УИД: 50RS0031-01-2023-015662-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года. г. Звенигород
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Андреечкиной М.А.
при секретаре Моисееве М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Мамаевой Юлии Михайловны к Одинцовскому районному отделу судебных приставов ГУФССП России по Московской области, судебному приставу-исполнителю Одинцовского районного отдела судебных приставов ГУФССП России по Московской области Широковой Ольге Александровне, Главному управлению ФССП России по Московской области о признании незаконным бездействия,
у с т а н о в и л :
Мамаева Ю.М. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Одинцовского районного отдела судебных приставов Широковой О.А., выразившегося в нерассмотрении в установленные сроки заявления о возбуждении исполнительного производства и ненаправлении ответа на обращение в адрес стороны по исполнительному производству, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения по заявлению Мамаевой Ю.М. о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу ФС № №, направления в адрес Мамаевой Ю.М. ответов на ходатайства о совершении исполнительных действий. Свои требования административный истец обосновывает тем, что решением Кировского районного суда г. Красноярска с Мамаева В.Ф. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери ФИО9 в размере ? заработка и/или иного дохода. В соответствии со ст. 30 ФЗ №229 от 02.10.2007г. судебный акт был направлен на исполнение в Одинцовский РОСП. Постановлением судебного пристава-исполнителя Одинцовского РОСП Широковой О.А. от 27.11.2020 в отношении должника Мамаева В.Ф. возбуждено исполнительное производство № №/20/50026-ИП. Позднее Мамаева Ю.М. обратилась в суд с иском к Мамаеву Вячеславу Федоровичу об изменении установленного судом размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка, взыскании задолженности по алиментам. Решением Одинцовского городского суда от 29.12.2022 постановлено изменить размер алиментов, взыскиваемых по решению Кировского районного суда г. Красноярска от 23.07.2020. Взыскивать с Мамаева В.Ф. в пользу Мамаевой Ю.М. алименты на содержание несовершеннолетней дочери в размере 1\4 части дохода, но не ниже одного прожитого минимума для детей по Красноярскому краю с индексацией до ее совершеннолетия. В удовлетворении требований о взыскании задолженности по алиментам отказано. На основании вступившего в законную силу решения суда выдан исполнительный лист ФС № №. Исполнительный документ был направлен в адрес Одинцовского РОСП 18.07.2023г. и получен адресатом 03.08.2023, что подтверждено отчетом об отслеживании почтовых отправлений (ШПИ 66000384014385). Однако сведений о возбуждении исполнительного производства не имеется, каких-либо документов в адрес взыскателя не направлялось. В связи с длительным бездействием должностных лиц, Мамаевой Ю.М. в адрес Одинцовского РОСП неоднократно были направлены заявления с приложением копии исполнительного листа ФС № №, выданного Одинцовским городским судом, о предоставлении сведений, однако ответ получен не был.
Ссылаясь на то, что решение о возбуждении исполнительного производства должно быть принято в установленные законом сроки, отсутствие сведений о возбуждении исполнительного производства и ходе исполнительного производства свидетельствуют о бездействии должностных лиц, административный истец просит удовлетворить заявленные требования.
В связи с ходатайством истца об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, в соответствии со ст. 142 КАС РФ суд рассмотрел данное административное дело с использованием систем видеоконференц-связи с Кировским районным судом г. Красноярска.
Истец Мамаева Ю.М. принимала участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, исковые требования поддержала в полном объеме.
Административные ответчики, заинтересованное лицо Мамаев В.Ф. в судебное заседание не явились, возражений не представили. Судом приняты меры к надлежащему извещению ответчиков и заинтересованного лица.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы административного истца, изучив материалы дела суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.227 КАС РФ для удовлетворения требований о признании действий незаконными необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: нарушение административным ответчиком своими действиями (бездействием) требований закона и повлекшее данными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов административного истца.
Согласно разъяснениям в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
В судебном заседании из представленных материалов дела установлено, что решением Кировского районного суда г. Красноярска с Мамаева В.Ф. взысканы алименты на содержание несовершеннолетней дочери ФИО8 в размере ? заработка и/или иного дохода. В соответствии со ст. 30 ФЗ №229 от 02.10.2007г. судебный акт был направлен на исполнение в Одинцовский РОСП. Постановлением судебного пристава-исполнителя Одинцовского РОСП Широковой О.А. от 27.11.2020 в отношении должника Мамаева В.Ф. возбуждено исполнительное производство № №/20/50026-ИП. Позднее, Мамаева Ю.М. обратилась в суд с иском к Мамаеву Вячеславу Федоровичу об изменении установленного судом размера алиментов на несовершеннолетнего ребенка, взыскании задолженности по алиментам. Решением Одинцовского городского суда от 29.12.2022 постановлено изменить размер алиментов, взыскиваемых по решению Кировского районного суда г. Красноярска от 23.07.2020. Взыскивать с Мамаева В.Ф. в пользу Мамаевой Ю.М. алименты на содержание несовершеннолетней дочери в размере 1\4 части дохода, но не ниже одного прожитого минимума для детей по Красноярскому краю с индексацией до ее совершеннолетия. В удовлетворении требований о взыскании задолженности по алиментам отказано. На основании вступившего в законную силу решения суда выдан исполнительный лист ФС № №. Исполнительный документ был направлен в адрес Одинцовского РОСП 18.07.2023г. и получен адресатом 03.08.2023, что подтверждено отчетом об отслеживании почтовых отправлений (ШПИ 66000384014385). Однако сведений о возбуждении исполнительного производства не имеется, каких-либо документов в адрес взыскателя не направлялось.
В связи с длительным бездействием должностных лиц, Мамаевой Ю.М. в адрес Одинцовского РОСП неоднократно были направлены заявления с приложением копии исполнительного листа ФС № 043965690, выданного Одинцовским городским судом, о предоставлении сведений
При этом, как указывает истец, ни в установленные сроки, ни на день рассмотрения дела в суде, сведений о возбуждении исполнительного производства не имеется, каких-либо документов в адрес взыскателя не направлялось, исполнительный документ не возвращен.
Согласно информации с сайта ФССП России, исполнительных производств, возбужденных на основании исполнительного ФС № 043965690 о взыскании алиментов с Мамаева В.Ф. не значится.
В соответствии со ст.16 КАС РФ - Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления), а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.1 ст.12 Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ-229) исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; судебные приказы.
Согласно ст.30 ФЗ-229 исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.7 ст.30 ФЗ-229 заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Согласно ч.8 ст.30 Закона постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством РФ срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.
Часть 17 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве» устанавливает, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Заявление о возбуждении исполнительного производства с приложенным оригиналом исполнительного документа были направлены Мамаевой Ю.М. на исполнение в Одинцовский РОСП и получены адресатом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления, однако по настоящее время сведений о возбуждении исполнительного производства не имеется, исполнительный документ не возвращен.
Согласно ст.121 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Применяя к рассматриваемой ситуации положения действующего законодательства, вменяющие обязанность старшего судебного пристава по своевременному принятию, регистрации исполнительных документов, их передачи для непосредственного исполнения судебным приставам-исполнителям, организации своевременного совершения исполнительных действий, суд приходит к выводу о том, что с момента получения заявления и исполнительного документа они не были в установленном порядке зарегистрированы и переданы для надлежащего исполнения, что свидетельствует о незаконном бездействии Одинцовского РОСП ГУФССП России по Московской области, поскольку таковое напрямую нарушает субъективные интересы административного истца по надлежащему исполнению вступившего в законную силу решения суда.
Следовательно, оспариваемое бездействие применительно к ст. ст. 2, 12, 30, 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», подлежит признанию незаконным в судебном порядке по требованию заинтересованного лица.
Признание оспариваемого бездействия незаконным влечет за собой обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя полностью (в части).
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд полагает требования в части признания незаконным бездействия обоснованными и считает необходимым обязать Одинцовский РОСП ГУФССП России по Московской области принять предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве» меры в целях разрешения заявления о возбуждении исполнительного производства по заявлению административного истца по предъявленному и полученному РОСП исполнительному документу.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно ст. 64.1. Закона об исполнительном производстве, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства или в случаях, указанных в части 5.1 настоящей статьи, направляет уведомление.
В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Доказательств направления в адрес Мамаевой Ю.М. ответов на обращения, согласно требования ФЗ «Об исполнительном производстве» административными ответчиками суду не представлено.
На основании изложенного, учитывая, что ответчиками доказательств в опровержение заявленных административных требований не представлено, суд пришел к выводу о том, что требования административного иска обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № № ░░ 10.04.2023░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ № № ░░ 10.04.2023░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░