Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33-599/2016
Судья Мальчугин А.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е3 февраля 2016 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Нестеровой А.А., Савелькиной Г.О.,
при секретаре Ильиной Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Оленовой М.О. к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке, поступившее по апелляционной жалобе истицы Оленовой М.О. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 7 декабря 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Оленовой М.О. к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о понуждении включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, о понуждении предоставить как сироте благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать.».
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истицы Оленовой М.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Оленова М.О. обратилась в суд с иском (с учетом изменений) к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Оленова М.О. (до брака – ...), ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ... умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец .... лишен родительских прав решением ... суда ... от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением ... от ДД.ММ.ГГГГ истице был назначен опекун .... Поскольку родители истицы не были зарегистрированы по месту жительства, жилое помещение за ней не закреплялось. С ДД.ММ.ГГГГ года истица Оленова М.О. проживает в г.Мариинский Посад. В 2011 году она обратилась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ей было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. Впоследствии истица обращалась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения и в администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики по вопросу предоставления жилого помещения, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена. Ссылаясь на положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица полагает, что гарантируемая государством социальная поддержка в виде права на обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, до фактического предоставления жилого помещения, независимо от того, какого возраста они достигли.
В судебном заседании истица Оленова М.О. и ее представитель Будникова С.В. исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, при этом истица суду дополнила, что до достижения 23 лет она в устном порядке обращалась в орган местного самоуправления по вопросу обеспечения жильем, однако доказательств такого обращения представить не может.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Кузьмин И.Н. исковые требования не признал, указав, что на момент первоначального обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения истица утратила право на социальную поддержку в связи с достижением возраста 23 лет.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей Оленовой М.О. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившейся в судебное заседание истицы Оленовой М.О., признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и абзацу четвертому статьи 1, пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истица Оленова (...) М.О. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
Мать истицы ... умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец истицы .... решением ... суда ... от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении четверых детей: ...
Постановлением ... от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетними ... назначена ....
Из сообщения администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 6 мая 2011 года следует, что истице Оленовой (...) М.О. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент обращения ей исполнилось 23 года.
При этом сведений о том, что ранее до достижения 23-летнего возраста Оленова (...) М.О. обращалась в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения или в администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в материалах дела не имеется.
Из письма ... от 19 ДД.ММ.ГГГГ следует, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда ..., отсутствует информация о постановке ... (в настоящее время – Оленовой) М.О. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Оленовой М.О., суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утрачен истицей 26 июня 2010 года по достижении 23-летнего возраста, при этом Оленова М.О. не представила суду допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что до достижения 23 лет она либо ее законный представитель (опекун) обращались в уполномоченные органы по месту жительства с письменным заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица сохраняет право на льготное обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку такое право ею не реализовано, судебная коллегия признает несостоятельными в связи с неправильным толкованием норм материального права.
Действительно, пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, как указано выше, в силу норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в том случае, если такое право было реализовано путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья до достижения лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста.
В рассматриваемой ситуации, как это установлено материалами дела, истица первоначально обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилье как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в 2011 году, то есть в возрасте 23 лет, ранее с таким заявлением она не обращалась.
Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Не являются основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрена обязанность лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии их на учет, поскольку эти доводы также основаны на неправильном понимании норм материального права.
Как жилищное законодательство Российской Федерации, так и Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части, касающейся предоставления жилых помещений, базируются на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу Оленовой М.О. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 7 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи А.А. Нестерова
Г.О. Савелькина