Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-656/2022 ~ М-625/2022 от 11.05.2022

УИД № 14RS0016-01-2022-000850-36

Дело № 2а-656/2022        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., с участием помощника прокурора г. Мирного Зиновьевой Е.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Мирный

16 июня 2022 года

административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Мирного в интересах неопределенного круга лиц к "Н" о прекращении действия права на управление транспортными средствами,

                

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора г. Мирного, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным исковым заявлением, в котором просил прекратить действие права на управление транспортными средствами "Н" В обоснование указал, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что "Н". при наличии медицинского противопоказания имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения. Административный ответчик поставлен на динамическом наблюдении у врача психиатра-нарколога ГБУ РС(Я) «Мирнинская центральная районная больница» с мая 2021 года с диагнозом « острый алкогольный психоз, зависимость от алкоголя средней степени тяжести» (МКБ X-F 10.2). Прокурор г. Мирного полагает, что наличие у административного ответчика указанного заболевания, подтвержденного медицинскими документами, является основанием для прекращения действия права последнего на управление транспортными средствами.

Представители заинтересованных лиц ОМВД по Мирнинскому району, ГБУ РС (Я) «Мирнинская центральная районная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела судом извещены надлежащим образом, в том числе посредством публикации указанной информации на официальном сайте Мирнинского районного суда. Административный ответчик в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, обратилась в суд с письменным заявлением о признании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в ее отсутствие. С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, суд рассматривает административное дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя административного истца, поддержавшего доводы, изложенные в административном исковом заявлении, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 24 Федерального закона N 196-ФЗ определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 196-ФЗ, под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно абзацу девятому статьи 5 ФЗ N 196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 ст. 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определяет, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

В соответствии с п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Так, к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством согласно пункту 7 указанного Перечня относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), коды заболеваний по Международной классификации болезней-10: F10 - F16, F18, F19.

Указанный пункт применяется вне зависимости от установленной категории прав на управление транспортными средствами.

В соответствии со ст. ст. 25, 27 Федерального закона N 196-ФЗ, право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки, сдачи квалификационных экзаменов, при отсутствии медицинских противопоказаний к водительской деятельности и подтверждается водительским удостоверением.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).

В силу приведенных норм, выявление у гражданина заболевания, которое в соответствии с установленным Постановлением Правительства РФ перечнем относится к заболеваниям, при наличии которых запрещается управление транспортным средством, может служить основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения данного дела, является наличие у ответчика вышеназванного заболевания, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами.

Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, утвержденному Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", медицинским психиатрическим противопоказанием для водителей транспортных средств категорий A, B, C является, в том числе, алкоголизм. Там же отмечено, что допуск к управлению транспортными средствами возможен при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске к управлению транспортными средствами решается индивидуально.

В соответствии с пунктами 2, 4, 7, 11, 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца.

Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, необходимо также выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.

Как установлено судом и подтверждено материалами административного дела, "Н" имеет право на управление транспортными средствами категорий <данные изъяты> на основании водительского удостоверения серии , выданного <дата> ОГИБДД ОМВД по Мирнинскому району со сроком действия до <дата>.

"Н", 02.04.1974 г.р. состоит на динамическом наблюдении у психиатра-нарколога с мая 2021 года. В период с 15.05.2021 по 21.05.2021 проходила стационарное лечение в наркологическом отделении ГБУ РС(Я) Мирнинская ЦРБ, ей установлен диагноз «зависимость от алкоголя средней степени тяжести, запойная форма (в течении 10 дней). Острый алкогольный психоз. Согласно заключению врача-психиатра-нарколога, от 20.05.2022 взята в группу динамического наблюдения с регулярным ежемесячным режимом посещения врача психиатра-нарколога. Установка на отказ от употребления алкоголя положительная, ответчик посещает медицинское учреждение, принимает поддерживающее лечение.

Из имеющихся в деле и описанных выше доказательств, следует, что ответчик страдает зависимостью от алкоголя средней степени тяжести, запойная форма пьянства (по МКБ-X-F10.242), т.е. заболеванием, включенным в Перечень заболеваний, при наличии которых не допускается управление транспортными средствами, при этом отсутствуют сведения о стойкой ремиссии не менее двух лет.

Обоснованность постановки на учет, установленный диагноз административным ответчиком в установленном порядке не оспаривались. Решение об изменении срока динамического наблюдения, а также решение о снятии с учета "Н" соответствующей комиссией не принимались. Доказательств отсутствия у "Н" названного диагноза, а также излечения его от указанной болезни им представлено не было.

Целью прекращения права управления транспортным средством лиц, страдающих заболеваниями, препятствующими управлению транспортными средствами, является обеспечение безопасности дорожного движения, создание условий защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Опасность для участников дорожного движения создает сам по себе факт участия в дорожном движении лиц, которые страдают заболеваниями, при которых управление транспортным средством не допускается.

Руководствуясь вышеприведенными нормами Федерального закона N 196-ФЗ, Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения действия права "Н" на управление транспортными средствами, поскольку у административного ответчика имеется медицинское противопоказание к управлению транспортными средствами, при этом обоснованность постановки на диспансерный учет и установленный диагноз им в установленном порядке не оспаривались, решение о снятии с диспансерного учета соответствующей врачебной комиссией не принималось.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г.

При таких обстоятельствах административное исковое требование прокурора подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, административный ответчик признала заявленные исковые требования в полном объеме, что подтверждается её письменным заявлением, приобщенным к материалам дела. Последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ей разъяснены судом и понятны, о чем имеется соответствующая запись в заявлении.

В силу положений ч.3 ст.46 КАС административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).

Согласно ч. 3 ст. 153 КАС РФ при признании административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Таким образом, ответчик "Н" самостоятельно и добровольно распорядилась своим процессуальным правом признать административный иск, согласившись с предъявленными требованиями, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Признание иска не нарушает права и законные интересы иных лиц, не противоречит закону. В связи с чем в соответствии со ст. ст.46, 157 КАС РФ суд принимает данное признание иска административным ответчиком и постановляет решение об удовлетворении исковых требований.

При этом суд считает необходимым отметить, что вопросы, связанные со снятием диагноза заболевания, прекращением динамического наблюдения при наступлении выздоровления либо стойкой ремиссии, административному ответчику надлежит разрешать в ином порядке, при этом он не лишен возможности повторно обратиться за получением водительского удостоверения при условии представления необходимых для этого медицинских документов. Из положений статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 г. N 1097, вытекает, что после того, как основания прекращения права лица на управление транспортными средствами отпали, подразделениями ГИБДД МВД РФ производится возврат этому лицу водительского удостоверения в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

    

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ "░", <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░░░ "░" ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░>.

░░░░░░░░ ░ "░", <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23.06.2022

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:     ░/░                 ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░(░)                     ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-656/2022

(░░░ 14RS0016-01-2022-000850-36) ░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ (░)

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-656/2022 ~ М-625/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Мирного
Ответчики
Нечаева Римма Валерьевна
Другие
ГБУ РС(Я) "МЦРБ"
ОГИБДД ОМВД России по Мирнинскому району
Суд
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Иванова Светлана Анатольевна
Дело на сайте суда
mirny--jak.sudrf.ru
11.05.2022Регистрация административного искового заявления
12.05.2022Передача материалов судье
12.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2022Подготовка дела (собеседование)
23.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.06.2022Предварительное судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022Дело оформлено
02.08.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее