Дело № 2а-295/2024
УИД: 18RS0026-01-2024-0000299-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года с. Сюмси Удмуртской Республики
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
под председательством судьи Русских Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным бездействие административного ответчика в части отсутствия технического паспорта автомобильной дороги, и об обязании сделать технический паспорт автомобильной дороги,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сюмсинского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным бездействие административного ответчика в части отсутствия технического паспорта автомобильной дороги 94-241 ОП МР 223, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, д. Лялино, ул. Молодежная, и об обязании сделать технический паспорт автомобильной дороги 94-241 ОП МР 223, расположенной по ул. Молодежная, д. Лялино, Сюмсинского района Удмуртской Республики, в срок до 31.12.2024 года.
Доводы мотивированы тем, что прокуратурой Сюмсинского района Удмуртской Республики в марте 2024 года проведен анализ исполнения Администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики» требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения.
На Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики», как на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципальных округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики», согласно Выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики» от 26.01.2024 года, включена, в том числе автодорога 94-241 ОП МР 223 по ул. Молодежная, д. Лялино, Сюмсинского района.
В силу положений п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 07.08.2020 № 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
В силу пп. 4 п. 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в прочие работы по содержанию входят также паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог.
Технический паспорт автомобильных дорог определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно проведенной проверке паспорт на указанную выше автомобильную дорогу не составлен.
В настоящее время возникла предусмотренная правовыми актами обязанность по составлению паспорта автомобильной дороги 94-241 ОП МР 223 по ул. Молодежная, д. Лялино, Сюмсинского района, Удмуртской Республики.
Административный истец, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не просил рассмотреть дело без его участия, просил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощённого производства.
Административный ответчик, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, а также просил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощённого производства.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке упрощённого (письменного) производства.
Суд, изучив представленные письменные доказательства, считает установленными следующие обстоятельства.
Прокуратурой Сюмсинского района Удмуртской Республики в марте 2024 года проведен анализ исполнения Администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики» требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлены нарушения, а именно на автомобильную дорогу 94-241 ОП МР 223 по ул. Молодежная д. Лялино, Сюмсинского района Удмуртской Республики, включенную в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики», отсутствует паспорт автомобильной дороги.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Установив вышеизложенные юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Право граждан на соблюдение их интересов при обеспечении безопасности дорожного движения закреплено ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Из ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ следует, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. (ч.3 ст. 15 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ)
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся: в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного на Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики», как на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципальных округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
В соответствии с п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики», согласно Выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики» от 26.01.2024 года, включена, в том числе, автомобильная дорога 94-241 ОП МР 223 по ул. Молодежная, д. Лялино, Сюмсинского района, Удмуртской Республики.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 августа 2020 г. N 288 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.
Данный Порядок устанавливает состав и периодичность работ по определению владельцами автомобильных дорог соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
В п. 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.
Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
В силу пп. 4 п. 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в прочие работы по содержанию входят также паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог.
В силу пп. 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги. В зависимости от поставленной задачи и (или) требований заказчика технический паспорт может быть составлен как на всю дорогу, так и на отдельный участок. Различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
В соответствии с п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.
С учетом изложенного, по существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.
Вместе с тем, при проведении проверки в марте 2024 года прокуратурой Сюмсинского района Удмуртской Республики, выявлено, что паспорт на автомобильную дорогу 94-241 ОП МР 223 по ул. Молодежная, д. Лялино, Сюмсинского района Удмуртской Республики, не составлен.
Анализ положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере позволяет сделать вывод, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан. Отсутствие технического паспорта создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что бездействие органов местного самоуправления по неисполнению федерального законодательства в сфере содержания автомобильных дорог местного значения, выразившееся в непроведении паспортизации автомобильной дороги является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц.
На основании приведенных нормативных актов суд находит требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики" изготовить технический паспорт автомобильной дороги законными и обоснованными.
В связи с оспариванием бездействия, имеющего длящийся характер срок, предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения в суд не пропущен.
Заявленный прокурором срок исполнения обязанностей по изготовлению технического паспорта дороги, суд находит достаточным и разумным.
Доказательств невозможности исполнения обязанностей по изготовлению технического паспорта дороги в срок до 31 декабря 2024 года административным ответчиком не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики» о признании незаконным бездействие административного ответчика в части отсутствия технического паспорта автомобильной дороги, и об обязании сделать технический паспорт автомобильной дороги, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики", по непринятию мер по изготовлению технического паспорта на автомобильную дорогу общего пользования местного значения – ул. Молодежная, д. Лялино, Сюмсинского района Удмуртской Республики, идентификационный номер 94-241 ОП МР 223.
Обязать Администрацию муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики" в срок не позднее 31.12.2024 изготовить технический паспорт на автомобильную дорогу общего пользования местного значения – ул. Молодежная, д. Лялино, Сюмсинского района Удмуртской Республики, идентификационный номер 94-241 ОП МР 223.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья: Е.В. Русских