Дело № 2а-450/2021
Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2021 года
Решение
Именем Российской Федерации
23 марта 2021 года
г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Чакиной А.С.,
с участием ст. помощника прокурора г. Кандалакша Ермоловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
прокурора г. Кандалакша в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой. В обоснование своих требований указано, что в порядке надзора проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлена страница, содержащая информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации. Так, в сети «Интернет» на сайте по адресу: <данные изъяты> размещено предложение о продаже фальшивых купюр (денег), поддельных рублей. Согласно тексту пользователя с именем Селлер предлагается к продаже фальшивые купюры номиналом 1000 и 5000 рублей. Пользователь указывает, что фальшивые купюры изготовлены на типографском станке. Купюры имеют все степени защиты. При покупке фальшивых денег покупатель приобретает бонусом схему сбыта. Минимальный пакет фальшивых денег (5000 купюр) стоит 12000 руб., минимальный пакет фальшивых денег (1000 купюр) стоит 15000 руб. Также на сайте представлены фотографии изготавливаемых купюр. Размещенная информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги поддельные банковские билеты Центрального банка Российской Федерации носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования фальшивых денежных купюр. Страница открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц, без ограничения по возрасту. При этом, на основной странице Кардинг форума https://koprok.xyz информация о продаже фальшивых денег не содержится. Администрация сайта указывает, что не несет ответственности за выложенную на форуме информацию и действия пользователей форума. Сайт с предлагаемой информацией не содержит указаний на противоправность данных действий. Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru, сведения о владельце сайта: <данные изъяты> отсутствует, доменное имя зарегистрировано в США, в связи с чем, привлечь его к участию в деле в рамках гражданского производства не представляется возможным. Отмечает, что сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, нарушают право неопределенного круга лиц на предупреждение совершения преступлений и правонарушении, на защиту нравственности и основ конституционного строя. Прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещённую на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кандалакши Ермолова Т.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебное заседание представители Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие. Представили письменный отзыв на заявление, в котором указали, что в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. В этой связи соответствующая информация может быть признана запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Выслушав старшего помощника прокурора г. Кандалакши Ермолову Т.Ю., исследовав материалы дела, суд признаёт административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149) установлено, что информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
По правилам части 1 статьи 10 Закона № 149 в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 3 статьи 15 Закона № 149 использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 15.1 Закона № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Закона № 149).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации, статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (банке России) официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное приобретение преследуется по закону.
Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных денежных средств является преступлением, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 186 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждает неопределённый круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения поддельных банковских купюр.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Кандалакши в порядке надзора проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого была выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации. Данная информация, размещённая в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> На данной странице размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц о продаже фальшивых купюр (денег), поддельных рублей. Согласно тексту пользователя с именем Селлер предлагается к продаже фальшивые купюры номиналом 1000 и 5000 рублей. Пользователь указывает, что фальшивые купюры изготовлены на типографском станке. Купюры имеют все степени защиты. При покупке фальшивых денег покупатель приобретает бонусом схему сбыта. Минимальный пакет фальшивых денег (5000 купюр) стоит 12000 руб., минимальный пакет фальшивых денег (1000 купюр) стоит 15000 руб. Также на сайте представлены фотографии изготавливаемых купюр. Размещенная информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги поддельные банковские билеты Центрального банка Российской Федерации носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования фальшивых денежных купюр.
Страница открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц без ограничения по возрасту. На момент проверки указанный интернет - ресурс в единый реестр не внесен. Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru информация о владельце сайта <данные изъяты> отсутствует, доменное имя зарегистрировано в США.
Суд находит обоснованной позицию помощника прокурора г. Кандалакша, согласно которой нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации способствует совершению правонарушений.
Целью обращения прокурора с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеприведенной информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Спор о праве по заявленному требованию отсутствует.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком интернет - сайте запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
С учётом изложенного, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области для включения указателей страниц сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ф.Пахарева