Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-189/2022 ~ М-150/2022 от 20.04.2022

УИД 10RS0001-01-2022-000285-07

Дело №2а-189/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 г.                                    г.Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи

Захаровой М.В.,

при секретаре

Павлюк Н.Н.,

с участием представителя административного истца

прокурора Сивула А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Беломорского района Республики Карелия к администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» о признании бездействия незаконным, обязании утвердить реестр муниципальных услуг и осуществить переход на предоставление муниципальных услуг согласно утвержденному реестру в электронном виде

у с т а н о в и л:

исполняющий обязанности прокурора Беломорского района Республики Карелия обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» о признании бездействия незаконным, обязании утвердить реестр муниципальных услуг и осуществить переход на предоставление муниципальных услуг согласно утвержденному реестру в электронном виде в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрациеймуниципального образования «Сосновецкое сельское поселение»требований законодательства в сфере оказания муниципальных услуг, в ходе которой установлены факты нарушения прав заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме. На момент проведения проверки возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена, реестр муниципальных услуг не сформирован и не утвержден. Не предоставление муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, а также влияет на качество и доступность муниципальных услуг.

В судебном заседании представитель административного истца прокурор Сивула А.Ю. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» в судебное заседание не явился, в телефонограмме законный представитель административного ответчика Глава администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» Голикова М.В. сообщила суду, что не возражает относительно предъявленного административного иска.

По определению суда на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом при данной явке.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца прокурора Сивула А.Ю.,суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставамимуниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг согласно ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗявляется возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме (статья 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

В силу статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗмуниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры муниципальных услуг. Реестр муниципальных услуг содержит сведения:

1) о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;

2) об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета;

4) иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.

Ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем (статья 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.

Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

Предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о муниципальных услугах должны быть включены в государственные и муниципальные информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее 1 июля 2011 года (часть 3 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ).

В соответствии с этапом № 5 утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г.№ 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г.№ 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.

При этом, указанными Требованиями (пункт 2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Беломорского района проведена проверка законодательства Российской Федерации в части исполнения законодательства об оказании муниципальных услуг.

В ходе проверки установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» от 16 ноября 2015 г. № 121 утвержден перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение», который состоит из 16 видов услуг.

Иные виды муниципальных услуг, предусмотренные пунктом 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, в поселении не оказывают.

Реестр муниципальных услуг,предоставляемых администрацией муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» в электронном виде, в порядке статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ не утвержден.

Муниципальные услуги в электронном виде администрацией муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» не предоставляются – ни посредством ФГУ «Единый портал государственных и муниципальных услуг», ни посредством сайта сельского поселения.

Из объяснений Главы сельского поселения Голиковой М.В. усматривается, что муниципальные услуги вэлектроном виде администрация поселения не оказывает, поскольку работа в этом направлении никогда не проводилась.

Возражений относительно административного иска отГлавы сельского поселения не поступило.

Законодатель не ставит право заявителя получать, а обязанность органов местного самоуправления - предоставлять муниципальные услуги в электронной форме в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от наличия или отсутствия у органов местного самоуправления возможности организовать функционирование сети «Интернет». Для решения указанного организационного вопроса федеральным законодателем было предоставлено достаточное время.

Не предоставление муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры для реализации прав граждан и создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, а также влияет на качество и доступность муниципальных услуг, создает почву для коррупционных проявлений.

Подобная ситуация лишает заявителей, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности, возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства установленным ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В период пандемии отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может способствовать распространению вируса и привести к росту числа заболевших.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, заслушав пояснения стороны административного истца, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком проявлено бездействие, нарушающее права неопределенного круга получателей муниципальных услуг, именно на административном ответчикележит обязанность организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме согласно утвержденному реестру и плану-графику.

Предложенный прокурором срок для перехода на предоставление муниципальных слуг в электронном виде (один год с даты вступления решения суда в законную силу) суднаходит разумным, достаточным ивписывающимся в рамки бюджетного процесса, как и трехмесячный срок для утверждения администрацией муниципального образования реестра муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде.

Между тем, суд полагает необходимым разъяснить, что при наличии исключительных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный законом срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения, неся при этом бремя доказывания указанных обстоятельств.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по утверждению реестра муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, а также в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде.

Обязать администрацию муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение»утвердить реестр муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» осуществить переход на предоставление муниципальных услуг согласно утверждённому реестру и плану-графику в электронном виде в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                            М.В. Захарова

Решение в окончательной форме принято 12 мая 2022 года.

2а-189/2022 ~ М-150/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Беломорского района
Ответчики
Администрация МО "Сосновецкое сельское поселение"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Захарова Мария Викторовна
Дело на сайте суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация административного искового заявления
20.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее