Решение в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2021 г.
УИД: 51RS0003-01-2020-005710-29
Дело № 2а-161/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2021 г. город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Лобановой О.Р.,
при секретаре Нефедовской И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к ФИО в лице законных представителей ФИО1 и ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО в лице законных представителей ФИО1 и ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС России по городу Мурманску и в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
В спорные периоды ФИО являлся собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>. На основании статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, ФИО исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 159 рублей, за 2016 г. – 184 рубля.
В связи с неоплатой обязательных платежей, Инспекцией в адрес налогоплательщика направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом на сумму задолженности начислены пени за неуплату налога на доходы физического лица – 15 рублей 88 копеек.
Просит взыскать с ФИО в лице законных представителей ФИО1 и ФИО2 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 гг. в размере 343 рубля, пени в размере 15 рублей 88 копеек.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте его проведения, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, мнения по заявленным требованиям не представила.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом как простой, так и заказной корреспонденцией по адресу регистрации. Судебная повестка об извещении административного ответчика о судебном заседании не вручена и возвращена в суд в связи с истечением срока хранения. Письменное извещение, направленное судом ответчику простой корреспонденцией, в адрес суда не возвратилось.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнением им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Административный ответчик ФИО1 не получил судебную повестку в соответствующем отделении связи, не предпринял мер по уведомлению компетентных органов о перемене места жительства или места пребывания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по перечисленным адресам. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
В соответствии со статьей 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных разъяснений, учитывая факт неполучения заказного письма с уведомлением, в отсутствие доказательств иного места жительства ответчика, у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению дела без его участия.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый должен уплачивать законно установленные налоги и сборы, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В соответствии со статьёй 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 4 и 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на недвижимое имущество, обязаны сообщать в электронной форме сведения о недвижимом имуществе, расположенном на подведомственной им территории.
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Ставки налога на имущество физических лиц установлены Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 г. № 3-37, налоговая база согласно указанному Решению устанавливается в отношении каждого объекта налогообложения и определяется:
- до ДД.ММ.ГГГГ исходя из их инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговая ставка по данному налогу в отношении жилых помещений при определении налоговой базы по пункту 2.1 Решения № была установлена в размере 0,1% для суммарной инвентаризационной стоимости объектов до 300 000 рублей (включительно) и 0,26 % для суммарной инвентаризационной стоимости объектов свыше 300 000 до 500 000 рублей (включительно), а при определении налоговой базы по пункту 2.2 Решения № в размере 0,3%.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ собственником недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, которым в соответствии со статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год, исчисляется отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, ФИО был исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 159 рубль, за 2016 г. – 184 рубля.
Таким образом, ФИО в 2015, 2016 гг., будучи несовершеннолетним, являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.
Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители, опекуны (статьи 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Поскольку защита прав и интересов несовершеннолетнего осуществляется законными представителями (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 64 Семейного кодекса Российской Федерации), постольку участие последних в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей предполагает обязанность совершения от имени несовершеннолетнего налогоплательщика необходимых юридических действий, в том числе по уплате налогов.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что родителями ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: мать – ФИО2, отец – ФИО1
Принимая во внимание, что ФИО на период образования задолженности являлся несовершеннолетним, доказательств наличия у него собственных доходов материалы дела не содержат, обязанность по оплате налога, несут его законные представители ФИО1 и ФИО2
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
На основании пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.
Следовательно, у плательщика налога на имущество физических лиц возникает обязанность по уплате налога с момента получения налогового уведомления.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в адрес ФИО направлялись налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком оплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31, 37).
Поскольку в установленные законом сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени и в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ФИО направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц (л.д. 28, 33).
Доказательств уплаты суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени материалы административного дела не содержат.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Учитывая, что требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ содержало требование об уплате налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный законом срок для обращения в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3г. + 6м.). Налоговый орган обратился в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, соответственно процессуальный срок административным истцом не пропущен.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что законные представители несовершеннолетнего налогоплательщика ФИО – ФИО1, ФИО2 надлежащим образом обязанность по уплате налога не исполнили, в связи с чем заявленные налоговым органом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ФИО1 и ФИО2 как с законных представителей несовершеннолетнего ФИО подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей, в долевом порядке, то есть по 200 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░. ░ ░░░░░░░ 159 ░░░░░, ░░ 2016 ░. – 184 ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 88 ░░░░░░, ░ ░░░░░ – 358 ░░░░░░ 88 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░