Решение по делу № 2а-626/2017 ~ М-563/2017 от 03.10.2017

Дело № 2а-626/2017

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2017 года                                                                                    город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи                                                                           Т.В. Барановой,
при секретаре                                                                                                              М.Б.Рыжих,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Прионежского муниципального района Республики к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о признании незаконным и отмене решения,

у с т а н о в и л:

администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия (истец) обратилась в суд с указанными требованиями к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее - Министерство) мотивируя тем, что хх.хх.хх г. Министром социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия издан приказ «О проведении плановой выездной проверки администрации Прионежского муниципального района», который не основан на законе, нарушает права истца. В обоснование требований указано, что оспариваемое решение принято с нарушением части 1 ст. 9, пункта 2 статьи 10, пункта 2, 2.2 статьи 21 Федерального закона от хх.хх.хх г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", сведений о согласовании проверки с прокуратурой Республики Карелия не имеется; в плане контрольных мероприятий Прокуратуры Республики Карелия в 2017 г. названная проверка не запланирована. Решение коллегии прокуратуры Республики Карелия и Министерства социальной защиты труда и занятости от хх.хх.хх г. в адрес истца не поступало; приказ вынесен в выходной день; заявителю не представлена информация об имеющихся фактах нарушения законодательства в сфере опеки и попечительства; предписаний об устранении нарушений в адрес истца не выносилось; не установлен вид контрольного мероприятия: плановая либо внеплановая проверка. Просили признать решение ответчика, выраженное в приказе от хх.хх.хх г. , незаконным, отменить изложенное в приказе решение проведении проверки.

Определением суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Республики Карелия.

Представитель истца, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, указала, не необоснованность ссылки в иске на положения Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Представитель ответчика, действующая по доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в иске отказать, представила письменный отзыв.

Представитель прокуратуры Республики Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав доводы административного иска, изучив документы, приложенные к нему, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что хх.хх.хх г. Министром социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия издан приказ «О проведении плановой выездной проверки администрации Прионежского муниципального района» (далее - Приказ -П). Основанием проведения проверки явилось совместное решение коллегии прокуратуры Республики Карелия и Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее - Министерство) от хх.хх.хх г..

Согласно указанному решению, в связи с выявленными прокурором Прионежского района нарушениями при предоставлении отчетов опекунов о хранении и использовании имущества подопечного, Министерству предписывалось провести внеплановую проверку органов местного самоуправления муниципальных районов в Республике Карелия, в которых выявлены нарушения, и которые не включены в план проверок Министерства на 2017 г.

Предметом проверки является соблюдение установленных законодательством требований к осуществлению государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принятию решений об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок, по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Цель поверки - обеспечение государственных гарантий исполнения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних при установлении опеки и повешение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Из преамбулы Приказа следует, что в соответствии с п.4 ст. 4 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 г. № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия», п.2 ст. 3 Закона Республике Карелия от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.1.3 решения коллегии прокуратуры Республики Карелия и Министерства, предписано провести внеплановую выездную проверку исполнения администрацией Прионежского муниципального района переданных государственных полномочий Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Факт отсутствия в плане проверок Министерства на хх.хх.хх г. указанной проверки не оспаривался стороной ответчика.

Таким образом, довод стороны истца о том, что форма проверки: плановая либо внеплановая не была установлена, не соответствует действительности.

Решение о проведении проверки принято совместным решением коллегии прокуратуры Республики Карелия и Министерства в соответствии с действующим законодательством, в пределах их полномочий, при наличии оснований для проведения внеплановой проверки.

Так, положениями п.2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

хх.хх.хх г. решение размещено на интерактивном портале Министерства в подразделе «Заседания коллегии» и находится в свободном доступе.

Кроме того, указанным решением коллегии Главам администраций органов местного самоуправления Республики Карелия предписывалось сообщить о результатах исполнения пунктов 2.1 и 2.2 городским и районным прокурорам в срок до хх.хх.хх г., из чего следует, что решение коллегии прокуратуры Республики Карелия доводилось до административного истца.

Таким образом, довод стороны истца об отсутствии информации о решении коллегии прокуратуры Республики Карелия и Министерства от хх.хх.хх г. не может быть признан обоснованным.

В соответствии с пп.67 п.9 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от хх.хх.хх г. «Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия» Министерство осуществляет в пределах своих полномочий в сфере переданных органам местного самоуправления государственных полномочий функции уполномоченного органа исполнительной власти в Республике Карелия: по реализации ст. 4 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 г. № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия», ст. 4 Закона Республике Карелия от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» названный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таким образом, действие указанного закона не распространяется на отношения, связанные с проведением контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.

Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственным полномочиями, участие органов прокуратуры при проведении органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, предусмотрено, что порядок проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В Республике Карелия порядок проведения контроля за осуществлением органам местного самоуправления вышеуказанных переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации определен п. 6 ст. 4 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 г. № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия», а также ч.4 ст. 4 ст. 4 Закона Республике Карелия от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Так, в соответствии с положениями п.6 ст. 4 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 г. № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия», а также п.4 ст. 4 Закона Республике Карелия от 28.11.2005 г. № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий включает в себя:

1) рассмотрение и анализ отчетов о расходовании субвенций на осуществление государственных полномочий, о выполнении целевых прогнозных показателей, а также дополнительно предоставляемой по запросам информации и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий;

2) оценку выполнения установленных требований к содержанию и порядку предоставления отчетности органами местного самоуправления;

3) оценку исполнения заданий по осуществлению государственных полномочий и выполнения целевых прогнозных показателей;

4) оценку деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и качества проведенных мероприятий за счет субвенций;

5) проведение проверок не реже одного раза в три года.

Учитывая, что общественные отношения, связанные с порядком проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов Республики Карелия переданных государственных полномочий Республики Карелия не относятся к региональному государственному контролю, их регламентация в силу положений постановления Правительства Республики Карелия № 50-П не может быть осуществлена в форме административного регламента исполнения государственной функции.

Таким образом, суд принимает доводы стороны ответчика о том, что деятельность Министерства при проверке осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий не подлежит регламентации в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Довод представителя истца о том, что в Решении совместного заседания коллегии Прокуратуры Республики Карелия и Министерства (далее - Решение) нет указания на проведение внеплановой проверки в отношении администрации Прионежского муниципального района, не может быть принят судом в связи с тем, что в п.1.3 Решения имеется указание на проведение проверки в отношении органов местного самоуправления, в которых выявлены нарушения, и которые не включены в план проверок Министерства на хх.хх.хх г.

Довод истца о том, что дата издания приказа соответствует выходному дню Министерства, что, по мнению истца, вызывает сомнения в дате издания приказа, не может быть принят судом, т.к. не свидетельствует о незаконности приказа, учитывая, что запрета на издание приказа в выходной день не имеется.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.

Административным истцом доказательства нарушения его прав оспариваемым решением не представлены. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным и отмене решения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.


Судья                                                                                                                        Т.В. Баранова


Мотивированное решение суда составлено 09.11.2017 года.

2а-626/2017 ~ М-563/2017

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Республики Карелия
Администрация Прионежского муниципального района
Ответчики
Министерство социальной защиты, труда и занятости РК
Суд
Прионежский районный суд
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
03.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
05.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2017[Адм.] Предварительное судебное заседание
02.11.2017[Адм.] Судебное заседание
09.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2018[Адм.] Дело оформлено
02.04.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее