Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-169/2023 ~ М-62/2023 от 14.02.2023

84 RS0001-01-2023-000092-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2023 года                                             г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Кулага С.В., при секретаре Тарановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-169/2023 по административному исковому заявлению администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Юн Ольге Николаевне, МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю, Главному Управлению ФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением к ответчикам, указывая на то, что администрация является должником по исполнительному производству от 14.11.2022 № 78818/22/24002-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС № 030638122 от 07.10.2022, выданного Дудинским районным судом Красноярского края по делу № 2-217/2022 о возложении обязанности предоставить Тэседо Алексею Олеговичу благоустроенное применительно к условиям г. Дудинки жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м. с допусками, установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Исполнение истцом исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, было невозможно, поскольку субвенция на приобретение жилого помещения для Тэседо А.О. в 2022 году не была предусмотрена, что подтверждается соглашением №45 - дс от 25.01.2022 и дополнительными соглашениями №1-5 к нему, заключенными между администрацией муниципального района и Министерством строительства Красноярского края, так как на 10.08.2022 имелось 21 неисполненных судебных решений, а денежных средств выделено на приобретение в 2022 году только 10 жилых помещений, затем количество приобретаемых жилых помещений в 2022 было сокращено министерством до восьми, затем до четырех.

В письме от 17.05.2022 министерство строительства Красноярского края указало, что муниципальные образования края самостоятельно принимают решение о порядке очередности предоставления жилья детям –сиротам, исходя из списка детей – сирот, состоящих на учете в министерстве образования, а также на основании решений судебных органов. Принимая во внимание, что судебное решение в отношении Тэседо А.О. вступило в законную силу в 2022 (10.08.2022), а также что имеются судебные решения, вступившие в законную силу в 2019, 2020, 2021 годах, Тэседо А.О. не может быть обеспечен жилым помещением в рамках соглашения №45-дс от 25.01.2022.

Постановлением Правительства Красноярского края от 29.05.2012 № 241-п утвержден «Порядок распределения нераспределенного остатка средств субвенций бюджетам муниципальных образований Красноярского края на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (далее Порядок №241-п).

В соответствии с п. 2 Порядка, для получения средств субвенции за счет нераспределенного остатка средств глава администрации муниципального района в течение текущего года направляет в министерство образования Красноярского края с просьбой выделить дополнительный объем субвенций в целях обеспечения детей – сирот жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Администрация муниципального района в соответствии с Порядком №241-п в 2022 обращалась в министерство строительства Красноярского края о выделении дополнительного объема субвенций, необходимого для исполнения решения суда (письмо от 21.10.2022), ответа получено не было.

Также администрация района в течение 2022 неоднократно уведомляла министерство строительства Красноярского края о проблемах при исполнении переданных государственных полномочий и о необходимости выделить дополнительный объем субвенций. Дополнительного объема субвенций в 2022 выделено не было.

Кроме этого, процедура по приобретению жилого помещения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44 –ФЗ и занимает около 2 месяцев, при условии, что торги состоялись с первого раза.

Ответчик от исполнительского сбора истца не освободил и постановлением от 01.02.2023 №24002/23/62132 установил исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного административный истец просит суд полностью освободить администрацию Таймырского Долгано –Ненецкого муниципального района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя от 01.02.2023 №24002/23/62132 по исполнительному производству № 78818/22/24002-ИП.

          Представитель административного истца по доверенности Панов А.А. участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Юн О.Н., МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю, ГУФССП России по Красноярскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представили, их явка не признана судом обязательной, в связи с чем, имеются основания для рассмотрения дела в отсутствие административных соответчиков.

Изучив доводы административного иска, а также представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229- ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 вышеназванного Федерального закона).

С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.04.2008 № 419-О-П «По жалобе открытого акционерного общества «Межотраслевой концерн «Уралметпром» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Согласно п.1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 ст.401 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», администрация Таймырского Долгано –Ненецкого муниципального района наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из краевого бюджета.           Из смысла административного искового заявления и приведенных представителем истца аргументов следует, что истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора в связи с отсутствием вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Дудинского районного суда Красноярского края от 16.05.2022 года удовлетворены исковые требования заместителя прокурора Таймырского района в защиту прав и законных интересов Тэседо А.О. к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обязана предоставить Тэседо Е.О., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <данные изъяты>, благоустроенное применительно к условиям города Дудинки жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью исходя из нормы предоставления 33 кв.м. с допусками, установленными ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

Апелляционным определением Красноярского краевого суда 10.08.2022 года указанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района Панова А.А. без удовлетворения.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2022 состоявшиеся судебные постановления по делу оставлены без изменения.

Таким образом, решение Дудинского районного суда от 16.05.2022г. вступило в законную силу 10.08.2022.

14.11.2022 судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю                                   возбуждено исполнительное производство № 78818/22/24002-ИП в отношении должника администрации Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района о возложении установленной судом обязанности.

Как следует из Соглашения № 45-ос о взаимодействии министерства строительства Красноярского края и администрации Таймырского Долгано – Ненецкого района по реализации в 2022-2024 годах государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет в 2022 году объем бюджетных ассигнований для обеспечения указанной выше категории лиц составил 15498700 руб. (согласно последующим дополнительным соглашениям №1-5, сумма составила 6891730,82 тыс. руб.).

Как следует из реестра приобретенных жилых помещений в 2022 году по Соглашению № 45-дс от 25.01.2022 администрацией района приобретено 4 жилых помещения.

Согласно сообщению заместителя начальника Управления имущественных отношений ТДНм района Будянской Е.Н. от 23.12.2022, начальника Управления имущественных отношений ТДНм района Сарпинской Г.В. от 06.04.2022, от 23.12.2022 нераспределенных квартир в специализированном жилищном фонде для предоставления по договорам найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.

Предоставление жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется муниципальным районом в порядке очередности вынесения судебных решений. Как следует из материалов дела, Тэседо А.О. вошел в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, решения суда, в отношении которых не будут исполнены в 2022 году, ввиду недостаточности финансирования, о чем было сообщено министру строительства Красноярского края.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю от 01.02.2023 с администрации Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района по исполнительному производству № 78818/22/24002-ИП взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д.102).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав представленные доказательства, с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд приход к выводу об удовлетворении исковых требований администрации Таймырского Долгано –Ненецкого муниципального района об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку администрация приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа в отношении Тэседо А.О., исполнить требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (5 дней) не представляется возможным, учитывая процедуру приобретения в муниципальную собственность жилых помещений.

Администрацией муниципального района представлены сведения об организации закупочных процедур для реализации мер по приобретению жилых помещений в объеме выделенных субвенций из краевого бюджета.

Представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии с требованиями 84 КАС РФ, достоверно подтверждают отсутствие у должника возможности своевременно исполнить требования исполнительного документа по не зависящим от него причинам.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности администрации Таймырского Долгано – Ненецкого района за нарушение обязательства, в связи с чем, должник подлежал освобождению от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Из материалов дела усматривается, что орган местного самоуправления – администрация Таймырского Долгано – Ненецкого муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины, но и согласно Налоговому Кодексу РФ, государственный орган ГУФССП также освобождено от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 3 ст. 114 КАС РФ - судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к судебному приставу – исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю Юн Ольге Николаевне, МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю, Главному Управлению ФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

            Освободить администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Красноярскому краю от 01.02.2023 по исполнительному производству № 78818/22/24002-ИП полностью в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья                                                      С.В. Кулага

Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.

2а-169/2023 ~ М-62/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация ТДНМ района
Ответчики
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств судебный пристав-исполнитель Юн О. Н.
Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Красняорскому краю
Другие
Панов Алексей Анатольевич
Суд
Дудинский районный суд Красноярского края
Судья
Кулага Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
dudinsky--dud.sudrf.ru
14.02.2023Регистрация административного искового заявления
14.02.2023Передача материалов судье
20.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Дело оформлено
25.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее