Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре СБН, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» к судебному приставу-исполнителю Барун-Хемчикского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Тыва МАС, Барун-Хемчикскому РОСП УФССП России по Республике Тыва, УФССП России по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
администрация муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Барун-Хемчикскому РОСП УФССП России по Республике Тыва, прося освободить ее от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного искового заявления указала, что решением суда удовлетворен иск об обязании администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва принять меры по постановке автомобильных дорог местного значения как объекта транспортной инфраструктуры на кадастровый учет, по оформлению права собственности на них. На основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Ведущим судебным приставом-исполнителем Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва МАС ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Администрация виновных действий не допускала, требования исполнительного документа в установленный срок не исполнены в связи с отсутствием реальной возможности исполнения требований в срок. В настоящее время исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено.
Определением суда судебный пристав-исполнитель Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва МАС привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика, Прокуратура Барун-Хемчикского района привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица. В последующем Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебное заседание представитель административного истца ДШВ, действующая на основании доверенности, не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Административные ответчики, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Ранее от представителя ответчика – Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва – старшего судебного пристава Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва ШВД поступило возражение на административное исковое заявление, в котором указывается, что в связи со служебной необходимостью не может присутствовать при рассмотрении дела, на удовлетворение административных исковых требований административного истца возражает, так как должником не исполнены требования исполнительного документа в установленные сроки.
Представитель заинтересованного лица, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явился, ходатайств и заявлений от них не поступало.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кодекс административного судопроизводства РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих их административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных правомочий.
Частью 3 ст. 363 КАС РФ предусмотрено, что если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №. 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 названной статьи. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
В силу статьи 4 Закона об исполнительном производстве принципами исполнительного производства являются, в том числе, принципы законности, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено указанным Законом. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника о принудительном исполнении содержащихся в исполнительном документе требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
Следовательно, по смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленные сроки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
По смыслу приведенных требований закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации взыскание исполнительского сбора возможно при соблюдении нескольких условий: информированности должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве с указанием срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа и отсутствии у должника уважительных причин, сделавших невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, статьи 30, 112 Закона об исполнительном производстве применительно к рассматриваемому спору не ставят взыскание исполнительского сбора в зависимость от получения должником иных постановлений, кроме постановления о возбуждении исполнительного производства по основному требованию.
Из представленных материалов следует, решением Барун-Хемчикского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва ТЛА, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального района «Барун-Хемчикский район» Республики Тыва о признании незаконным бездействия по не исполнению обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечения безопасности дорожного движения и возложении обязанностей. Решением суда постановлено: «Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва, выразившееся в не исполнении обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе не принятии мер оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной; по постановке автомобильных дорог местного значения на кадастровый учет; по не внесению в реестр муниципальной собственности и в единый государственный реестр автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах, подлежащих обязательному включению в реестры; проведению оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам; осуществлению муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун». Возложить на Администрацию муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва обязанность устранить допущенные нарушения законодательства путем: - принятия мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги; - принятия мер по постановке автомобильных дорог местного значения на кадастровый учет; - внесения в реестр муниципальной собственности и в единый государственный реестр автомобильных дорог сведений об автомобильных дорогах; - проведения оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог местного значения нормативным документам; - осуществления муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в границах сельского поселения «сумон Кызыл-Мажалыкский» Барун-Хемчикского кожууна, в отношении автомобильных дорог общего пользования, расположенных: - на <адрес>,9 км. грунтового вида, 0,610 км. асфальтированного вида; - на <адрес> протяженностью 0,45 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,45 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,4 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,78 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,8 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,9 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 1,1 км. грунтового вида; - на переулке Авиации протяженностью 1,1 км. грунтового вида; - на <адрес> ноян протяженностью 2,3 км. асфальтобетонного вида; - на <адрес> протяженностью 0,38 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,25 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,48 км. асфальтобетонного вида, 0,8 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,28 км. грунтового вида, 0,5 км. асфальтобетонного вида; - на <адрес> протяженностью 0,9 км. асфальтобетонного вида, 0,7 км. грунтового вида; - на <адрес>-оола протяженностью 1,7 км. грунтового вида, 1,4 км. асфальтобетонного вида; - в районе двухэтажных домов по <адрес>-оола протяженностью 0,7 км. грунтового вида; - на переулке Чургуй-оола протяженностью 0,35 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,38 км. асфальтобетонного вида; - на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтобетонного вида; - на <адрес> протяженностью 1 км. асфальтобетонного вида; - на <адрес> протяженностью 0,15 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,62 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,58 км. грунтового вида; - на переулке Мира протяженностью 0,31 км. грунтового вида; - на улице <адрес> протяженностью 0,41 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 1,7 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,3 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,25 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,45 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида, 0,15 км. асфальтобетонного вида; - на <адрес> протяженностью 0,25 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,28 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,3 км. асфальтированного вида; - на <адрес> протяженностью 0,21 км. грунтового вида; - на <адрес> протяженностью 0,7 км. асфальтобетонного вида. Установить срок устранения допущенных нарушений в 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию муниципального образования сообщить об исполнении решения суду прокурору Барун-Хемчикского района Республики Тыва в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, истцу в тот же день выдан исполнительный лист серии ФС №.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем отдела – заместителем старшего судебного притсава-исполнителя Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва СДМ на основании вышеуказанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Одновременно должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В установленный постановлением заместителя старшего судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ срок для добровольного исполнения требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
В рамках возбужденного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела – старшим судебным приставом Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва ШВД вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
Судом из истребованных материалов исполнительного производства установлено, с момента поступления заявления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем предприняты меры по исполнению исполнительного документа в отношении должника и выполнены действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, в свою очередь, должником выполнены действия, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава Барун-Хемчикского РОСП УФССП России по Республике Тыва ШВД ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Барун-Хемчикского РОСП МАС возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей в отношении должника – администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва.
Согласно сведениям, предоставленным из АИС ФССП России, копия постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ0 года направлено должнику ДД.ММ.ГГГГ в 12:34 часов, уведомление прочтено должником ДД.ММ.ГГГГ в 07:33 часов.
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе, органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Таким образом, в каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы административного истца, обосновывающие необходимость освобождения от уплаты исполнительского сбора, сводятся к тому, что им предпринимались действия, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, с их стороны виновные действия не допускались.
В обоснование указанных доводов административным истцом суду представлены:
- ответ начальника финансового управления Барун-Хемчикского кожууна ОАГ, адресованное председателю администрации Барун-Хемчикского кожууна МАМ, где указано, что ежегодно при формировании проекта бюджета не предусматриваются расходы на финансирование обеспечения исполнительских сборов;
- ведомость по движению свободного остатка средств бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, где указано об остатке средств на конец года – 0 рублей;
- ведомость по движению свободного остатка средств бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, где указано об остатке средств на конец года – 0 рублей;
- справка о свободном остатке средств бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, где указано о свободном остатке бюджета на конец года – 0 рублей;
- справка о свободном остатке средств бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, где указано о свободном остатке бюджета на конец дня – 0 рублей.
Из представленных материалов следует, что действия судебного пристава-исполнителя в полной мере соответствовали вышеизложенным положениям закона, поскольку в предусмотренный законом пятидневный срок должник требование исполнительного документа в добровольном порядке не исполнил.
Судом установлено, что в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник предпринимал меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, из истребованных материалов исполнительного производства видно, что должником выполнялись действия, направленные на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Из сводки по исполнительному производству №-ИП следует, что исполнительное производство окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», т.е. в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, доводов административного истца, представленных им документов в обоснование своих требований, суд приходит к выводу о том, что нарушение административным истцом установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными обстоятельствами, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Доказательств, свидетельствующих об уклонении администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва от исполнения требований исполнительного документа, материалы дела не содержат.
Поскольку административным истцом не оспаривается постановление о взыскании исполнительского сбора, предъявляется иск об освобождении т уплаты исполнительского сбора, то надлежащим ответчиком по данному делу является территориальный орган Федеральной службы судебных приставов – УФССП России по Республике Тыва, в связи с чем административные исковые требования административного истца к судебному приставу-исполнителю Барун-Хемчикского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Тыва МАС Барун-Хемчикскому РОСП УФССП России по Республике Тыва, не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о возможности полностью освободить должника – администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» к судебному приставу-исполнителю Барун-Хемчикского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Тыва МАС, Барун-Хемчикскому РОСП УФССП России по Республике Тыва, УФССП России по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить частично.
Освободить административного истца – администрацию муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун» Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении административных исковых требований к судебному приставу-исполнителю Барун-Хемчикского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Тыва МАС., Барун-Хемчикскому РОСП УФССП России по Республике Тыва отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца через Барун-Хемчикский районный суд со дня вынесения мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Ш. Манчыылай