Дело № 2а-1345/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 25 ноября 2021 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Смаиловой Д.К.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Чебаковой Т.П.,
с участием старшего помощника прокурора Любинского района Макарова Д.С.,
при секретаре судебного заседания Климовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Любинского района к администрации Протопоповского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в бюджетной сфере,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Протопоповского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в бюджетной сфере, в обоснование требований указано следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства о противодействии коррупции. Вместе с тем, проведенная проверка показала, что представленная на официальном сайте бюджетная отчетность за ДД.ММ.ГГГГ год- истекший период ДД.ММ.ГГГГ года является не полной. Ранее в адрес руководителя муниципального образования вносилось представление, однако необходимых и достаточных мер к устранению нарушений принято не было.
Просил признать незаконным бездействие администрации Протопоповского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, возложить обязанность устранить выявленные нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в бюджетной сфере путем обеспечения размещения на официальном сайте актуальной и полной бюджетной отчетности, подготавливаемой в соответствии со ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ за ДД.ММ.ГГГГ годы.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Макаров Д.С. поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Протопоповского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области ПРЕДСТАВИТЕЛЬ №1 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, административные требования признала, ходатайств и возражений не представила.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьёй 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По требованиям ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона №131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 52 Федерального закона №131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 264.2 БК РФ бюджетная отчетность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.
Отчет об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (ч. 5 ст. 264.2).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит: общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; в) информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ органами местного самоуправления обеспечивается доступ к статистическим данным и показателям, характеризующим состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
Проведенной проверкой установлено, что на официальном сайте органов местного самоуправления в сети «Интернет» бюджетная отчетность за 2019 год – истекший период 2021 года не является полной.
Таким образом, указанные нарушения, существенным образом затрудняют и ограничивают доступ граждан к общедоступной информации о деятельности органов местного самоуправления поселения, что создает благоприятную почву для коррупционных злоупотреблений и правонарушений, одновременно обуславливая закрытость и непрозрачность деятельности органов местного самоуправления, муниципального нормотворчества, закрытости власти для населения, что в корне противоречит принципам организации местного самоуправления и противодействия коррупции в Российской Федерации.
Также в судебном заседании установлено, что ранее прокуратурой района по факту допущенных нарушений законодательства в адрес главы администрации поселения вносилось представление, однако, необходимых и достаточных мер к устранению допущенных нарушений законодательства принят не было.
Часть 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Кроме того, на момент рассмотрения дела в суде какие-либо доказательства, опровергающие указанные выше обстоятельства, административным ответчиком в нарушение положений ст. 62 КАС РФ суду не представлены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Протопоповского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области выразившееся в не обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в бюджетной сфере в части размещения на официальном сайте актуальной и полной бюджетной отчетности, подготавливаемой в соответствии со ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ за 2019-2020 годы.
Обязать Администрацию Протопоповского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в бюджетной сфере путем обеспечения размещения на официальном сайте актуальной и полной бюджетной отчетности, подготавливаемой в соответствии со ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ за 2019-2020 годы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Д.К. Смаилова
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2021 года.