Дело № 2а-3129/2023 15 июня 2023 года
УИД 29RS0014-01-2023-001865-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерация
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ибрагимовой Н.В.,
при секретаре Тельтевской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Седова В.А. к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
истец обратился в суд с административным иском к ответчикам о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
В обоснование требований указал, что содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области с <Дата> по <Дата>. <Дата> истец не был обеспечен горячим питанием вообще (снят с котлового довольствия), так как по имевшимся у администрации сведениям истец должен был этапироваться в суд. В указанный день истец в суд не этапировался, о чем ему было известно, соответственно, от получения индивидуального рациона питания истец отказался, требуя полноценного горячего питания, в чем ему было отказано. В связи с изложенным истец просил взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 50 000 рублей.
К участию в деле в качестве административных ответчиков также привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области, ФСИН России.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, извещенный о времени месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель административных ответчиков – ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области Верещагина О.А. исковые требования не признала. Полагала, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Рссийской Федерации задержаных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 17 названного закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органол зсполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 103-ФЗ).
Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 (подлежащим применению к спорным правоотношениям) утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка).
Пунктом 44 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 161 Правил внутреннего распорядка подозреваемые и обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Аналогичные положения закреплены в пункте 353 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N 110.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 утверждена норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время (пункт 2).
Во исполнение данного постановления Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года № 189 утверждены рационы питания для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время (приложение Na 6).
По данным рационам обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при их этапировании, конвоировании, а также на пути следования к месту постоянного проживания при их освобождении сроком свыше 6 часов, когда предоставление горячей пищи по соответствующим нормам питания не представляется возможным. Осужденные подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при приеме пищи обеспечиваются горячей кипяченой водой для приготовления чая и кофе (примечания приложения N 6 к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года N I89).
Как установлено судом и следует из материалов дела Седов В.А. содержался в СИЗО-1 с <Дата> по <Дата>.
<Дата> Седов В.А. подлежал конвоированию в суд.
В этой связи приказом врио начальника СИЗО-1 Лочехина Н.А. от <Дата> <№> (приложение <№>) Седов В.А. был поставлен на питание оужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе на <Дата> и запланированных к убытию в суды с рационом питания, установленным приложением <№> к приказу Минюста России от 17 сентября 2018 года № 189.
<Дата> этапирование Седова В.А. в суд не состоялось.
При этом ему был выдан индивидуальный рацион питания согласно приложению <№> названного приказа Минюста России.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Седов В.А. выразил несогласие с действиями (бездействием) следственного изолятора, не обеспечившего его горячим питанием <Дата>.
Между тем, из материалов дела следует, что права административного истца на получение бесплатного питания нарушены не были, поскольку <Дата> Седов В.А. был обеспечен индивидуальным рационом питания (сухим пайком) по соответствующим нормам питания.
От подписи в получении индивидуального рациона питания Седов В.А. отказался, о чем сотрудниками учреждения ФКУ СИЗО-1 составлен соответствующий акт.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ульянов С.А., занимающий должность младшего инспектора ФКУ СИЗО-1, показал, что <Дата> Седов В.А. получил индивидуальный рацион питания (сухой паек), при этом от подписи в получении индивидуального рациона питания Седов В.А. отказался, о чем составлен соответствующий акт.
Суд принимает показания данного свидетеля, поскольку он в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности, его показания непротиворечивы и последовательны.
Обеспечение Седова В.А. сухим пайком не было вызвано произвольными действиями администрации следственного изолятора и было обусловлено необходммостью его конвоирования в суд.
Нарушения требования к качеству продуктов, входящих в суточный индивидуальный рацион питания подозреваемых и обвиняемых, следственным изолятором не допущено, претензий к качеству еды административным истцом не высказывалось.
Довод административного истца о том, что в день несостоявшегося конвоирования администрация следственного изолятора располагала возможностью обеспечения Седова В.А. горячим питанием на весь день, несостоятельны в силу следующего.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 02 сентября 2016 года N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок организации питания), которым устанавливаются основные принципы планирования, обеспечения продовольствием исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно исполнительной системы, получения и отпуска продуктов на питание осужденных к лишению свободы, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, организации питания в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами питания.
Пунктом 8 данного порядка установлено, что за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых отвечает начальник учреждения уголовно-исполнительной системы.
Начальник учреждения через соответствующие службы учреждения уголовно-исполнительной системы, в частности, утверждает в соответствии с распорядком дня время приема пищи осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми; рассматривает и утверждает раскладки продуктов (приложение № 1 к Порядку организации питания).
Пунктом 48 Порядка организации питания установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволят наиболее правильно рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также знакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.
Пунктом 49 Порядка организации питания предусмотрено, что раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником отдела (группы интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения уголовно-исполнительной системы, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником отдела (группы) интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения уголовно-исполнительной системы, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 52 Порядка организации питания при составлении раскладки продуктов учитываются: режим питания, установленный для питающихся; наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения уголовно-исполнительной системы; нормы питания.
Основанием для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы являются данные о количестве осужденных, подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания и раскладка продуктов (пункт 71 Порядка организации питания).
Продукты отпускаются в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы на полные сутки и хранятся с соблюдением условий товарного соседства и температурно-влажностного режима (пункт 80 Порядка организации питания).
В соответствии с пунктом 178 указанного Порядка раскладка продуктов предусматривает продукты, вкладываемые в котел на одного человека в сутки по нормам питания.
Содержание указанных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых находятся в исключительной компетенции начальника учреждения уголовно-исполнительной системы, которым через соответствующие службы учреждения рассматривается и утверждается суточная раскладка продуктов по каждой норме питания в целях наиболее правильного и рационального их использования с учетом количества осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении уголовно-исполнительной системы.
Как установлено материалами дела, приказом врио начальника следственного изолятора Лочехина Н.А. от <Дата> <№> (приложение N 3) Седов В.А. был поставлен на питание осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственном изоляторе и подлежащих убытию <Дата> в суды, с суточным рационом питания, установленным приложением <№> к приказу Минюста России от <Дата> N 189, что исключало учет административного истца в раскладке продуктов по норме питания, вкладываемых в котел <Дата>.
Индивидуальный рацион питания, которым обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые на случай невозможности обеспечения горячим питанием, также формируется из количества продуктов, рассчитанного на трехразовый прием пищи в течение суток, и комплектуется ложками из плимерных материалов, стаканами бумажными или из полимерных материалов емкостью 200 мл, салфетками бумажными из расчета на три приема пищи.
Из представленной ФКУ СИЗО-1 информации следует, что содержание продуктов выданного <Дата> Седову В.А. индивидуального рациона соответствует содержанию рациона питания, приведенному в приложении <№> к приказу Минюста России от <Дата> N 189.
Выданный ему индивидуальный рацион питания был укомплектован ложками, стаканами емкостью 200 мл, салфетками бумажными из расчета на три приема пищи.
При конвоировании осужденные и лица, содержащиеся под стражей, обеспечиваются горячей водой для гидратации индивидуального рациона питания. Горячая вода осужденным и лицам, содержащимся под стражей, по их требованию выдается с соблюдением мер безопасности сотрудниками, осуществляющими конвоирование.
При этом по смыслу положений пункта 161 Правил внутреннего распорядка для обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых, подлежащих конвоированию в органы предварительного следствия и суды, принципиальное значение имеет факт выдачи указанным лицам индивидуального рациона питания непосредственно перед отправкой из следственного изолятора, что административным ответчиком было выполнено.
Само по себе наличие тех или иных неудобств, ограничений, неизбежно связанных с содержанием под стражей и конвоированием, не влечет нарушение прав административного истца и присуждение соответствующей компенсации.
При таких обстоятельствах оспариваемые условия содержания административного истца под стражей соответствовали требованиям, установленными законом, с учетом режима учреждения уголовно-исполнительной системы, в отсутствие существенных отклонений от таких требований.
Учитывая, что доводы административного истца о наличии со стороны федерального казенного учреждения СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области незаконных действий (бездействия), выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░