УИД: 66RS0009-01-2021-003390-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2021 г. г. Нижний Тагил
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Ершовой Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2120/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Свердловской области к Щибрику С. Ю. о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Межрайонная ИФНС России № по Свердловской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Щибрику С.Ю., в котором просит взыскать с последнего задолженность по пени в размере 2 295,50 руб., в том числе:
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 199.87 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в доход местного бюджета муниципального образования «Город Нижний Тагил»;
- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 181,27 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в доход федерального бюджета;
- пени по транспортному налогу пеня в размере 863,13 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в доход областного бюджета Свердловской области;
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 24,18 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в доход местного бюджета муниципального образования «город Екатеринбург»;
- пени по земельному налогу с физических лиц в размере 27,05 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в доход местного бюджета муниципального образования «Город Нижний Тагил».
В судебное заседание представитель административного истца не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, при подаче иска просил рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик Щибрик С.Ю. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства. Направил в суд письменные возражения, в которых просил рассмотреть исковое заявление в общем порядке, отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском налоговым органом срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Огласив исковое заявление, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог относится к региональным налогам (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ставки транспортного налога на территории Свердловской области установлены Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», принятого Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 20.11.2002.
Управлением ГИБДД по Свердловской области в рамках п. 4 ст. 85 НК РФ в адрес Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области (далее - Инспекция) представлены сведения о том, что административный ответчик являлся собственником транспортного средства №, государственный регистрационный знак № год выпуска – ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 4 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу ст.2 этого Закона, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Из материалов дела следует, что административному ответчику на праве собственности принадлежит следующее имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью № кв.м., дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ; квартира, расположенная по адресу: <адрес> кадастровый №, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права – ДД.ММ.ГГГГ; квартира, расположенная по адресу: <адрес> кадастровый №, дата регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1, налог на имущество исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1, ставки налога на объекты налогообложения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц на территории Муниципального образования «город Нижний Тагил» установлены Решением Нижнетагильской Городской Думы от 24.11.2005 № 76 (в ред. от 26.06.2014) «Об установлении на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» налога на имущество физических лиц».
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц на территории Муниципального образования «город Екатеринбург» установлены Решением Екатеринбургской Городской Думы от 25.11.2014 № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» налога на имущество физических лиц».
Пунктом 4 ст. 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из материалов дела следует, что в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налогов за 2014 год в размере 6064 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговое уведомление было направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ посредством заказанного письма, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №.
Также в адрес налогоплательщика направлялись налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налогов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 4003 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налогов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 11390 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 18480 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3680 руб. со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговые уведомления направлены административному ответчику посредством заказанного письма.
Согласно справки КРСБ Щибриком С.Ю. налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ гг., транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ г., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ гг. уплачен ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил по административному делу № 2а-256/2021 с Щибрика С.Ю. взыскан транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 646 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35 руб. 01 коп.; налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 957 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 руб. 67 коп.
До настоящего времени налог на имущество и транспортный налог за 2018 год налогоплательщиком не оплачен.
Судом установлено, что Щибриком С.Ю. в Межрайонную ИФНС России № по Свердловской области предоставлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год. Налогоплательщиком исчислен налог подлежащий уплате в размере 2137 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Щибрика С.Ю. было направлено требование № об уплате налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2137 руб. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил по административному делу № 2а-690/2020 с Щибрика С.Ю. в доход федерального бюджета взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 2137 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0 руб. 64 коп.
Согласно справки КРСБ Щибриком С.Ю. налога на доходы физических лиц за 2016 год уплачен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пунктам 1, 2, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования,
В связи с неуплатой указанных налогов, административному ответчику в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации была начислена соответствующая пеня.
Согласно пункту 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Кодекса).
На основании пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.
Согласно представленному расчету пени следует, что пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. составляют 796 руб. 27 коп., за 2018 г. - 66 руб. 86 коп.
Пени по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ г. составляют 389 руб. 92 коп., за 2015 г. – 710 руб. 03 коп., за 2016 г. – 99 руб. 92 коп., за 2018 г. – 24 руб. 18 коп.
Пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. составляют 4 руб. 29 коп., за 2015 г. – 10 руб. 95 коп., за 2016 г. – 11 руб. 81 коп.
В адрес Щибрика С.Ю. налоговым органом направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по налогам на общую сумму 3198 руб. 19 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Требование было направлено административному ответчику посредством направления заказного письма, что подтверждается списком № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требование исполнено не было.
Проверяя процедуру принудительного взыскания пени по налогам, суд приходит к выводу, что налоговым органом нарушена процедура принудительного взыскания.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Кроме того, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Учитывая, что Щибрик С.Ю. обязанность по уплате налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ гг., транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ г., земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ гг. исполнена ДД.ММ.ГГГГ, налоговому органу надлежало направить требование об уплате пени не позднее трех месяцев с момента оплаты, однако требование № направлено Щибрику С.Ю. только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением срока, предусмотренного ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Межрайонной ИФНС России № по Свердловской области о взыскании с Щибрика С.Ю. пени по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ гг., транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г., земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг. в связи с нарушением налоговым органом процедуры принудительного взыскания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
С заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС № по Свердловской области обратились ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Нижний Тагил Свердловской области вх. № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Нижний Тагил Свердловской области вынесен судебный приказ о взыскании с к Щибрика С.Ю. пени на общую сумму 3198 руб. 19 коп.
Определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения, был отменен.
С административным исковым заявлением истец обратился в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ, т.е. обращение имело место не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа с учетом праздничных дней.
До настоящего времени ответчиком требование об уплате пени по транспортному налогу и налогу на имущество за 2018 г., пени по налогу на доходы физических лиц за 2016 г. не исполнено, что и явилось основанием для предъявления в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа настоящего иска о взыскании налогов и это является основанием для удовлетворения требований о взыскании пени по налогам. Срок предъявления административного иска не пропущен.
Учитывая вышеизложенное, при отсутствии доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате пени, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с административного ответчика Щибрика С.Ю. пени по налогам.
Расчет пени по налогу проверен судом, является математически верным, контррасчет пени административным ответчиком не представлен. С учетом изложенного, судом принимается расчет пени, представленный стороной административного истца.
Таким образом, имеются основания удовлетворения требований административного истца о взыскании пени.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Неисполнение Щибриком С.Ю. конституционной обязанности по уплате налогов подрывает авторитет и бюджет государства - РФ, гражданином которого он является.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, подпунктами 19 пункта 1 статьи 333.36, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «город Нижний Тагил» государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям (11,86%) в размере 47 руб. 44 коп.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 286, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Свердловской области к Щибрику С. Ю. о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени по налогу на доходы физических лиц удовлетворить частично.
Взыскать с Щибрика С. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> пени в размере 272 руб. 31 коп., в том числе:
в доход областного бюджета <адрес> пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 66 руб. 86 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
в доход местного бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ. в размере 24 руб. 18 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
в доход федерального бюджета пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 181 руб. 27 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Щибрика С. Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 47 руб. 44 коп.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 02 сентября 2021 года.
<...>
<...> Судья – Т.Е. Ершова