РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2023 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Стрижак Е.В.,
при секретаре Даниловой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 71RS0028-01-2023-001344-98 (№2а-1365/2023) по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Владейщикову Ивану Степановичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с иском к Владейщикову И.С. с требованиями о взыскании задолженности по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц.
Административный истец в обоснование заявленных требований указал на то, что Владейщиков И.С. состоит на учете в УФНС по Тульской области и является плательщиком налогов.
В соответствии с данными Управления Росреестра по Тульской области за Владейщиковым И.С. зарегистрированы на праве собственности имущество: <адрес> <адрес>
Административный ответчик является владельцев автомашин, самоходных транспортных средств, гидроциклов, моторных лодок, катеров.
Ответчику был начислен налог на имущество физических лиц: транспортный налог за 2019, 2020 года и направлены по месту регистрации налоговые уведомления № от 03.08.2020 года по сроку уплаты до 1.12.2020 года, № от 01.09.2021 года по сроку уплаты 1.12.2021 года, которые не были исполнены.
УФНС России по Тульской области обращалось к мировому судье с требованиями о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам за 2019,2020 год, судебный приказ мировым судьей был вынесен 10 марта 2022 года, на основании которого ОСП Советского района г. Тулы возбуждено исполнительное производство 2.08.2022 года.
В связи с неуплатой в установленный срок суммы налога налогоплательщику начислены пени.
Выставлялись требований об уплате налога от 17.07.2022г ода №, от 22.07.2022 года № со сроком исполнения до 14.09.2022 года, 23 сентября 2021 года налогоплательщиком погашена задолженность по НДФЛ на сумму 525838 руб. за 2020 год, 20.12.2021 года погашена задолженность по НДФЛ на сумму 11412 руб., 31.08.2021 года погашена задолженность по НДФЛ на сумму 112411 руб., 28.09.2021 года погашена задолженность по НДФЛ на сумму 112411 руб., 20 декабря 2021 года погашена задолженность по НДФЛ на сумму 112411 руб. за 2019 год, 23.12.2022 года погашены пени по НДФЛ в размере 68,69 руб.
До настоящего времени задолженность Владейщиковым И.С. в полном объеме не погашена.
УФНС России по Тульской области обращалось к мировому судье с требованиями о вынесении судебного приказа по настоящим требованиям, однако определением мирового судьи от 09 декабря 2022 года в вынесении судебного приказа было отказано, так как заявленные требования не являются бесспорными.
При таких обстоятельствах административный истец обратился в суд и просит взыскать с Владейщикова И.С. задолженность по транспортному налогу за 2020 год: пени в размере 24196,95 руб. (за период с 2.12.2021-31.03.2022), пеня в размере 3280,54 руб. за 2019 год (за период с 02.12.2021 года -31.03.2022 года), итого 27477,49 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 1005,19 руб. за 2020 год ( за период с 2.12.2021-31.03.2022), налог на доходы физических лиц, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ, за 2021 годв размере 36152 руб., пеня в размере 1359,82 руб. за 2020 год, пеня в размере 987, 35 руб. за 2019 год ( период с 9.11.2021-20.12.2021год), пеня в размере 706, 32 руб. за 2019 год (03.08.2021-31.08.2021), пеня в размере 550,82 руб. за 2019 год (01.09.2021-28.09.2021), пеня в размере 1934,40 руб. за 2019 год ( 1.10.2021-20.12.2021), всего 41690,71 руб., а всего 70173,39 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежаще, в ходатайстве, предоставленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствии, на удовлетворении требований настаивал.
Административный ответчик Владейщиков И.С., представитель по доверенности Настасин А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца и административного ответчика, его представителя.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1, пункту 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 данного Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, исходя из положений статей 399 и 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом установлено, что Владейщиков И.С. состоит на учете в УФНС по Тульской области и является плательщиком налогов.
В соответствии с данными Управления Росреестра по Тульской области за Владейщиковым И.С. зарегистрированы на праве собственности имущество: <адрес>
Административный ответчик является владельцев автомашин, самоходных транспортных средств, гидроциклов, моторных лодок, катеров.
Ответчику был начислен налог на имущество физических лиц: транспортный налог за 2019, 2020 года и направлены по месту регистрации налоговые уведомления № от 03.08.2020 года по сроку уплаты до 1.12.2020 года, № от 01.09.2021 года по сроку уплаты 1.12.2021 года, которые не были исполнены.
УФНС России по Тульской области обращалось к мировому судье с требованиями о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам за 2019,2020 год, судебный приказ мировым судьей был вынесен 10 марта 202 2года, на основании которого ОСП Советского района г. Тулы возбуждено иполнительное производство 2.08.2022 года.
В связи с неуплатой в установленный срок суммы налога налогоплательщику начислены пени.
Выставлялись требований об уплате налога от 17.07.2022г ода №, от 22.07.2022 года № со сроком исполнения до 14.09.2022 года, 23 сентября 2021 года налогоплательщиком погашена задолженность по НДФЛ на сумму 525838 руб. за 2020 год, 20.12.2021 года погашена задолженность по НДФЛ на сумму 11412 руб., 31.08.2021 года погашена задолженность по НДФЛ на сумму 112411 руб., 28.09.2021 года погашена задолженность по НДФЛ на сумму 112411 руб., 20 декабря 2021 года пошанеа задолженность по НДФЛ на сумму 112411 руб. за 2019 год, 23.12.2022 года погашены пени по НДФЛ в размере 68,69 руб.
До настоящего времени задолженность Владейщиковым И.С. в полном объеме не погашена.
Согласно данным сайта ФССП России в производстве ОСП Центрального района г. Тулы в отношении Владейщикова И.С. возбуждено исполнительное производство 02.08.2022 года о взыскании задолженности по налогам и сборам, включая пени в размере 571247,77 руб.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Установлено, что регламентируемые законодательством сроки и процедура направления уведомления и требования, являющаяся гарантией прав налогоплательщика, в том числе при принудительном взыскании задолженности, налоговым органом была соблюдена, обязанность по уплате налогов и пеней возникла у Владейщикова И.С. с момента получения уведомлений и требований.
Период задолженности по уплате налогов и пени налоговым органом определены верно, с учетом периода нахождения во владении административного ответчика транспортных средств, объектов недвижимости, расчет задолженности является правильным, проверен судом.
Учитывая, что административным истцом предоставлены доказательства взыскания недоимки, на которую начислены пени, требования о взыскании пеней заявлены обосновано.
Требования о взыскании пеней заявлены обоснованно, так как пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, при этом в ходе рассмотрения дела установлено, что административный ответчик не исполняет требования о взыскании с него задолженностей по налогам на протяжении длительного времени.
При этом пеня не является мерой налоговой ответственности, а является ерой обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и предоставляет собой суммы, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему РФ случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
После отказа мировым судьей 09 декабря 2022 года в выдаче судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с административным иском 06 июня 2023 года, то есть в установленный законом срок.
По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию указанных норм исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.
В данном случае налоговым органом предпринимались последовательные действия для взыскания задолженности с административного ответчика, направлялись требования, ответчик привлекался к ответственности за совершение налоговых правонарушений, до настоящего времени административным ответчиком не исполнены требования судебных приказов о взыскании задолженности, налоги не оплачиваются.
Установив последовательные действия налогового органа по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность, суд, разрешая административные исковые требования по существу, приходит к выводу, что действия должностных лиц налогового органа являются правомерными, поскольку соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации и не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы налогоплательщика
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости восстановления срока административному истцу для обращения в суд с настоящими требованиями.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Учитывая, что требования судом удовлетворяются, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «г. Тула» в размере 2305, 20 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░2, ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░: ░░░░ ░ ░░░░░░░ 24196,95 ░░░. (░░ ░░░░░░ ░ 2.12.2021-31.03.2022), ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3280,54 ░░░. ░░ 2019 ░░░ (░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2021 ░░░░ -31.03.2022 ░░░░), ░░░░░ 27477,49 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1005,19 ░░░. ░░ 2020 ░░░ (░░ ░░░░░░ ░ 2.12.2021-31.03.2022 ░░░), ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 228 ░░ ░░, ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░░░ 36152 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1359,82 ░░░. ░░ 2020 ░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 987, 35 ░░░. ░░ 2019 ░░░ ( ░░░░░░ ░ 9.11.2021-20.12.2021░░░), ░░░░ ░ ░░░░░░░ 706, 32 ░░░. ░░ 2019 ░░░ (03.08.2021-31.08.2021), ░░░░ ░ ░░░░░░░ 550,82 ░░░. ░░ 2019 ░░░ (01.09.2021-28.09.2021), ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1934,40 ░░░. ░░ 2019 ░░░ ( 1.10.2021-20.12.2021), ░░░░░ 41690,71 ░░░., ░ ░░░░░ 70173,39 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░. ░░░░» ░ ░░░░░░░ 2305, 20 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░