Дело № 2а-1037/2021
УИД 29RS0008-01-2021-001430-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2021 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Субботиной А.В.,
с участием помощника Котласского межрайонного прокурора Исса Н.В.,
представителя административного ответчика Епова С.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами,
установил:
заместитель Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами.
В обоснование заявленных требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО), в результате которой установлено, что места (площадки) накопления ТКО от дома № 27 по ул. Садовой и от дома № 35 по ул. Речной в пос. Черемушский Котласского района Архангельской области не обустроены в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, вследствие чего региональным оператором ООО «ЭкоИнтегратор» с января 2020 года по настоящее время отходы от данных домов не вывозились. По фактам выявленных нарушений межрайонным прокурором 18 января и 4 марта 2021 года в адрес главы МО «Черемушское» внесены представления, которые рассмотрены, удовлетворены, однако выявленные нарушения не устранены. Таким образом, администрацией МО «Черемушское» допущены нарушения законодательства об обращении с ТКО. На основании чего просит признать незаконным бездействие МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское», выразившееся в непринятии мер по обустройству мест (площадок) накопления ТКО для жилых домов по адресу: дом № 27 ул. Садовая и дом № 35 ул. Речная пос. Черемушский Котласского района Архангельской области. Обязать МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское» в срок до 1 сентября 2021 года обустроить места (площадки) для накопления ТКО от жилого дома № 27 по ул. Садовой и от дома № 35 по ул. Речной в пос. Черемушский Котласского района Архангельской области.
Помощник Котласского межрайонного прокурора Исса Н.В. поддержала требования по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просила установить срок исполнения решения суда до 1 марта 2022 года.
Административный ответчик - представитель МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское» Епов С.В. в судебном заседании с требованиями не согласился, указав на отсутствие необходимого финансирования для данных целей, но в тоже время просил установить срок устранения выявленных нарушений до 1 июня 2022 года.
Заинтересованные лица - представители Государственной жилищной инспекции Архангельской области, ООО «ЭкоИнтегратор» и Котласского территориального отдела Роспотребнадзора в Архангельской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив административный иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу части 4 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Частью 6 статьи 13.4 указанного Закона установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила № 1156).
В силу п. 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил № 1156).
Согласно п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Постановлением администрации МО «Черемушское» от 29 декабря 2018 года № 169 «Об актуализации и утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и схемы мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Черемушское» утвержден реестр (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории данного сельского поселения. Постановлением от 1 марта 2021 года № 13 в указанный реестр внесены изменения, согласно которым местом накопления ТКО для жильцов дома № 35 по ул. Речной в пос. Черемушский определена контейнерная площадка по ул. Пихтовой, д. 7, а для дома № 27 по ул. Садовой - контейнерная площадка по ул. Станционной, д. 49.
Материалами дела установлено и не оспаривается административным ответчиком, что администрацией МО «Черемушское» места (площадки) накопления ТКО от дома № 27 по ул. Садовой и от дома № 35 по ул. Речной в пос. Черемушский Котласского района Архангельской области не обустроены.
Для жилого дома № 35 по ул. Речной в пос. Черемушский контейнерная площадка не оборудована, закреплена контейнерная площадка на ул. Пихтовой, д. 7, что находится на расстоянии более 500 м.
Для дома № 27 по ул. Садовой в пос. Черемушский контейнерная площадка также не обустроена, закреплена контейнерная площадка на ул. Станционной, д. 49, что расположена на расстоянии более 800 м.
На основании чего суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определяя срок для устранения выявленных нарушений, с учетом объема и характера работ, подлежащих выполнению, необходимого времени для выделения денежных средств на их исполнение, учитывая принципы бюджетного финансирования, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда до 1 марта 2022 года.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское», выразившееся в непринятии мер по обустройству в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от жилого дома № 27 по ул. Садовой и жилого дома № 35 по ул. Речной в пос. Черемушский Котласского района Архангельской области.
Обязать МО «Черемушское» в лице администрации МО «Черемушское» обустроить места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов от жилых домов № 27 по ул. Садовой и № 35 по ул. Речной в пос. Черемушский Котласского района Архангельской области в срок до 1 марта 2022 года.
Обязать муниципальное образование «Черемушское» в лице администрации муниципального образования «Черемушское» сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 04 мая 2021 года.