УИД 68RS0***-43
Дело ***а-1073/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2022 года ***
Мичуринский городской суд *** в составе:
судьи - Наговицыной О.Н.,
при секретаре - Кирилловой В.В.,
с участием административного истца - помощника прокурора *** Мананникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор *** обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе мониторинга сети «Интернет» установлено, что на странице сайта с URL адресом:
*** размещена информация о возможности приобретения табачной продукции дистанционным способом.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ***, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Суд полагает возможным в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившейся стороны по представленным в дело доказательствам.
В ходе рассмотрения дела помощник прокурора *** Мананников Д.А. просил административный иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям, дал пояснения по существу заявленных требований.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу требований ч.3 ст.1 КАС РФ решения суда по делу данной категории принимаются в рамках обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Целью удовлетворения требований является пресечение дальнейшего распространения незаконной информации, что обеспечивается включением в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет" сведений о сетевых адресах, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пунктам 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от *** N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее Федеральный закон №149-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, Информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременности ее предоставления.
В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от *** N 149-ФЗ).
Из материалов дела следует, что прокуратурой *** проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено, что на сайте: *** размещена информация о возможности приобретения табачной продукции дистанционным способом. При этом доступ к данному сайту является свободным для неопределенного круга лиц, то есть не требует предварительной регистрации и ввода пароля, ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирования и распространение отсутствуют.
Суд соглашается с доводами административного истца, что запрещенная к распространению в Российской Федерации информация на сайте имелась.
В соответствии с ч.3 ст. 19 Федерального закона от *** №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от *** №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пунктом 1 статьи 14 указанного выше Закона также установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
На основании ст. 5 Федерального закона от *** №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей; информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от *** *** государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
В подтверждение заявленных требований представлены акт проверки сайта от *** и скриншоты страницы сайта с текстовой информацией и изображениями, на которых предлагается покупка европейской табачной продукции, алгоритм совершения необходимых действий, указана их стоимость, способы приобретения, а также указан порядок связи потенциальных покупателей с субъектом, реализующим указанный товар. Таким образом, лица, могут купить табачную продукцию дистанционным способом, продажа которой данным способом запрещена Законом.
В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** N 10 разъяснено, что допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами.
Суд считает представленные суду скриншоты допустимыми доказательствами по делу, они получены прокурором и заверены, при этом факт размещения на спорном сайте в период судебного разбирательства информации, зафиксированной на скриншотах, не оспорен и доказательств иного не представлено.
Данная информация фактически способствует совершению административно наказуемых деяний, посягающих на незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.2 КоАП РФ.
Представление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрашиваемой информации. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан, ограничений к его доступу по кругу лиц не содержится.
Статьей 15.1 Федерального закона от *** №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Одним из оснований для включения в реестр таких сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч.3 п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от *** №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (утв. Постановлением правительства РФ от 26. 10.2012 ***) именно на территориальном подразделении Роскомнадзора лежит обязанность по внесению в единый реестр записи.
Суд находит обоснованными требования прокурора о признании информации на странице сайта с URL адресом: ***/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе рассмотрения дела судом не установлены владельцы сайта сети «Интернет», авторы размещаемой в них информации, то есть лица, права и интересы которых может затронуть судебное решение.
В соответствии с частью 3 пункта 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (постановление N 10) владельцем сайта является администратор доменного имени, адресующего на соответствующий сайт, если только иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности, из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от *** N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с п. 9.1.5 Правил регистрации доменных имен в домене ".RU" и ".РФ", утвержденных решением Координационного центра национального домена в сети Интернет от *** N 2011-18/81 информация о полном наименовании (имени) администратора и его местонахождении (местожительстве) представляется Регистратором по письменному мотивированному запросу правоохранительных органов и третьих лиц для целей предъявления судебного иска.
Из материалов, приложенных к административному исковому заявлению, следует, что административный истец обращался с соответствующим запросом к аккредитованному регистратору, осуществившему регистрацию оспариваемых Интернет-сайтов, и ему было отказано в представлении информации о полном наименовании (имени) администратора и его местонахождении (местожительстве).
С учетом требований п. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL адресом:
***/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по *** для включения указателя интернет страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Мичуринский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ***.
Судья Наговицына О.Н.