Дело №2а-719/2023
УИД68RS0015-01-2023-000651-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Моршанск 25 мая 2023 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Крыловой А.Е.,
при секретаре Чученковой О.А.,
с участием помощника прокурора г. Моршанска Амирян М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Моршанска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Ракшинский сельсовет» Моршанского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда и возложить на ответчика обязанность в срок не позднее 31.12.2023 создать маневренный жилищный фонд.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой г.Моршанска в ходе проверки выявлено, что в нарушение норм действующего жилищного законодательства администрацией муниципального образования «Ракшинский сельсовет» Моршанского района Тамбовской области не создан маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования, в результате чего нарушается право граждан на жилище, в том числе проживающих в жилых помещениях, являющихся непригодными для проживания, представляющих опасность для жизни и здоровья, право лиц на предоставление им жилых помещений из состава маневренного жилищного фонда в случаях, предусмотренных ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, а также определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения муниципального маневренного фонда (пункт 3 частей 1, 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Создание маневренного жилищного фонда на территории Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области относится к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.
На территории Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области маневренный фонд не создан, что влечет нарушение прав граждан.
В судебном заседании помощник прокурора г.Моршанска заявленные требования с учетом уточнений поддержала и просила удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От главы Ракшинского сельсовета Моршанского района ФИО3 имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, уточненные исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Признание иска стороной ответчика принимается судом, поскольку оно заявлено добровольно, не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Право ответчика признать исковые требования вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а так же спорным материальным правом.
Учитывая, что признание иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и неопределенного круга лиц, заявлено добровольно, действительная воля ответчика относительно заявленных требований и сложившихся правоотношений подтверждена и установлена по правилам, предусмотренным действующим процессуальным законом, при этом обстоятельств, свидетельствующих о том, что признание иска нарушает интересы других лиц не установлено, ввиду чего суд не усматривает обстоятельств, препятствующих признанию иска судом.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
В соответствии с пп.3, 6 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пп. 1 -3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ вопросов местного значения
городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 19, пунктам 1, 4, 9 части 1 статьи 14, пункту 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, случаи предоставления жилых помещений маневренного фонда, которые предназначены для временного проживания граждан: в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).
Из указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения.
По итогам заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».
Одной из ключевых целей нацпроекта является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Срок реализации проекта с октября 2018 по 2024 год (включительно).
Отсутствие маневренного жилого фонда для предоставления переселяемым гражданам жилья напрямую препятствует выполнению задачи, поставленной национальным проектом а так же создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие маневренного жилищного фонда Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, при возникновении обстоятельств, указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, из ответа главы сельсовета усматривается, что на территории муниципального образования проживает № человек, № из которых состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. На территории сельсовета имеется № объектов муниципального жилищного фонда, № из которых фактически не используются и требуют капитального ремонта, № непригоден для жилья. Маневренный жилой фонд отсутствует.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Администрация Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области не принимает мер к формированию маневренного жилищного фонда.
В соответствии с положениями статьи 6 Устава Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области, принятого решением Ракшинского сельсовета народных депутатов Моршанского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям администрации сельского поселения относятся, в частности: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета; обеспечение проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в нарушение вышеприведенных требований закона, администрация Ракшинского сельсовета допускает незаконное бездействие, выражающееся в непринятии мер к созданию маневренного жилого фонда.
Поскольку отсутствие маневренного жилого фонда в сельском поселении нарушает гарантированное ст. 40.1 Конституции РФ право на жилище его жителей, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора г. Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ракшинского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ракшинский сельсовет» Моршанского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к созданию маневренного жилищного фонда.
Возложить на администрацию муниципального образования «Ракшинский сельсовет» Моршанского района Тамбовской области обязанность в срок не позднее 31 декабря 2023 года создать маневренный жилищный фонд.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья А.Е. Крылова
Решение составлено судом в окончательной форме 7 июня 2023 года.
Судья А.Е. Крылова