Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-403/2023 ~ М-170/2023 от 05.04.2023

                                                                                                   Дело № 2а-403/2023

    УИД 32RS0023-01-2023-000321-42

                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                      Именем Российской Федерации

         29 мая 2023 года                                                                             г. Почеп

         Почепский районный суд Брянской области в составе судьи Коростелевой Р.В., при секретаре Гунько Ю.В.,

с участием административного истца помощника прокурора Почепского района Брянской области Барсуковой Е.С.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор Почепского района Брянской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, в котором просит признать незаконным бездействие Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного в Семецком поселении - шахтного колодца, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ул. Трубчевская, вблизи дома № 98; обязать Семецкую сельскую администрацию Почепского района Брянской области в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного в Семецком поселении – шахтного колодца, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ул. Трубчевская, вблизи дома № 98.

В обоснование административного иска прокурор указал, что прокуратурой Почепского района Брянской области в марте 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной собственности, в части исполнения Семецкой сельской администрации Почепского района обязанностей по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости – шахтных колодцев, расположенных на территории Семецкого сельского поселения, в ходе которой установлено, что водоснабжение населенных пунктов Семецкого сельского поселения осуществляется централизованным и нецентрализованным способами. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке, находящегося на территории муниципального образования, на учет в качестве бесхозяйного.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой Почепского района в марте 2023 года, установлено, что в границах территории муниципального образования – Семецкое сельское поселение Почепского района Брянской области, по адресу: Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ул. Трубчевская, вблизи дома № 98, расположен шахтный колодец, обеспечивающий нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта. Указанный объект недвижимости фактически является бесхозяйным, поскольку не относится к муниципальной собственности Семецкого сельского поселения Почепского района, в реестр муниципальной собственности названного муниципального образования не включен, иного собственника не имеет. Отсутствие собственника систем водоснабжения лишает возможности эксплуатации, осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

         В судебном заседании помощник прокурора Почепского района Брянской области Барсукова Е.С. поддержала административные исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

         Представитель ответчика - глава Семецкого сельского поселения Почепского района, Брянской области Белоножко Ф.Ф., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования прокурора признал в полном объеме, указал, что последствия признания административного иска ему известны и понятны.

         В соответствии с ст. 150 КАС РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя административного ответчика.

         Выслушав помощника прокурора Барсукову Е.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         В соответствии со ст. 39, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предела полномочий, установленных законодательством России.

       Согласно ч. 3 ст. 14 указанного выше Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

         В соответствии с п.п. 1, 5 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, имущество, предназначенное для водоснабжения населения, водоотведения.

         Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.

         В силу подпункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2023 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопрос местного значения в виде организации в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения являются вопросами местного значения муниципальных районов.

         В части 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

         В соответствии с ч. 3 данной статьи, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся, в частности, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с пунктом 4 Приказа Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет, предъявляемого органом местного самоуправления в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.

         Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

         В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Почепского района Брянской области в марте 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства о муниципальной собственности, в части исполнения Семецкой сельской администрации Почепского района обязанностей по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости – шахтных колодцев, расположенных на территории Семецкого сельского поселения, в ходе которой установлено, что водоснабжение населенных пунктов Семецкого сельского поселения осуществляется централизованным и нецентрализованным способами. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке, находящегося на территории муниципального образования, на учет в качестве бесхозяйного.

         По результатам указанной проверки установлено, что в границах территории муниципального образования – Семецкое сельское поселение Почепского района Брянской области, по адресу: Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ул. Трубчевская, вблизи дома № 98, расположен шахтный колодец, обеспечивающий нецентрализованное водоснабжение жителей указанного населенного пункта. Указанный объект недвижимости фактически является бесхозяйным, поскольку не относится к муниципальной собственности Семецкого сельского поселения Почепского района, в реестры муниципальной собственности, собственности Брянской области и федеральной собственности не включен, иного собственника не имеет.

         Отсутствие собственника систем водоснабжения лишает возможности эксплуатации, осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

        Указанные обстоятельства подтверждаются ответом Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях № от ДД.ММ.ГГГГ года, ответом администрации Почепского района, Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ года.

         Представитель ответчика Белоножко Ф.Ф. в письменном заявлении от 29 мая 2023 года административные исковые требования прокурора Почепского района, Брянской области признал в полном объеме.

         В соответствие ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск, при этом, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

         В соответствие ст. 157 КАС РФ, при допустимости совершения указанного распорядительного действия по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.

         Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика Белоножко Ф.Ф., так как это соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц и государства; представитель административного ответчика Белоножко Ф.Ф., являющийся главой Семецкой сельской администрации, наделен полномочиями по признанию административного иска. Последствия признания административного иска в соответствии с статьей 157 КАС РФ, представителю административного ответчика известны, о чем он указал в своем письменном заявлении.

         На основании признания административным ответчиком административного иска прокурора, а также в связи с тем, что администрацией Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области не принято мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - шахтного колодца, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ул. Трубчевская, вблизи дома № 98, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическую безопасность и благоприятную окружающую среду, суд считает, что административные исковые требования прокурора Почепского района Брянской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

         Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

                                           Р Е Ш И Л:

         Административное исковое заявление прокурора Почепского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного в Семецком поселении - шахтного колодца, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ул. Трубчевская, вблизи дома № 98.

         Обязать Семецкую сельскую администрацию Почепского района Брянской области в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества, расположенного в Семецком поселении – шахтного колодца, расположенного по адресу: Брянская область, Почепский район, с. Семцы, ул. Трубчевская, вблизи дома № 98.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

         Судья                                                                                Р.В. Коростелева

             Решение составлено в окончательной форме 05 июня 2023 года.

2а-403/2023 ~ М-170/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Почепского района Брянской области
Ответчики
Семецкая сельская администрация Почепского района
Суд
Почепский районный суд Брянской области
Судья
Коростелева Раиса Викторовна
Дело на сайте суда
pochepsky--brj.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация административного искового заявления
05.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Подготовка дела (собеседование)
29.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024Дело оформлено
26.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее