, которая проживет со своей семьей в отдельном доме и членом его семьи сестра не является.

В соответствии с приказом ФТС РФ № 2163 от 18.11.2010 г. "О создании в таможенных органах РФ подкомиссий для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" полномочиями проверять сведения, содержащиеся в представленных документах, относительно наличия условий, необходимых для постановки на учет для получения единовременной выплаты, и возвращать эти документы гражданскому служащему при выявлении недостоверной информации с указанием причин возврата наделены подкомиссии таможен и управлений.

Недостоверной информации в представленных им документах не было выявлено, однако подкомиссия Дагестанской таможни неправомерно возвратила ему документы.

Подкомиссии таможенных органов должны были поставить его на учет, как нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту «а» пункта 2 Правил. О постановке на учет он узнал после 10 октября 2012 года, о причинах снятии с учета ему стало известно 16 ноября 2012 г. из ответа СКТУ на его заявление от 15 октября 2012 года.

Представитель Дагестанской таможни СКТУ ФТС Мустафаевой П.И. были представлены в суд письменные возражения, в которых она требования Тарланова Ш.С. не признала и просила отказать в их удовлетворении со ссылкой на то, что согласно п. 2 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий: а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г. «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» Министерству здравоохранения и социального развития РФ предоставлено право давать разъяснения по применению Правил. Подкомиссия таможни при вынесении решения №5 от 26.06.2012 г., руководствовалась письмом ФТС РФ от 21.03.2012 г. № 01-11/13231 «По вопросу предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», в котором указано, что в отношении гражданских служащих, которые подали заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в случае их регистрации по месту жительства в жилом помещении, в т.ч. при наличии договора безвозмездного пользования жилым помещением, постановку на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил не осуществлять. Тарлановым Ш.С. с пакетом документов был представлен договор безвозмездного найма жилого помещения от 09.01.2012 г., поэтому тот был поставлен подкомиссией таможни на учет для получения единовременной субсидии для приобретения жилого помещения по подпункту «б» п.2 Правил. Однако СКТУ, на основании протокола подкомиссии СКТУ № 9 от 06.08.2012 г. возвратила документы Тарланова Ш.С. в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения и принятия решения в соответствии с Правилами. После этого, они 05 ноября 2012 г. возвратили эти документы Тарланову Ш.С. Письмом от 09.01.2013 г. Тарланов Ш.С. был извещен о явке на заседание подкомиссии таможни с оригиналом его учётного дела. Кроме того, о предстоящем заседании он уведомлялся и в телефонном режиме. Однако, на заседание Тарланов Ш.С. не явился и подкомиссией таможни - протоколом № 1 от 10.01.2013 г. было принято решение об уведомлении Тарланова Ш.С. о необходимости представления в подкомиссию таможни договора найма фактической жилой площади или документа, доказывающего, что он и члены его семьи не являются членами семьи владельца дома - Кубатаевой Б.С. и ведут с ней раздельное хозяйство, о чём Тарланов Ш.С. был уведомлен письмом от 23.01.2013 г. Не представление заявителем в подкомиссию таможни доработанных документов, лишает подкомиссию возможности без наличия полного пакета документов проверить повторно документы, выяснить в качестве кого вселен Тарланов Ш.С. в дом, находящийся по адресу: <адрес> и принять соответствующее решение.

Представителем управления СКТУ ФТС Ашкаловым А.И. были представлены в суд письменные возражения, в которых он требования Тарланова Ш.С. в части признания незаконным решения подкомиссии СКТУ о возврате в подкомиссию Дагестанской таможни, и о постановке его на учёт по подпункту «а» пункта 2 Правил не признал и просил отказать в их удовлетворении, указывая, что в подкомиссию СКТУ поступил протокол № 5 от 26.06.2012 г. заседания подкомиссии Дагестанской таможни о внесении предложения о постановке на учет для получения единовременной субсидии по подпункту «б» пункта 2 Правил главного государственного таможенного инспектора по правовой работе Дербентского таможенного поста Тарланова Ш.С. При рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной субсидии, подкомиссия таможенного органа, на основании пункта 14 Правил проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим в соответствии с перечнем, установленным пунктом 6 Правил, о наличии условий, необходимых для постановки на учет для предоставления единовременной субсидии. В ходе рассмотрения представленных документов, подкомиссией управления было установлено проживание заявителя с семьей в составе четырех человек в жилом помещении общей площадью 101,5 кв.м. Всего в жилом помещении зарегистрированы четыре человека и на одного члена семьи приходится 25,38 кв.м. общей площади жилого помещения, т.е. более 15 кв.м. Поэтому, правовых оснований для постановки на учет Тарланова Ш.С. по подпункту «б» пункта 2 Правил не имелось. На заседании подкомиссии управления присутствовал заместитель председателя подкомиссии Дагестанской таможни Муслимов М.Г., который подтвердил, что оснований для постановки на учет Тарланова Ш.С. по подпункту «б» пункта 2 Правил подкомиссией Дагестанской таможней не имелось. В связи с необоснованностью принятого решения подкомиссией Дагестанской таможни указанное решение требовало пересмотра на повторном заседании подкомиссии Дагестанской таможни. Поэтому подкомиссия управления приняла решение вернуть в подкомиссию Дагестанской таможни документы Тарланова Ш.С. для повторного рассмотрения и принятия решения в соответствии с Правилами. В соответствии с Правилами, приказом Минздравсоцразвития России от № 143-н, Приказом ФТС России от 18.11.2010 № 2163 в полномочия подкомиссии РТУ, в частности СКТУ, не входит пересмотр оснований решений подкомиссий о постановке на учет на предоставление единовременной субсидии, а также исправление нарушений, допущенных подкомиссиями таможенных органов региона. Исходя из подпункта 2 пункта 6 Приказа ФТС России от № 2163 полномочия подкомиссии РТУ сводятся к принятию решения о постановке гражданского служащего, проходящего службу в РТУ, в таможенных органах, подчиненных РТУ, на учет для получения единовременной выплаты, об отказе в постановке на учет или о снятии с учета с указанием в протоколах заседаний оснований принятых решений. Таким образом, подкомиссии РТУ рассматривают документы, представленные государственными служащими в соответствии с предложениями таможен, изложенных в протоколах заседаний подкомиссий, и принимают соответствующие решения. Принять решение о постановке на учет по подпункту «б» пункта 2 Правил подкомиссия СКТУ пока была не вправе ввиду несоответствия его законодательству, а отказ в постановке на учет Тарланова Ш.С. был бы преждевременным при наличии возможности устранить нарушения подкомиссией Дагестанской таможней. Решение подкомиссии СКТУ о возврате документов Тарланова Ш.С. для повторного рассмотрения и принятия решения в соответствии с Правилами было направлено на защиту прав заявителя, для приведения в соответствие с действующим законодательством решения подкомиссии Дагестанской таможни и этим права заявителя в данном случае не нарушены, т.к. решение подкомиссии СКТУ направлено на восстановление и реализацию прав Тарланова Ш.С. на постановку на учет и в дальнейшем получение субсидии. В связи с этим, требование Тарланова Ш.С. о признании незаконным решения подкомиссии СКТУ от 06.08.2012 № 9 о возврате в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения незаконным считают необоснованным. Вопрос о снятии Тарланова Ш.С. с учета подкомиссией СКТУ не рассматривался, что подтверждается протоколом заседания подкомиссии от 06.08.2012 и приказом СКТУ от 09.08.2012 № 58-АХ. Поэтому, просят отказать в удовлетворении требования Тарланова Ш.С. о признании незаконным решения подкомиссии СКТУ от 06.08.2012 № 9 о возврате в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения за необоснованностью.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя Дагестанской таможни Мустафаевой П.И. ставится вопрос об отмене решения суда в части признания права Тарланова Ш.С. встать на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 и принятии нового решения об отказе в удовлетворении в указанной части исковых требований Тарланова Ш.С.

В обоснование жалобы указывается, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, что в соответствие со ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решение суда.

Далее автор жалобы указывает, что судом необоснованно признано право заявителя встать на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63, решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа (п.п. 6, 13, 14, 17 Правил), именно в полномочия подкомиссии таможенного органа входит прием заявлений гражданского служащего о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, проверка сведений, содержащихся в представленных документах, относительно наличия условий, необходимых для постановки на учет для получения единовременной выплаты.

Таким образом автор жалобы полагает, что указанные полномочия не входят в функции судебного органа, который не вправе подменять полномочия комиссии федерального государственного органа и ограничивать в правах подкомиссию таможенного органа.

В суде апелляционной инстанции представитель Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы и Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Мустафаева П.И., поддержала доводы апелляционной жалобы и просила удовлетворить её по основаниям, приведённым в жалобе, пояснив, что поскольку Тарлановым Ш.С. с пакетом документов был представлен договор безвозмездного найма жилого помещения от 09.01.2012 г., то при принятии решения о постановке Тарланова Ш.С. на учёт по подпункту «б» пункта 2 Правил они руководствовались письмом ФТС РФ от 21.03.2012 г. № 01-11/13231 «По вопросу предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», в котором указано, что в отношении гражданских служащих, которые подали заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в случае их регистрации по месту жительства в жилом помещении, в т.ч. при наличии договора безвозмездного пользования жилым помещением (найма жилого помещения и пр.), постановку на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил не осуществлять.

В суде апелляционной инстанции Тарланов Ш.С. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменения решение суда первой инстанции, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 г., устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим 1 раз за весь период государственной гражданской службы РФ, замещающим должности государственной гражданской службы РФ не менее 1 года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

Согласно п. 2 Правил, единовременная выплата предоставляется по
решению    руководителя федерального, государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий:

а)    не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

б)    является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 кв.м.

Согласно пункта 10 Правил при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их гражданскому служащему с указанием причин возврата.

Из материалов дела следует, что подкомиссия Дагестанской таможни, рассмотрев заявление и документы главного государственного таможенного инспектора по правовой работе Дербентского таможенного поста Тарланова Ш.С., на основании протокола заседания № 5 от 26.06.2012 г. приняла решение о постановке его на учет для получения единовременной субсидии по подпункту «б» пункта 2 Правил и представила эти документы в подкомиссию СКТУ.

Подкомиссией Северо-Кавказского таможенного управления по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения протоколом заседания № 9 от 06.08.2012 г. было принято решение о возврате документов Тарланова Ш.С. в подкомиссию Дагестанской таможни, в связи с несоответствием решения действующему законодательству для повторного рассмотрения и принятия решения в соответствии с Правилами. При этом, было указано, что заявитель с семьей проживает в жилом помещении общей площадью 101,5 кв.м. Всего в жилом помещении зарегистрированы четыре человека и на одного члена семьи приходится 25,38 кв.м. общей площади жилого помещения, т.е. более 15 кв.м. и правовых оснований для постановки на учет Тарланова Ш.С. по подпункту «б» пункта 2 Правил не имелось.

После этого, Дагестанская таможня, не рассмотрев повторно вопрос о постановке Тааланова Ш.С. на учёт по другому основанию, предусмотренному Правилами и не приняв решение об отказе в постановке на учёт, 05.11.2012 г. вернула все документы Тарланову Ш.С.

Между тем, согласно пункту 10 Правил комиссия вправе возвращать документы гражданскому служащему с указанием причин возврата, только при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах.

Как правильно указано судом первой инстанции доказательств того, что Тарланов Ш.С. представил в подкомиссию документы с недостоверной информацией, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы о том, что решение подкомиссии Дагестанской таможни является законным, поскольку подкомиссия Дагестанской таможни при принятии решения о постановке Тарланова Ш.С. на учёт по подпункту «б» пункта 2 Правил руководствовались письмом ФТС РФ от 21.03.2012 г. № 01-11/13231 «По вопросу предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», в котором указано, что в отношении гражданских служащих, которые подали заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в случае их регистрации по месту жительства в жилом помещении, в т.ч. при наличии договора безвозмездного пользования жилым помещением (найма жилого помещения и пр.), постановку на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил не осуществлять, являются несостоятельными.

Из письма ФТС РФ от 21.03.2012 г. № 01-11/13231 следует, что на заседании комиссии 19.03.2012 г. с учётом разъяснений Минздравсоцразвития России комиссия ФТС РФ приняла решение не осуществлять постановку на учёт по подпункту «а» пункта 2 Правил гражданских служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в случае их регистрации по месту жительства в жилом помещении, в т.ч. при наличии договора безвозмездного пользования жилым помещением (найма жилого помещения и пр.) При этом рассмотреть возможность постановки на учёт гражданских служащих по иным основаниям, предусмотренным Правилами.

Однако, из представленного представителями Дагестанской таможни суду разъяснения Минздравсоцразвития России - письма от 15.12.2011 г. № 4/2383, на которое по их мнению, произведена ссылка в письме ФТС РФ от 21.03.2012 года следует, что в нём вообще нет указания на то, что нельзя осуществлять постановку на учёт по подпункту «а» пункта 2 Правил гражданских служащих для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, при наличии договора безвозмездного пользования жилым помещением.

Такого запрета нет также в приведённых выше Правилах, Жилищном кодексе РФ и других нормативных актах, в связи с чем указанный довод представителей Дагестанской таможни обоснованно признан судом не правомерным.

В приведённом письме - разъяснении Минздравсоцразвития России воспроизведено содержание подпунктов «а» и «б» пункта 2 Правил и указано, что гражданский служащий может быть принят на учёт по подпункту «а» пункта 2 Правил в случае представления документов, подтверждающих, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.

Из материалов дела усматривается, что заявитель Тарланов Ш.С. такие документы в подкомиссию Дагестанской таможни фактически представил и, следовательно, он имеет право на постановку на учёт в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил.

Также в приведённом разъяснении указано, что «в случае регистрации гражданского служащего в жилом помещении, общая площадь которого на одного члена семьи составляет более 15 кв. метров, по мнению Минздравсоцразвития РФ, оснований для постановки на учёт для получения единовременной выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил не имеется».

Из прямого толкования содержания подпунктов «а» и «б» пункта 2 Правил следует, что основным условием для постановки гражданского служащего на учёт является то, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, а по подпункту «б» то, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 кв. м.

Следовательно, разъяснение Минздравсоцразвития о том, что «в случае регистрации гражданского служащего в жилом помещении, общая площадь которого на одного члена семьи составляет более 15 кв. метров, по мнению Минздравсоцразвития РФ, оснований для постановки на учёт для получения единовременной выплаты в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил не имеется» касается гражданских служащих, которые являются нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.

Одновременно, в разъяснении Минздравсоцразвития РФ сделана ссылка на пункт 4 Правил и воспроизведено его содержание о том, что к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Аналогичные положения закреплены и в ст. 31 ЖК РФ, в которой указано, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные граждане в исключительных случаях могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как правильно указано судом первой инстанции в решении представителями Дагестанской таможни не представлены суду доказательства (решение суда) о том, что заявитель является членом семьи своей сестры Кубутаева Б.С. и ведёт с ней общее хозяйство.

Из материалов дела следует, что заявитель проживает со своей семьёй в доме, принадлежащей на праве собственности его сестре Кубутаевой Б.С. и в нём зарегистрирован по месту жительства. Другого жилья на праве собственности либо на праве социального найма Тарланов Ш.С. и члены его семьи не имеют.

Согласно объяснениям заявителя его сестра Кубутаева Б.С. проживает вместе со своей дочерью в <адрес>. Указанный факт не оспаривает и представитель Дагестанской таможни.

Из договора найма жилого помещения от 09.01.2012 г. следует, что заявитель Тарланов Ш.С. вселился в жилой дом сестры Кубутаевой Б.С. на условиях временного проживания.

Из документов, поданных Тарлановым Ш.С. в подкомиссию Дагестанской таможни по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения усматривается, что заявитель не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения. Доказательств обратного Дагестанской таможней и СКТУ суду не представлено.

В соответствии с пунктом 17 Правил решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа.

Из материалов дела и объяснений представителей Дагестанской таможни в судебном заседании следует, что документы Тарланова Ш.С. были возвращены из СКТУ в августе 2012 г. для принятия повторного решения. Несмотря на это, на день рассмотрения дела в суде, подкомиссия Дагестанской таможни не приняла решение о постановке Тарланова Ш.С. на учёт для получения единовременной выплаты, а неправомерно возвратила документы Тарланову Ш.С.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа, должностного лица, служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что Тарланов Ш.С. имеет право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту "а" пункта 2 Правил и признал незаконным решение - протокол заседания подкомиссии Дагестанской таможни № 5 от 26.06.2012 г. о внесении предложения подкомиссии СКТУ о постановке на учет Тарланова Ш.С. в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Решение суда в части отказа в удовлетворении заявления Тарланова Ш.С. о признании незаконным решения подкомиссии СКТУ № 9 от 06.08.2012 г. о возврате его документов в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения никем не обжаловано, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований вмешиваться в решение суда в этой части.

При таких обстоятельствах решение суда в обжалованной части является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение городского суда г. Дагестанские огни Республики Дагестан от 28 января 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:

«Признать незаконным решение - протокол заседания подкомиссии Дагестанской таможни № 5 от 26.06.2012 года, которым внесено предложение в подкомиссию Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы о постановке Тарланова Ш. С. и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения по подпункту «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 63 от 27.01.2009 года.

Обязать подкомиссию Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы направить в подкомиссию Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы документы в отношении Тарланова Ш. С. с предложением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося на получение единовременной субсидии на получение жилого помещения на основании подпункта «а» п. 2 Правил предоставления Федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утверждённого постановлением Правительства РФ № 63 от 27.01.2009 года.

В удовлетворении требования Тарланова Ш. С. о признании незаконным решения - протокола подкомиссии Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы № 9 от 06.08.2012 года о возврате в подкомиссию Дагестанской таможни для повторного рассмотрения, а также о понуждении подкомиссии Северо-кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы поставить его на учет по подпункту «а» пункта 2 Правил, отказать за необоснованностью».

Председательствующий

Судьи

33-1487/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
16.04.2013Судебное заседание
23.04.2013Судебное заседание
06.05.2013Передано в экспедицию
06.05.2013Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее