Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1307/2024 ~ М-733/2024 от 13.03.2024

№ 2а-1307/2024

64RS0047-01-2024-001447-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2024 г.         г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Корчугановой К.В.

при помощнике судьи Емельяновой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте запрещенной,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось
в Октябрьский районный суд г. Саратова с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на интернет-сайте запрещенной.

Требования заявителя мотивированы тем, что в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области поступило обращение с информацией о наличии в сети Интернет сайта <данные изъяты> предлагающих покупку табачных изделий. Указанный сайт находится в свободном доступе в сети «Интернет». На страницах сайта предлагается к продаже широкий выбор табачной продукции с указанием цен на товар. Вход на указанные страницы данного сайта свободный. Ознакомиться с содержанием указанного Интернет-ресурса может любой интернет-пользователь. Таким образом, к данной информации имеет доступ неограниченный круг потребителей, в том числе и несовершеннолетние.

Таким образом, размещенная в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> информация нарушает требования действующего законодательства в области защиты прав потребителей, запрещающие продажу табака дистанционным способом. Определить количество граждан, желающих посетить указанный сайт, невозможно. Таким образом, информация о возможности покупки табачных изделий дистанционным способом, нарушает права неопределенного круга потребителей. Содержащаяся на данном сайте информация направлена на реализацию неизвестными лицами табачной продукции в нарушение установленных требований для осуществления торговой деятельности по продаже табачной продукции, в том числе и несовершеннолетним.

На основании изложенного, просит признать информацию, размещенную на сайте: <данные изъяты> по дистанционной продаже табачной продукции запрещенной к распространению на территории РФ.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Роскомнадзора по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменную позицию по делу.

Суд, считает возможным рассмотреть спор в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями п.1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ) установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством.

Пунктом 1 ст. 9 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ закреплено,
что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц и безопасности государства.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований
к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке
и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 19 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи
под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям
и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал
и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах
или развозная торговля табачной продукцией.

Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи,
с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

Одновременно ч. 1 ст. 20 указанного выше Федерального закона запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним
и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Статьей 14.3.1 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации (далее КоАП РФ) установлена ответственность спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий
и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей.

Ч. 1 ст. 6.23 КоАП РФ установлена административная ответственность
за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

Таким образом, указанными правовыми нормами предусмотрен запрет
на дистанционную продажу табака, и предусмотрена административная ответственность за стимулирование продажи табака и вовлечение несовершеннолетних в процесс продажи табака.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

На страницах указанного сайта находится информация, содержащие признаки административного правонарушения.

Одновременно, согласно ч. 1 ст. 20 № 15-ФЗ, запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплены конституционные права граждан на охрану здоровья.

Согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ от 27 ноября 2006 г. №149-ФЗ предусмотрено,
что обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц. Предусмотрено ч. 4 ст. 7 ФЗ от 27 ноября 2006 г. №149-ФЗ, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии со ст. 9 ФЗ от 27 ноября 2006 г. №149-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется
без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке
и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестр сведений, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в РФ запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет,
а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении, в том числе информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете
к распространению которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом.

Учитывая вышеизложенные нормы права, суд полагает, что размещенная на страницах указанных в административном исковом заявлении сайтов информация направлена на неограниченный круг лиц, в обход установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности, в связи с чем судом считает требования истца правомерными.

Распространение такой информации влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц, соответственно предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ от 27 ноября 2006 г. №149-ФЗ предусмотрено, что обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц. Предусмотрено ч. 4 ст. 7 ФЗ от 27 ноября 2006 г. №149-ФЗ, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, прав несовершеннолетних на благоприятную среду существования, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии со ст. 9 ФЗ от 27 ноября 2006 г. №149-ФЗ.

Согласно статье 15.1 ФЗ от 27 ноября 2006 г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - реестр), в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В целях ограничения доступа к странице Интернет-сайте: https://a.sigaret-optom-rf.com содержащих запрещенную информацию, необходимо внести данные сайты в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ.

Распространение такой информации влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц, соответственно предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

В соответствии со ст. 15.1 ФЗ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестр сведений, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.

Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в РФ запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении, в том числе информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом.

Поскольку информация, размещенная на названных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношений которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.

Вход на указанные сайты и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и об их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании информации, размещенной на интернет-сайте запрещенной удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья                             К.В. Корчуганова

В окончательной форме решение суда изготовлено 04 апреля 2024 г.

2а-1307/2024 ~ М-733/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
Другие
Управление Роскомнадзора по Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Корчуганова Кристина Владимировна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация административного искового заявления
13.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее