Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3542/2021 от 26.11.2021

№ 2а-3542/2021

64RS0045-01-2021-010731-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2021 года г. Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Прокофьевой Т.Ю., старшего помощника прокурора Кировского района г. Саратова Великовой Я.С., помощника прокурора г. Саратова Золотушкина В.А., представителя избирательной комиссии Саратовской области Чупина А.В., представителя Территориальной избирательной комиссии № 163 Бочаровой Е.Е., представителя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 306, 307, 312, 317, Асташкина А.Н., представителя участковой избирательной комиссии № 177, 179, 193, 194 Захаровой Е.Ю., представителя участковой избирательной комиссии № 350, 354, 355, 359, 365, 370 Красавиной О.Н.,

при секретаре Ефимовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анидалова А.Ю. к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 163, избирательной комиссии Саратовской области, участковым избирательным комиссиям № 177, № 179, № 193, № 194, № 306, № 307, № 308, № 312, № 317, № 350, № 354, № 355, № 359, № 365 о признании итогов голосования по одномандатному избирательному округу № 163 недействительными,

установил :

административный истец Анидалов А.Ю. 04.10.2021 обратился в Кировский районный суд г. Саратова с административным исковым заявлением к окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 163 об отмене решения о признании итогов выборов по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа Саратовской области.

Определением Кировского районного суда г. Саратова от 15.10.2021 (л.д. 5-7) в качестве соответчика по делу привлечена избирательная комиссия Саратовской области.

На основании определения Кировского районного суда г. Саратова от 01.11.2021 (л.д. 150-152) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены участковые избирательные комиссии № 177, № 179, № 193, № 194, № 306, № 307, № 308, № 312, № 317, № 350, № 354, № 355, № 359, № 365, и административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Октябрьский районный суд г. Саратова.

Требования административного истца Анидалова А.Ю. мотивированы тем, что в период с 17 по 19 сентября 2021 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 163 были допущены следующие нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги голосования, и исказили волеизъявление граждан.

1. <дата> при проведении проверки УИК № 355 был зафиксирован факт заполнения реестра надомного голосования не на территории избирательного участка , а за его пределами, а также наблюдатели и члены избирательной комиссии были лишены возможности контролировать процесс заполнения реестров.

<дата> при проведении проверок УИКов № 306, 312 и 317 были зафиксированы факты ненадлежащего оформления реестра заявок по надомному голосованию, а именно: отсутствие данных о лицах, принявших и передавших заявку по надомному голосованию. <дата> аналогичная ситуация произошла на УИК 307. <дата> при проведении проверки УИК № 365 был зафиксирован факт нарушения заполнения реестров граждан, голосующих за пределами территории избирательного участка, выразившееся в не заполнении графы дата голосования.

2. <дата> на УИКах № 194 и № 308 были выявлены факты неправомерной выдачи бюллетеней лицам, не имеющим право на их получение.

Гражданам, прикрепившимся к избирательному участку, выдавались бюллетени для голосования не только за политические партии и объединения, но и за кандидатов по одномандатным округам и за кандидатов в Саратовскую городскую Думу.

3. <дата> при подсчете голосов председателем комиссии УИК № 370 было оглашено, что партия «Едина Россия» набрала 272 голоса, партия «КПРФ» 155 голосов, однако в протоколе фигурируют иные цифры, что партия «Единая Россия» набрала 437 голосов, а партия «КПРФ» 188 голосов.

Указанные выше обстоятельства напрямую повлияли на итоги голосования и противоправно исказили волеизъявления граждан.

Аналогичная ситуация произошла <дата> на УИК № 193, где членом комиссии с правом решающего голоса и членом ТИК Ленинского района г. Саратова был зафиксирован факт неправильного подсчета голосов. Так, было выявлено, что председателем УИК ФИО1 в стопку за ВПП «Единая Россия» были вложены бюллетени с голосами за другие партии. На все просьбы произвести пересчет бюллетеней гласно и открыто, председатель отказалась.

Также на УИК № 193 были обнаружены несоответствия в количестве пришедших на избирательный участок и количество бюллетеней изъятых из урн для голосования <дата>

Так, за кандидатов в Саратовскую городскую Думу проголосовало 178 человек, а за кандидатов в Государственную Думу проголосовало 211 человек. По подсчетам членов комиссии ФИО2 и ФИО3 <дата> на избирательный участок пришли 178 человек.

4. <дата> при проверке УИК № 179 г. Саратова было выявлено грубейшее нарушение избирательного законодательства, а именно: вскрытие сейф-пакетов , . Аналогичная ситуация произошла на УИК № 307, где также при осмотре сейф-пакета было установлено отсутствие индикаторной полосы.

<дата> на УИК № 177 г. Саратова, было выявлено вскрытие сейф- пакетов , ,, .

<дата> при проведении проверки УИК № 359 был зафиксирован факт нарушения целостности сейф-пакетов и , выраженные в повреждениях красной индикаторной ленты.

5. <дата> при проведении проверки УИК № 309 был зафиксирован факт нарушения при голосовании за пределами территории избирательного участка, в частности на одном из адресов члены избирательной комиссии приняли устное заявление от гражданина о желании проголосовать на дому и незамедлительно выдали ему бюллетени, при этом указанный гражданин в нарушении Порядка проведения выборов, отсутствовал в выписке из реестра надомного голосования и вопреки требованиям действующего законодательства был включен в реестр надомного голосования задним числом.

6. <дата> при проведении проверки УИК № 350 был зафиксирован факт нарушения избирательного законодательства, выраженный в отстранении от проверки документов члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО4

7. <дата> при проведении проверки УИК № 354 был зафиксирован факт нарушения при голосовании за пределами территории избирательного участка, в частности на одном из адресов члены избирательной комиссии включили в состав избирателей граждан ФИО5 и ФИО6, которые сообщили, что заявок на надомное голосование не подавали (об указанном факте имеется аудиозапись).

Полагает, что указанные выше факты являются грубейшими нарушениями ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и искажают волеизъявление граждан, в связи с чем за защитой избирательных прав он вынужден обратиться в суд с указанными выше административными исковыми требованиями.

Административный истец Анидалов А.Ю. в судебное заседание не явился, о дне судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представитель избирательной комиссии Саратовской области Чупин А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что срок обращения в суд с иском об оспаривании итогов голосования административным истцом пропущен.

Представитель Территориальной избирательной комиссии № 163 Бочарова Е.Е., представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 306, 307, 312, 317 Асташкин А.Н., представитель участковой избирательной комиссии № 177, 179, 193, 194 Захарова Е.Ю., представитель участковой избирательной комиссии № 350, 354,355, 359, 365, 370 Красавина О.Н. возражали против удовлетворения исковых требований, заявили о пропуске срока на обращение в суд с заявленными истцом требованиями.

Суд, заслушав лиц, участвующих по делу, заключение прокуроров об отказе в удовлетворении исковых требований, считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Анидалову А.Ю. в полном объеме отказать по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации Россия является демократическим федеративным правовым государством (ч. 1 ст. 1), в котором человек, его право и свободы являются высшей ценностью.

Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст.2), в том числе в судебном порядке (ч.1 ст. 46) на основе равенства всех перед законом и судом (ст.19).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3), который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч.2 ст.3).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст. 3). Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей (ч.1 ст. 32), избираться и быть избранными в органы власти и местного самоуправления (ч.2 ст.32).

В соответствии с п. «b» ст. 25 Международного Пакта «О гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., за каждым гражданином признано право голосовать и быть избранным на подлинных демократических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы (ч. 2 ст. 239 КАС РФ).

Правоотношения в области избирательных прав граждан Российской Федерации по настоящему административному делу регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 г.

Постановлением ЦИК РФ от 01 июля 2021 г. № 13/103-8 принято Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначаемых на 19 сентября 2021 г., в течение нескольких дней подряд 17,18 и 19 сентября 2021 года.

Положения Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают принятие решения об итогах голосования, которое участковая комиссия оформляет протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке (ст. 67) и решение о результатах выборов.

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. О результатах выборов составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов (ст. 70).

В силу положений ч. 2 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. При этом в силу положений ч. 7 ст. 240 КАС РФ указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

На основании ч. 8 ст. 240 КАС РФ пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.

В соответствии со ст. 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным главами 24, 28,30,31,31.1 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм следует, что административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти календарных дней со дня принятия решения об итогах голосования, т.е. с даты принятия решения об итогах голосования.

Как следует из материалов дела, судом в качестве соответчиков по данному делу были привлечены участковые избирательные комиссии № 177, № 179, № 193, № 194, № 306, № 307, № 308, № 312, № 317, № 350, № 354, № 355, № 359, № 365, о нарушениях которых при проведении выборов административным истцом было указано в административном исковом заявлении. Однако, административный истец требования к данным участковым избирательным комиссиям не сформулировал, итоги голосования по названным участкам в настоящем деле не оспаривал. В виду его неявки в судебное заседание его требования к указанным ответчикам не были уточнены судом.

Требования истца по указанному исковому заявлению первоначально были изложены как: признать недействительными итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа Саратовской области- Саратовский одномандатный избирательный округ№163, в последующем дополнены: отменить решение Окружной избирательной комиссии по выборам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 163 о признании итогов выборов по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа Саратовской области.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что административным истцом оспариваются итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 163, оформленные протоколом от <дата>; иных требований административным истцом не заявлено.

В связи с чем последний день подачи административного иска об отмене итогов голосования приходится на 01 октября 2021 г.

Порядок окончания процессуального срока установлен статьей 93 КАС РФ, в часть 4 данной статьи Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2021 года N 115-ФЗ) внесены изменения, которые вступили в силу с 30 апреля 2021 г.

В силу положений ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных ст. 240, ч. 3 и 3.1 ст. 298, ч. 2 ст. 314 КАС РФ.

Согласно материалам административного дела административное исковое заявление первоначально предъявлено в Кировский районный суд г. Саратова нарочно административным истцом Анидаловым А.Ю. 04.10.2021 г. (л.д. 11-18).

Для соблюдения требований ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление должно быть получено судом до истечения сроков, предусмотренных в указанной норме, т.е. до 01 октября 2021 г.( включительно).

Наличие в законе подобных ограничений в отношении сроков и порядка подачи документов по делам о защите избирательных прав обусловлено временными рамками кампаний по выборам и направлено на обеспечение стабильности избирательного процесса и равных возможностей для всех кандидатов и избирательных объединений.

Реализация права на оспаривание действий (бездействия) и решений в порядке главы 24 КАС РФ зависит, в том числе, от оперативности самих субъектов пассивного избирательного права при выполнении ими всех необходимых условий для допуска к выборам.

Так, предъявление административного иска за пределами срока на его подачу, что в силу положений ч. 2 ст. 244 КАС РФ является самостоятельным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административному истцу в иске, поскольку указанный срок в силу ч. 7 ст. 240 КАС РФ не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных КАС РФ случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (часть 5 статьи 180 КАС РФ).

На основании изложенного в удовлетворении требований административного истца об оспаривании итогов голосования следует отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст. 175-178, 244 КАС РФ, суд

решил :

Анидалову А.Ю. в удовлетворении административных исковых требований о признании итогов голосования по одномандатному избирательному округу № 163 недействительными отказать.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд
г. Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2021 года.

Судья М.Н. Маштакова

2а-3542/2021

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура города Саратова
Прокуратура Октябрьского района г. Саратова
Анидалов Александр Юрьевич
Прокуратура Саратовской области
Прокуратура Кировского района г. Саратова
Ответчики
Участковая избирательной комиссии № 306
Участковая избирательной комиссии № 354
Участковой избирательной комиссии № 355
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 163
Участковая избирательной комиссии № 307
Участковая избирательной комиссии № 317
Участковая избирательная комиссия №177
Участковая избирательной комиссии № 179
Участковая избирательной комиссии № 194
Участковая избирательной комиссии № 193
Участковая избирательной комиссии № 365
Участковая избирательной комиссии № 312
Избирательная комиссия Саратовской области
Участковой избирательной комиссии № 308
Участковая избирательной комиссии № 350
Участковой избирательной комиссии № 359
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Маштакова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
26.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее