Дело № 2а-218/2023
УИД 46RS0003-01-2023-000227-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Глушково 23 августа 2023 года
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Сумщенко О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зобоновой И.П.,
с участием административного истца –
прокурора Глушковского района Курской области Лащинина И.В.,
представителя администрации Глушковского района
Курской области по доверенности Горяйновой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Глушковского района Курской области, МРКУК «Глушковский РДК» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Глушковского района Курской области, МРКУК «Глушковский РДК», в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по оборудованию объекта (территории) Сухиновского СДК – филиала МРКУК «Глушковский РДК», расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Глушковского района во исполнение задания прокуратуры области от 30.01.2023 г. № 27-17-2023 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, в ходе которой установлено, что МРКУК «Глушковский РДК» в установленном законом порядке проведено категорирование и паспортизация, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сухиновский сельсовет» Глушковского района Курской области и переданного на праве безвозмездного пользования - МРКУК «Глушковский РДК» для организации культурного досуга населения, объекта (территории) Сухиновского СДК – филиала МРКУК «Глушковский РДК», расположенного по адресу: <адрес>. В нарушение требований п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; подп. «з» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176, указанный объект (территория) Сухиновского СДК – филиала МРКУК «Глушковский РДК», не оборудован системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, несмотря на вынесенное 15.03.2023 г. в связи с указанными нарушениями прокурором района, в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в адрес главы Глушковского района Курской области Золотарева П.М. представление об устранении нарушений закона, нарушения не устранены, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В судебном заседании административный истец прокурор Глушковского района Курской области Лащинин И.В. поддержал заявленные административные требования и просил их удовлетворить по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика – администрации Глушковского района Курской области по доверенности Горяйнова Я.В. административные исковые требования признала в полном объеме.
В судебное заседание не явились, извещенные о времени и месте судебного заседания, представители административного ответчика – МРКУК «Глушковский РДК», заинтересованного лица –администрации Сухиновского сельсовета Глушковского района Курской области- в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Принимая во внимание положения ч.6 ст.226 КАС РФ о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд не признавал явку представителя административного ответчика, заинтересованного лица обязательной, - суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных, интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 19.1, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальный районов, обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу требований п. 1, п. 3 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно п. 22 Требований, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.В соответствии с п. 23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
В силу требований п. 30, п. 31 и п. 32 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Вместе с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176, утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно подп. «з» п. 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
- оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Глушковского района во исполнение задания прокуратуры области от 30.01.2023 № 27-17-2023 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, в ходе которой установлено, и следует из паспорта безопасности (л.д. 25-30), устава МРКУК «Глушковский РДК» (л.д. 47-59), что объект (территория) Сухиновского СДК – филиала МРКУК «Глушковский РДК», расположенного по адресу: <адрес>, является местом массового пребывания людей, основной видом деятельности которого является культурно-досуговая деятельность, которому по результатам проведения обследования и категорирования присвоена 3 категория, т.е. место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек, в соответствии с п.п.в п.10 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. N 272.
На основании Договора № 1 безвозмездного пользования нежилым зданием от 30.12.2022 г. (л.д. 13-17), заключенного администрацией Сухиновского сельсовета Глушковского района Курской области с МРКУК «Глушковский РДК» нежилое здание, общей площадью 1519 кв.м, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования «Сухиновский сельсовет» <адрес> и расположенное по адресу: <адрес>, передано на праве безвозмездного пользования - МРКУК «Глушковский РДК» для организации культурного досуга населения.
В соответствии с п. 2.2.2 Договора № 1 безвозмездного пользования нежилым зданием от 30.12.2022 ссудополучатель обязуется выполнять все противопожарные, антитеррористические и санитарно-эпидемиологические мероприятия в соответствии с требованиями норм и правил действующего законодательства Российской Федерации.
15.03.2023г. по результатам проверки в связи с выявленными нарушениями требований п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; подп. «з» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176, поскольку объект (территория) Сухиновского СДК – филиала МРКУК «Глушковский РДК», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, прокурором, в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в адрес главы Глушковского района Курской области Золотарева П.М. вынесено представление об устранении нарушений закона (л.д.18-22).
Согласно сообщения администрации Глушковского района Курской области от 13.04.2023 г. (л.д.23-24) здания учреждений культуры находятся на балансе соответствующих сельсоветов. Между Глушковским РДК и сельсоветами заключены договора о совместном исполнении полномочий. Согласно этих договоров обеспечение антитеррористической безопасности зданий является обязанностью сельсоветов.
Как следует из устава МО «Глушковский район» (л.д.69-80), исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Как следует из справки помощника прокурора о результатах прокурорской проверки от 21.07.2023 г. №64-2023 (л.д.99-103), объяснений директора МРКУК «Глушковский РДК» Колесник И.А. от 25.07.2023 г. (л.д. 9-10), главы администрации Сухиновского сельсовета Глушковского района Курской области Мягких О.Н. (л.д. 11-12), требования представления прокурора от 15.03.2023 г. не исполнены, объект (территория) Сухиновского СДК – филиала МРКУК «Глушковский РДК», расположенного по адресу: <адрес> не оборудован системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Оценивая все обстоятельства по делу, учитывая, что осуществление деятельности учреждения культуры в отсутствие системы видеонаблюдения, системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Cрок со дня вступления решения в законную силу для исполнения решения суда, указанный прокурором, суд считает необходимым и достаточным, поскольку до обращения с настоящими административными исковыми требованиями в суд административные ответчики на представление прокурора Глушковского района Курской области об устранении допущенных нарушений не отреагировал, то есть им до настоящего времени не предприняты меры к устранению допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.