Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-357/2023 ~ М-261/2023 от 27.06.2023

УИД 61RS0051-01-2023-000309-03

№ 2а-357/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» июля 2023г.                                                                                              с. Ремонтное

Ремонтненский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Щетинина Д.А.,

при секретаре Штрыковой С.В.,

с участием: прокурора Ремонтненского района Ростовской области Смородинова С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ремонтненского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Привольненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ремонтненского района Ростовской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Привольненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области об обязании устранить нарушения законодательства.

Сослался на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства Администрацией Привольненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области.

Согласно п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу положений п. «а», «в», «г», «д», «з» части 2 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании п. 6 ч. 1,ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ, ч. 1.1 ст. 12 областного закона № 436-ЗС к вопросам местного значения сельского поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Приведенные положения правовых норм свидетельствуют о том, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядка предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.

Вместе с тем на территории Привольненского сельского поселения муниципальный маневренный жилищный фонд не создан, что создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом поселении и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств (в том числе в результате чрезвычайной ситуации) они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим прокуратурой района главе администрации сельского поселения 12.05.2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.

Однако согласно ответу муниципалитета от 15.06.2023 года требования прокуратуры остались без удовлетворения со ссылкой на отсутствие обязанности по созданию маневренного жилищного фонда.

Данный ответ является необоснованным и основан на неправильном толковании законодательства Российской Федерации и Ростовской области.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Бездействие административного ответчика, выраженное в непринятии мер по созданию муниципального маневренного жилищного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц и дает основание для обращения прокурора в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание не прибыли представители административного ответчика, просили рассмотреть дело в их отсутствие, а также предоставили суду возражение, в котором исковые требования не признали, ввиду того, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного фонда и просили в административном иске отказать. Кроме того, заявили ходатайство о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц Правительство Ростовской области и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по административному иску прокурора Ремонтненского района Ростовской области (л.д. 17-19, 20-22, 25).

В отношении административного ответчика судебное разбирательство по делу проведено в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

В судебном заседании прокурор Ремонтненского района Ростовской области Смородинов С.Д. доводы, изложенные в административном иске, поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, а в заявленном ходатайстве представителя ответчика о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц отказать.

    Выслушав доводы прокурора Ремонтненского района Ростовской области Смородинова С.Д., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе.

Из приведенной нормы права следует, что заинтересованным лицом может быть лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

    Вместе с тем суд не усматривает оснований, которые могли бы затронуть права и обязанности Правительства Ростовской области и Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в связи с чем, считает, ходатайство административного ответчика о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с положениями п. 3, 6, 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1.1 ст. 12 Областного закона от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В силу ч. 1, 9 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Ремонтненского района Ростовской области проведена проверка устранения выявленных нарушений по внесенному представлению об исполнении жилищного законодательства, а именно установлено, что в сельском поселении отсутствует специализированный жилищный фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.

Прокурором района 12.05.2023 года внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, однако нарушения до настоящего времени не устранены, согласно сообщению Администрации Привольненского сельского поселения от 15.06.2023 года, считают, что у органов местного самоуправления отсутствует обязанность по созданию и содержанию жилых помещений маневренного фонда, а ответственность и полномочия по данному вопросу возложены на муницапальное образование «Ремонтненский район» (л.д. 6-8, 9-11).

Суд полагает, что факт бездействия муниципального образования нашел свое подтверждение, а не принятие мер по созданию маневренного жилищного фонда нарушает права неопределенного круга лиц, а именно жилищные права граждан, связанные с внеочередным предоставлением им жилого помещения для временного проживания.

На основании вышеизложенного, суд считает административные исковые требования прокурора Ремонтненского района Ростовской области к Администрации Привольненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области являются законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20.07.2023 ░░░░.

2а-357/2023 ~ М-261/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ремонтненского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Привольненского сельского поселения Ремонтненского района Ростовской области
Суд
Ремонтненский районный суд Ростовской области
Судья
Щетинин Денис Александрович
Дело на сайте суда
remontnensky--ros.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация административного искового заявления
27.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2023Подготовка дела (собеседование)
11.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024Дело оформлено
01.02.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее