Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-123/2023 (3а-440/2022;) ~ М-448/2022 от 21.12.2022

Дело № 3а-123/2023 (3а-440/2022)

42OS0000-01-2022-000567-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кемерово 8 февраля 2023 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Альбек Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Володина Игоря Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Володин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что он является собственником земельного участка площадью 690 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 20 февраля 2016 года и составляет 120 812,1 руб.

При этом исходя из отчета ООО «Сибирское юридическое бюро» от 26 сентября 2022 года № 42/158/21-2022 рыночная стоимость земельного участка на дату оценки 20 февраля 2016 года составляет 39 000 руб.

С учетом изложенного, ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, последний просил рассмотреть дело в свое отсутствие восстановив пропущенный процессуальный срок на обращение с настоящим иском.

Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Публично-правовая компания «Роскадастр» (филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу), привлеченная к участию в деле в качестве правопреемника ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, заинтересованное лицо администрация Новокузнецкого муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, Филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу представили письменные возражения, указывая на то, что не являются административными ответчиками по делу, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей (л.д.76, 85-86).

Администрация Новокузнецкого муниципального района представила отзыв, в котором просит принять решение в соответствии с действующим законодательством, рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации (л.д. 69).

От иных лиц, участвующих в деле, возражений (отзывов), относительно требований административного истца не поступило.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, распорядившихся своим правом на участие в судебном заседании.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).

Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон №237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

Положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (часть 6 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона № 237-ФЗ)

Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федеральным законом № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка площадью 690+/-9 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23 сентября 2022 года (л.д. 10-11).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 22 сентября 2022 года, утвержденная актом б/н от 20 февраля 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , сведения о которой внесены в Единый государственный кадастр недвижимости 20 февраля 2016 года, определена на дату 20 февраля 2016 года в размере 120 812,1 руб. (л.д. 9).

По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу земельный участок с кадастровым номером имеет актуальные сведения, поставлен на кадастровый учет 20.02.2016 со следующими характеристиками: адрес (местоположение) – «<адрес>», категория земель – «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «Жилищное строительство», уточненная площадь – 690 кв.м., то есть границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от 22.01.2016 № 42-0-1-46/3010/2016-123, межевого плана от 21.01.2016 № б/н.

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 120 812,1 руб. были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 20.02.2016 № б/н в соответствии с п. 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (действовали до 02.03.2019), путем умножения площади данного земельного участка – 690 кв.м. на УПКС преобразуемого земельного участка в размере 175,09 руб./кв.м., утвержденный Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 25.11.2015 № 4-2/3904.

Согласно общедоступным сведениям официального сайта КУГИ Кузбасса и Публичной кадастровой карты в Единый государственный реестр недвижимости внесены обновленные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка по результатам очередной государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Кемеровской области – Кузбасса, которые утверждены приказом Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 03.11.2022 № 4-2/2263-п: кадастровая стоимость 119 832,3 руб., дата определения – 01.01.2022, дата внесения сведений - 22.01.2023, дата применения – 01.01.2023.

Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка в размере 120 812,10 руб., определенная по состоянию на 20 февраля 2016 года, является архивной.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости участка (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 21 декабря 2022 года (л.д. 5 – штамп о приеме документов).

Оценивая наличие уважительных причин пропуска установленного законом срока и оснований к его восстановлению, суд исходит из следующего.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка исходя из кадастровой стоимости возникла у Володина И.В. 4 апреля 2016 года (с момента возникновения права собственности), до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала его права и на дату обращения в суд она являлась актуальной, суд считает необходимым восстановить срок для подачи административного искового заявления в суд.

Из представленного административным истцом отчета от 26 сентября 2022 года № 42/158/21-2022 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленного оценщиком ООО «Сибирское юридическое бюро» ФИО5. (л.д. 12-60), следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером на дату оценки - 20 февраля 2016 года составляет 39 000 руб.

Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 20 февраля 2016 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Оценивая указанный отчет оценщика о рыночной стоимости земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером , с учетом представленных к нему письменных разъяснений, суд исходит из того, что он содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки земельных участков, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. В результате выбора подходов оценщиком для оценки земельных участков отобран сравнительный подход (применен метод сравнения продаж), отказ от использования затратного и доходного подходов и иных методов мотивирован. Оценщиком приведен анализ сегмента рынка объекта оценки, с учетом характеристик исследуемых земельных участков подобраны наиболее соответствующие им объекты-аналоги, применены необходимые корректировки, указаны сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. В отчете изложены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Отчет содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Административными ответчиками и заинтересованным лицом по данному делу не представлено каких-либо возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного земельного участка либо доводов, свидетельствующих о наличии противоречий в выводах оценщика, сомнений в достоверности представленного истцом отчета.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости земельного участка, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость земельных участков, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 39 000 руб., по состоянию на 20 февраля 2016 года является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика, в связи с чем административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, которые основаны на законе.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Володина Игоря Владимировича удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка площадью 690 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 39 000 рублей, определенной по состоянию на 20 февраля 2016 года.

Решение может быть обжаловано через Кемеровский областной суд в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 17 февраля 2023 года.

Председательствующий      Решетняк А.М.

3а-123/2023 (3а-440/2022;) ~ М-448/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Володин Игорь Владимирович
Ответчики
КУГИ Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Решетняк Алексей Михайлович
Дело на сайте суда
oblsud--kmr.sudrf.ru
21.12.2022Регистрация административного искового заявления
21.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Подготовка дела (собеседование)
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
17.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2023Дело оформлено
23.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее