Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1114/2024 ~ М-281/2024 от 23.01.2024

УИД № 34RS0002-01-2024-000541-73

дело № 2А-1114/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Волгоград                         20 февраля 2024 года

Дзержинский районный суд гор. Волгограда в составе председательствующего судьи Сиохиной Ю.К. (Историческая ул., д. 122Б, гор. Волгоград, 400075, этаж № 5, кабинет № 27),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бочаровой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к судебному приставу-исполнителю Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО3, врио начальника отдела - старшего судебного пристава Дзержинского РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области ФИО4, ГУ ФССП России по Волгоградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 22 декабря 2023 года по исполнительному производству -ИП, возложении обязанности,

установил:

ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО3, врио начальника отдела - старшего судебного пристава Дзержинского РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области ФИО4, ГУ ФССП России по Волгоградской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 22 декабря 2023 года по исполнительному производству -ИП, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указал, что в производстве судебного пристава-исполнителя Дзержинского районного отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП по Волгоградской области находится исполнительное производство -ИП по взысканию с административного истца в пользу ФИО11 алиментов на содержание дочери ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере ? части всех видов заработка и иных видов дохода ежемесячно, начиная с 25 сентября 2017 года и до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

30 сентября 2019 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Жирновского районного отдела УФССП по Волгоградской области исполнительное производство -ИП окончено по заявлению взыскателя, исполнительный документ возвращен взыскателю ФИО11 На момент окончания исполнительного производства на расчетном счету приставов имелись денежные средства, удержанные с должника.

28 декабря 2019 года Жирновским районным отделом УФССП по Волгоградской области денежные средства в размере 23 200 рублей были возвращены должнику, как ошибочно перечисленные.

11 сентября 2022 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Жирновского районного отдела УФССП по Волгоградской области по заявлению ФИО11 вновь было возбуждено исполнительное производство -ИП, должник ФИО5, взыскатель ФИО11, предмет исполнения: взыскание алиментов на содержание детей, с периодическими платежами доли доходов ежемесячно в размере ? дохода должника.

22 сентября 2023 года судебным приставом-исполнителем Жирновского районного отдела УФССП по Волгоградской области исполнительное производство -ИП от 11 сентября 2022 года передано в Дзержинский РОСП г. Волгограда.

23 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области исполнительное производство -ИП от 11 сентября 2022 года принято к исполнению, исполнительному производству присвоен -ИП.

22 декабря 2023 года судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 30 сентября 2019 года по 1 декабря 2023 года в размере 1 196 119,50 рублей.

Полагал, что расчет задолженности по алиментам необоснованно произведен с 30 сентября 2019 года, поскольку взыскатель отозвал исполнительный лист 30 сентября 2019 года и повторно обратился с заявлением о принудительном исполнении только 1 сентября 2022 года.

Неуплата алиментов в период окончания исполнительного производства, в связи с отзывом исполнительного листа взыскателем, не может свидетельствовать о наличии вины должника в образовании задолженности по алиментам за период с 30 сентября 2019 года по 11 сентября 2022 года.

Указал, что взыскатель ФИО14 поменяла номер телефона, банковские карты, выехала на постоянное место жительства в г. Москву, в связи с чем, место ее нахождения и работы не были известны.

Полагал, что поскольку взыскание алиментов до 1 сентября 2022 года не производилось не по вине должника, задолженность по алиментам в соответствии со статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» должна быть взыскана только в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к взысканию, с сентября 2022 года.

Кроме того, судебным приставом не установлено, производилась ли уплата алиментов в период с 30 сентября 2019 года по 1 сентября 2022 года, имелась ли договоренность между должником и взыскателем, на каком основании взыскатель в течение почти трех лет не обращалась с заявлением о взыскании.

Просил признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2 от 22 декабря 2023 года о расчете задолженности по алиментам, возложить обязанность произвести перерасчет задолженности по алиментам с 1 сентября 2022 года, с момента обращения и возбуждения исполнительного производства.

Представитель административного истца ФИО5 адвокат ФИО10 заявленные административные требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что какой-либо вины ФИО5 в неуплате алиментов не имеется, взыскатель отозвала исполнительный документ 30 сентября 2019 года и в течение почти трех лет не предъявляла его для исполнения, от материального обеспечения ребенка ФИО5 не уклонялся. Просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2 от 22 декабря 2023 года о расчете задолженности по алиментам, возложить обязанность произвести перерасчет задолженности по алиментам с 1 сентября 2022 года, с момента обращения и возбуждения исполнительного производства.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Дзержинского районного отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области представитель УФССП России по Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, просила в иске отказать. Указала, что с учетом заявления взыскателя Молдовановой К.Е. от 1 сентября 2022 года о наличии задолженности по алиментам с 30 сентября 2019 года, расчет задолженности по алиментам произведен с 30 сентября 2019 года по 1 декабря 2023 года в пределах трех лет, предшествующих предъявлению исполнительного документа, в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации.

Административный истец ФИО5, административные ответчики – заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО7, врио начальника отдела-старшего судебного пристава Дзержинского РОСП г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области ФИО4, ГУ ФССП России по Волгоградской области, заинтересованное лицо ФИО11, в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив административный иск и приобщённые к нему документы, приобщённые в судебных заседаниях доказательства и документы, истребованные судом, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При этом частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2019 г.) «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

По настоящему делу судом установлено.

Согласно судебному приказу и.о. мирового судьи судебного участка № 9 Волгоградской области мирового судьи судебного участка № 8 Волгоградской области от 29 сентября 2017 года с ФИО5 взысканы алименты в пользу ФИО8 на содержание дочери ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере ? части всех видов заработка и иных видов дохода ежемесячно, начиная с 25 сентября 2017 года и до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

На основании исполнительного документа судебного приказа от 29 сентября 2017 года, выданного и.о. мирового судьи судебного участка № 9 Волгоградской области мировым судьей судебного участка № 8 Волгоградской области судебным приставом-исполнителем Жирновского районного отдела УФССП по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

30 сентября 2019 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Жирновского районного отдела УФССП по Волгоградской области исполнительное производство -ИП окончено по заявлению взыскателя, исполнительный документ возвращен взыскателю ФИО11

1 сентября 2022 года взыскатель ФИО11 обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением о взыскании алиментов с ФИО5 на содержание несовершеннолетнего ребенка, начиная с 30 сентября 2019 года.

11 сентября 2022 года заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава Жирновского районного отдела УФССП по Волгоградской области возбуждено исполнительное производство -ИП, должник ФИО5, взыскатель ФИО11, предмет исполнения: взыскание алиментов на содержание детей, с периодическими платежами доли доходов ежемесячно в размере ? дохода должника.

22 сентября 2023 года судебным приставом-исполнителем Жирновского районного отдела УФССП по Волгоградской области исполнительное производство -ИП от 11 сентября 2022 года передано в Дзержинский РОСП г. Волгограда.

23 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области исполнительное производство -ИП от 11 сентября 2022 года принято к исполнению.

22 декабря 2023 года судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП гор. Волгограда ГУ ФССП России по Волгоградской области ФИО2, со ссылкой на положения ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 30 сентября 2019 года по 1 декабря 2023 года в размере 1 196 119,50 рублей.

Правила определения задолженности по алиментам установлены статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию (пункт 1).

Размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (пункт 3).

В пункте 2 названной статьи содержится исключение из общего правила: в тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период, независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 102 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, алименты за период, предшествовавший предъявлению исполнительного документа, взыскиваются независимо от трехлетнего срока, но не ранее присуждения алиментов, только в том случае, если задолженность образовалась в результате виновных действий лица, обязанного уплачивать алименты (должник в исполнительном производстве), то есть в случае уклонения от уплаты алиментов различными способами. При отсутствии вины обязанного уплачивать алименты лица задолженность может быть взыскана лишь за три года, предшествующие предъявлению исполнительного листа.

Частью 3 статьи 102 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

В судебном заседании не добыто и административным истцом не представлено доказательств, несоответствия оспариваемого постановления от 22 декабря 2023 года действующему законодательству.

Постановление о расчете задолженности по алиментам от 22 декабря 2023 года соответствует требованиям Семейного кодекса Российской Федерации и Федерального закона об исполнительном производстве, вынесено надлежащим должностным лицом, в рамках исполнительного производства, находящегося в производстве судебного пристава-исполнителя, прав и законных интересов ФИО5 не нарушает.

Судебный пристав-исполнитель постановлением от 22 декабря 2023 года обоснованно определил размер задолженности должника по алиментам в соответствии с заявлением взыскателя за период, предшествующий предъявлению взыскателем исполнительного листа со дня окончания исполнительного производства - с 30 сентября 2019 года по 1 декабря 2023 года в размере 1 196 119,50 рублей.

Тот факт, что исполнительный документ повторно предъявлен к исполнению 1 сентября 2022 года, не исключает в соответствии с пунктом 1 статьи 113 СК Российской Федерации взыскания задолженности алиментов за прошедший период в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к исполнению, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; напротив, законодатель прямо устанавливает, что расчет задолженности по уплате алиментов производится за указанное время.

При таких данных суждение административного истца о том, что расчет задолженности по алиментам должен производиться только с даты предъявления исполнительного документа, а именно с 1 сентября 2022 года, не основано на законе, в связи с чем, указанные доводы подлежат отклонению.

Кроме того, как следует из материалов дела, поскольку судебному приставу-исполнителю на момент вынесения оспариваемого постановления от 22 декабря 2023 года были представлены документы, подтверждающие доход административного истца в период времени, за который была определена задолженность по алиментам, по месту его работы, то расчет задолженности по алиментам правомерно был произведен, исходя из размера заработка должника, что согласуется с требованиями части 3 статьи 102 Закона об исполнительном производстве и части 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации.

Доводы административного истца о том, что судебным приставом не установлено, производилась ли уплата алиментов в период с 30 сентября 2019 года по 1 сентября 2022 года, имелась ли договоренность между должником и взыскателем, на каком основании взыскатель в течение почти трех лет не обращалась с заявлением о взыскании, не свидетельствуют о незаконности определения задолженности по алиментам и об отсутствии задолженности. При этом обязанность по уплате алиментов лежит на должнике независимо от действий взыскателя.

Кроме того, необходимо отметить, что при наличии спора относительно размера задолженности по алиментам как должник, так и взыскатель в силу прямого указания ч. 4 ст. 102 Закона об исполнительном производстве, ч. 5 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации, а также руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, нашедших отражение в п. 62 постановления его Пленума от 26.12.2017 N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", не лишен возможности его разрешения судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца материалы административного дела не содержат.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Оснований для восстановления каких-либо прав административного истца в рамках заявленных ФИО5 требований судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем заявленные им требования подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░3, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░4, ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░

2а-1114/2024 ~ М-281/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черкесов Александр Сергеевич
Ответчики
врио старшего судебного пристава Дзержинского районного отдела судебных приставов г. Волгограда ГУ ФССП по Волгоградской области Ханапиев Хирамагомед Магомедович
Дзержинский РОСП г. Волгограда ГУФССП по Волгоградской области
ГУФССП России по Волгоградской области
судебный пристав-исполнитель Дзержинского районного отдела г. Волгограда ГУФССП России по Волгоградской области Герцен Инесса Валерьевна
Другие
Рокотянская Татьяна Ивановна
Молдованова Ксения Евгеньевна
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгограда
Судья
Сиохина Юлия Константиновна
Дело на сайте суда
dser--vol.sudrf.ru
23.01.2024Регистрация административного искового заявления
23.01.2024Передача материалов судье
25.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
25.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее