Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-72/2024 ~ М-30/2024 от 09.01.2024

№2а-72/2024

УИД: 68RS0014-01-2024-000030-23

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

р.п. Мордово 06 февраля 2024 года

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Косых И.В.,

при секретаре судебного заседания Андреевой Л.Н.,

с участием:

представителя административного истца помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Орловой А.В.,

представителя административного ответчика Плужникова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении, и о возложении обязанности произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в Мордовский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации Мордовского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении, и о возложении обязанности произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении.

Определением суда от 17 января 2024 года по административному делу произведена замена ненадлежащего административного ответчика – администрации Мордовского района Тамбовской области на надлежащего – администрацию Мордовского муниципального округа Тамбовской области (л.д.44-47).

Определением суда от 25 января 2024 года в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству приняты уточнения административных исковых требований административного истца прокурора Мордовского района Тамбовской области к административному ответчику администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области (л.д.54); с учетом уточненных административных исковых требований административный истец прокурор Мордовского района Тамбовской области просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации Мордовского муниципального округа, выразившееся в непроведении расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении, расположенном на балке <адрес> (кадастровый ),

- обязать администрацию Мордовского муниципального округа произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении, расположенном на балке <адрес> (кадастровый ), в срок 3 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска административным истцом прокурором Мордовского района Тамбовской области в административном исковом заявлении (л.д.5-9) ив уточненном административном исковом заявлении (л.д.51-52) указано, что прокуратурой Мордовского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В ходе проверки установлено, что администрация Мордовского района имеет в муниципальной собственности ГТС, расположенное на балке Лог Конопля в 1 км. от с. Сосновка Мордовского района Тамбовской области, однако, в нарушение Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года №1596, администрацией Мордовского района расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на указанном ГТС, не произведен. Дальнейшая эксплуатация указанного гидротехнического сооружения в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что в случае аварии приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба. Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации. Данные нарушения допущены вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами органа местного самоуправления и игнорировании требований федерального законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Орлова А.В. на удовлетворении требований административного иска, с учетом его уточнения, настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в уточненном административном исковом заявлении; пояснила, что добавить к указанному в административном исковом заявлении и уточненном административном исковом заявлении ей нечего.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области Плужников А.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53), согласился с административными исковыми требованиями прокурора Мордовского района Тамбовской области, с учетом их уточнений.

Суд, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, находит исковые требования административного истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределенного круга лиц.

Решение, действие, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде (ст.218 КАС РФ).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в том числе, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – ФЗ №117).

Согласно ст.3 ФЗ №117 к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания, гидроэлектростанции, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения и т.д..

Собственник гидротехнического сооружения – Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

Статьей 9 ФЗ №117 установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством РФ, для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года №1596 (далее – Правила), предусмотрена обязанность владельца гидротехнического сооружения рассчитать вероятный вред, причиняемый в результате аварии гидротехнических сооружений, и согласовать его с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами, в соответствии с их полномочиями.

Вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, относятся к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование имущественных интересов, связанных с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 27.07.2010 года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

В ходе проведенной прокуратурой Мордовского района Тамбовской области проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера было установлено, что Мордовский район Тамбовской области – муниципальный район является правообладателем гидротехнического сооружения, расположенного на балке <адрес>, и администрация Мордовского района Тамбовской области имеет в муниципальной собственности указанное ГТС (л.д.11-12, л.д.13-16, л.д.17-25).

Однако, в нарушение Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и п.3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиняемый в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года №1596, администрацией Мордовского района Тамбовской области расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на указанном ГТС, не произведен (л.д.10, л.д.11-12).

Дальнейшая эксплуатация указанного гидротехнического сооружения в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а также делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что в случае аварии приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как в первую очередь нарушают права и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Данные нарушения допущены вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами органа местного самоуправления и игнорировании требований федерального законодательства.

В соответствии с Законом Тамбовской области от 10.05.2023 г. №297-З «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Мордовского района Тамбовской области», с решением Совета депутатов Мордовского муниципального округа Тамбовской области от 19.09.2023 г. №8 «Об отдельных вопросах правопреемства», с решением Совета депутатов Мордовского муниципального округа Тамбовской области от 08.11.2023 г. №61 «О создании администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области» вновь созданное юридическое лицо – администрация Мордовского муниципального округа Тамбовской области является с 01.01.2024 года правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Тамбовской области, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами органов местного самоуправления, в том числе администрации Мордовского района Тамбовской области, находящейся в стадии ликвидации; и с 01.01.2024 года администрация Мордовского муниципального округа Тамбовской области приступила к исполнению полномочий, в том числе администрации Мордовского района Тамбовской области, по решению вопросов местного значения на территории Мордовского муниципального округа Тамбовской области, а также иных полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тамбовской области и муниципальными нормативными правовыми актами, на территории Мордовского муниципального округа Тамбовской области.

Согласно ч.6 ст.44 КАС РФ все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Следовательно, административный ответчик администрация Мордовского муниципального округа Тамбовской области, являясь правопреемником администрации Мордовского района Тамбовской области, обязан выполнить все действия, которые были отнесены к полномочиям последней, которая на день вынесения настоящего решения утратила соответствующие полномочия в связи с принятием решения о ее ликвидации. Не произведение администрацией Мордовского района Тамбовской области расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на вышеуказанном ГТС, является незаконным и влечет для административного ответчика администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области, к компетенции которой относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, правовые последствия в результате неисполненных администрацией Мордовского района Тамбовской области действий и бездействия последней.

На основании вышеприведенных обстоятельств, суд находит требования прокурора Мордовского района Тамбовской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Мордовского муниципального округа Тамбовской области, выразившееся в непроведении расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении, расположенном на балке <адрес> (кадастровый ).

Обязать администрацию Мордовского муниципального округа Тамбовской области произвести расчет размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу в результате аварии на гидротехническом сооружении, расположенном на балке <адрес> (кадастровый ), в срок 3 (три) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мордовский районный суд Тамбовской области.

Судья - И.В. Косых

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2024 года.

Судья - И.В. Косых

2а-72/2024 ~ М-30/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Мордовского муниципального округа Тамбовской области
Администрация Мордовского района Тамбовской области
Другие
Плужников Алексей Валерьевич
Орлова Анна Владимировна
Суд
Мордовский районный суд Тамбовской области
Судья
Косых И.В.
Дело на сайте суда
mordovsky--tmb.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация административного искового заявления
09.01.2024Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2024Подготовка дела (собеседование)
17.01.2024Рассмотрение дела начато с начала
25.01.2024Подготовка дела (собеседование)
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее