Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-411/2023 ~ М-292/2023 от 29.05.2023

Дело № 2а-411/2023

поступило в суд 29.05.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2023 г.      г. Чулым

Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи     Решетниковой М.В.

при секретаре     Скультецкой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чулымского района Новосибирской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившегося в непринятии мер по организации сноса потенциально-опасных объектов, возложении обязанности организовать мероприятия по сносу потенциально- опасных объектов : зданий клуба, котельных,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чулымского района Новосибирской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации к Чулыма Чулымского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по организации сноса потенциально-опасных объектов, возложении обязанности организовать мероприятия по сносу потенциально- опасных объектов : зданий клуба, котельных, указав, что прокуратурой Чулымского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения администрацией г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности бесхозяйных и заброшенных зданий, строений, сооружений, а также о защите прав несовершеннолетних.

В силу ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет охраны здоровья детей является одним из основных принципов охраны здоровья граждан.

Согласно Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу п. 3, п. 7.1 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Из п. 7.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В ходе проверки установлено, что на территории г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области расположено три потенциально-опасных объекта:

заброшенное здание клуба по адресу: ул. Островского, 14 г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Строительная, 1а г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Аптечная, 74а г. Чулым Новосибирская область.

    Собственником зданий является муниципальное образование г. Чулым Чулымский район Новосибирская область.

    Исходя из вышеприведенных требований Закона, на собственнике зданий лежит обязанность обеспечить условия их безопасности и безвредности для человека, способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа - администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области.

    Нежилые здания имеют разрушения, длительное время не используется по назначению, однако, несмотря на потенциальную опасность с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности, свободный доступ в них не ограничен, в том числе и детей.

    Здание клуба на ул. Островского, 14 г. Чулыма находится в непосредственной близости к многоквартирным жилым домам, как и здание котельной по ул. Аптечная, 74а г. Чулыма, рядом с которым также расположено детское дошкольное учреждение (МКДОУ детский сад «Улыбка»).

    До настоящего времени должностными лицами администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области не приняты действенные меры, направленные на снос зданий: не определены сроки сноса, источник финансирования данных мероприятий, не проведены конкурентные процедуры, не определен подрядчик для выполнения работ.

    Прокуратурой района 08.07.2021 вносилось представление главе г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области об устранении нарушений законодательства. Как следует из ответа на представление от 14.07.2021, для организации мероприятий по сносу указанных зданий с рекультивацией земельных участков планировалось предусмотреть финансирование на 2022 год. Вместе с тем, в настоящее время нарушения не устранены, мероприятия по сносу зданий не проведены.

    Бездействие администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации сноса потенциально-опасных объектов: зданий клуба и котельных, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасность и антитеррористическую защищенность.

    Заброшенные здания находятся в муниципальной собственности, их состояние не соответствует требованиям антитеррористической защищенности и безопасности, что создаст угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

    В соответствии с требованиями ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать бездействие администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации сноса потенциально-опасных объектов: зданий клуба и котельных, незаконным.

Обязать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области организовать мероприятия по сносу потенциально-опасных объектов:

заброшенное здание клуба по адресу: ул. Островского, 14 г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Строительная, 1а г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Аптечная, 74а г. Чулым Новосибирская область ( л.д. 5-8).

В судебном заседании прокурор Чулымского района Тилимович С.Ю. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, пояснила, что здания котельных, клуба, собственником которых является город Чулым Новосибирской области, длительное время не эксплуатируются, имеют значительные разрушения, являются аварийными, заброшены, захламлены, окна, двери в помещения отсутствуют при этом свободный доступ граждан, в том числе несовершеннолетних в здания не ограничен, в связи с чем, они являются потенциально опасными с точки зрения антитеррористической защищенности. На администрации г. Чулыма Новосибирской области лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данные здания, в том числе несовершеннолетних, которая длительное время не исполняется, в том числе после внесения в 2021 году прокурором района представления. Способ исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности отнесен к компетенции уполномоченного органа – администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области, он определен административным ответчиком как снос указанных зданий, что указано в информации администрации. До внесения в 2021 году прокурором района представления об устранении нарушений законодательства, администрацией города принимались попытки реализации объектов, однако, покупатели отсутствуют, больше никаких мер административным ответчиком не предпринималось.

Просит признать бездействие администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации сноса потенциально-опасных объектов: зданий клуба и котельных, незаконным.

Обязать администрацию города Чулыма Чулымского района Новосибирской области организовать мероприятия по сносу потенциально-опасных объектов:

заброшенное здание клуба по адресу: ул. Островского, 14 г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Строительная, 1а г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Аптечная, 74а г. Чулым Новосибирская область.

Представитель административного ответчика – администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области Горлатых И.С. не согласившись с заявленными прокурором требованиями пояснил, что спорные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности городу Чулыму, действительно являются аварийными, заброшенными, длительное время не эксплуатируются, их капитальный ремонт проводиться не будет. Накануне рассмотрения настоящего иска, администрацией заказана оценка указанных объектов, с целью выставления их на торги в случае целесообразности реализации. В настоящее время заключение об оценке не получено, при отсутствии покупателей, спорные объекты будут снесены. Администрацией не допущено незаконного бездействия, принимались меры для предотвращения входа посторонних граждан в здания, а именно они обносились ленточкой, на зданиях размещались бумажные таблички с предостерегающими надписями. Последние мероприятия проводились осенью 2022 года.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет охраны здоровья детей является одним из основных принципов охраны здоровья граждан.

Согласно п. 4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

При этом на основании п.4 ст. 5.2 названного закона, органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В силу п. 3, п. 7.1 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Из п. 7.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Из анализа данных норм следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязанности субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются : предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Согласно выписке из ЕГРН, здание клуба по адресу : Новосибирская область, г. Чулым, ул. Островского, 14 принадлежит на праве собственности г. Чулым Новосибирской области ( л.д. 12).

Из свидетельств о государственной регистрации права следует, что нежилые здания, расположенные по адресам : Новосибирская область, г. Чулым, ул. Строительная, 1а, ул. Аптечная, 74а являются собственностью города Чулым Новосибирской области ( л.д. 14,16).

В силу п.3 и п. 8 ст. 5 Устава муниципального образования городского поселения города Чулыма Чулымского муниципального района Новосибирской области, к вопросам местного значения города Чулыма относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ( или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения ( л.д. 18-19).

На основании пояснений административного истца и представителя административного ответчика, письменных материалов дела, судом установлено, что спорные объекты недвижимости, являющиеся собственностью города Чулыма Новосибирской области, находятся в аварийном состоянии, имеют значительные разрушения, эксплуатация зданий прекращена, являются брошенными, захламлены. Указанное не оспаривается административным ответчиком. При этом свободный доступ в здания не ограничен, в связи с чем, они являются потенциально опасными с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности, при этом на администрации г. Чулыма Новосибирской области лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данные здания, в том числе несовершеннолетних.

08 июля 2021 года прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних ( л.д. 9-10).

Из информации администрации г. Чулыма от 14 июля 2021 года следует, что вопрос о сносе зданий, расположенных по адресам : г. Чулым, ул. Строительная, 1а ( здание котельной), ул. Островского 14 ( здание клуба), ул. Аптечная. 74а ( здание котельной) в настоящее время не рассматривается, поскольку данные объекты недвижимости размещены на официальном сайте администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области. В отношении указанных объектов планировались меры по передаче земельного участка в аренду или продажи. По состоянию на 14 июля 2021 года, с целью предотвращения травматизма несовершеннолетних и во исполнение представления прокурора, администрацией города Чулыма запланирован снос указанных зданий с рекультивацией земельных участков. Для организации мероприятий по сносу зданий необходим проект на снос, стоимость на три объекта в среднем составляет 30 000 рублей. В бюджете г. Чулыма на 2021 год отсутствуют указанные средства. Главой принято решение учесть данную сумму при планировании бюджета города на 2022 год с последующей плановой реализацией мероприятий по сносу. В целях реализации приоритетных направлений государственной политики предусмотрен комплекс мер по профилактики чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними, а именно: размещение памятки профилактики чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними в заброшенных местах на официальном сайте администрации г. Чулыма, размещение информации о данных объектах недвижимости на официальном сайте администрации г. Чулыма для сдачи их в аренду или продажу в собственность. Данные здания огорожены сигнальной лентой с указанием информационных табличек об опасности нахождения внутри и (или) вблизи зданий по причине их обрушения ( л.д. 10).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что меры антитеррористической защищенности, предупреждающие причинение вреда населению, меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в спорные здания, не принимались администрацией г.Чулыма на протяжении длительного времени, в том числе и после внесения в 2021 году прокурором района представления об устранении нарушений законодательства, обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данные здания, в том числе несовершеннолетних, организовать снос заброшенных, аварийных объектов, о чем было принято решение администрацией в 2021 году, не исполнялась и исполнена.

Бездействие администрации г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области выразившееся в неисполнении обязанности принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и препятствующие несанкционированному доступу посторонних, несовершеннолетних лиц, в данные здания, в том числе способом, определенным административным ответчиком - организовать снос потенциально-опасных объектов, не соответствует требованиям антитеррористической защищенности и безопасности, создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц, является незаконным.

Доводы представителя административного ответчика о том, что после поступления административного искового заявления администрацией города заказана оценка объектов, с целью, при наличии целесообразности, выставления предложения о их продаже, не могут повлиять на выводы суда о бездействии администрации, поскольку аналогичные мероприятия проводились в 2021 году, что следует из информации администрации г. Чулыма ( л.д. 10), покупатели отсутствовали, на 14 июля 2021 года принято решение о сносе зданий, однако на протяжении 2 лет никаких мер по организации сноса, принято не было, при планировании бюджета города на 2022 и 2023 годы расходы для проведения мероприятий по сносу потенциально опасных объектов, учтены не были. Доказательства, подтверждающие доводы административного ответчика, суду не представлены.

В обоснование возражений против административного иска прокурора административный ответчик перечисляет выполненные мероприятия, которые, по его мнению, свидетельствуют о достаточности принятых мер, направленных на исполнение законодательства о безопасности и противодействия терроризму, такие как ограждение объектов сигнальной ленточкой, вывешивание бумажных объявлений об опасности.

Между тем, такой довод суд находит необоснованным, поскольку принятые администрацией отдельные меры не обеспечивают в полном объеме исполнения требований действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности и не освобождают административного ответчика от выполнения комплекса предусмотренных законом мероприятий в целях защиты прав и интересов граждан, доступ в спорные здания по-прежнему является свободным, закрытие оконных и дверных проемов не производилось, меры к сносу опасных объектов, о чем принято решение администрацией еще в 2021 году, не принимались, снос не организован до настоящего времени, т.е. имеет место противоправное бездействие. На день рассмотрения дела работы по закрытию доступа в спорные здания не проведены.

При таких обстоятельствах требование административного искового заявления о возложении на административного ответчика обязанности организовать мероприятия по сносу потенциально-опасных объектов, является правомерным, обоснованным, подлежит удовлетворению. Возможность доступа в указанные здания создает условия для совершения противоправных действий, в том числе и в отношении несовершеннолетних, делает их опасными и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу граждан в случае их разрушения или использования не по назначению, а также может привести к иным чрезвычайным ситуациям.

Из анализа положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что признавая оспариваемое решение, действия (бездействие) незаконными суд вправе обязать орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.

Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

Как следует из пояснений административного ответчика, эксплуатация нежилых зданий прекращена их собственником, данные объекты эксплуатироваться, ремонтироваться не будут, капитальный ремонт зданий не предусмотрен, является нецелесообразным, здания являются аварийными, разрушаются. Таким образом, спорные объекты подлежат сносу, что следует и из информации администрации города Чулыма ( л.д. 10) о запланированном сносе указанных зданий, такое решение остается актуальным и на день вынесения решения. Целью предъявления административного иска является не выполнение разовых мероприятий, а соблюдение требований антитеррористической защищенности и безопасности, которое может быть достигнуто, при изложенных обстоятельствах, только путем сноса потенциально-опасных объектов. При этом в период организации сноса потенциально опасных объектов административный ответчик не освобождается от принятия мер, предупреждающих причинение вреда населению и препятствующих несанкционированному доступу посторонних в здания клуба и котельных

Приведенные письменные доказательства сомнений в достоверности у суда не вызывают, они согласуются между собой, представленными доказательствами по делу не опровергаются, административным ответчиком не оспорены.

Доказательств, дающих основание для принятия иного решения по делу, сторонами не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации города Чулыма Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по организации сноса потенциально-опасных объектов : зданий клуба и котельных.

    Обязать администрацию г. Чулыма Чулымского района Новосибирской области принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и препятствующие несанкционированному доступу посторонних в здания клуба и котельных до их сноса, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу организовать мероприятия по сносу потенциально-опасных объектов :

заброшенное здание клуба по адресу: ул. Островского, 14 г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Строительная, 1а г. Чулым Новосибирская область;

заброшенное здание котельной по адресу: ул. Аптечная, 74а г. Чулым Новосибирская область.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись         М.В.Решетникова

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2023 г.

Председательствующий: подпись М.В.Решетникова

    Подлинный документ находится в гражданском деле № 2а-411/2023 Чулымского районного суда Новосибирской области

    УИД 54RS0042-01-2023-000424-19

2а-411/2023 ~ М-292/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чулымского района
Ответчики
администрация г.Чулыма НСО
Суд
Чулымский районный суд Новосибирской области
Судья
Решетникова Майя Викторовна
Дело на сайте суда
chulymsky--nsk.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация административного искового заявления
29.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее