Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замятиной Е.Г., помощником судьи Степановой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Анекшевой Татьяны Петровны к администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, возложении обязанности образовать земельный участок,
установил:
Анекшева Татьяна Петровна обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, <адрес>, и возложении обязанности образовать земельный участок под указанным многоквартирным жилым домом.
Требования мотивированы тем, что административный истец, являющаяся собственником квартиры №, расположенной в <адрес> Чувашской Республики, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Москакасинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом. По результатам обращения Анекшевой Т.П. администрацией Москакасинского сельского поселения дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в формировании земельного участка, рекомендовано обратиться в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики. Истец считает отказ не соответствующим закону и нарушающим её право собственника жилого помещения, расположенного в данном многоквартирном доме, и право общей долевой собственности на земельный участок. Обращение в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, считает основанием для формирования органом публичной власти земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта, в разумный срок.
Административный истец Анекшева Т.П., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте, в судебное заседание не явилась, свои права реализовала через представителя.
Представитель административного истца адвокат Галкин С.В. в судебном заседании 2 и 11 июня 2021 года исковые требования поддержал, пояснил, что отсутствие сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом № по <адрес> препятствует постановке многоквартирного жилого дома на кадастровый учёт, и постановке на кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на квартиры, расположенные в указанном жилом доме. При этом право собственности на квартиру признано за истцом решением суда. Целью обращения в суд Анекшевой Т.П. с настоящим административным исковым требованием является сформирование и постановка земельного участка на кадастровый учёт и последующая регистрация права собственности истца на принадлежащую ей квартиру. На судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, просил рассмотреть дело без его участия, иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4, глава администрации, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, в отзыве на исковые требования просил рассмотреть дело в их отсутствие, в иске отказать.
Заинтересованные лица Ложнова О.Г., Волков Н.В., Волкова В.Н., Волков А.Н., представители администрации Моргаушского района Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенные о времени и месте, в судебное заседание не явились, в отзыве на иск Ложнова О.Г. просила удовлетворить требования Анекшевой Т.П., иные заинтересованные лица на запрос суда письменный отзыв на административные исковые требования не представили.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, процесс формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета является завершающей стадией перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом.
Из указанной статьи следует вывод о том, что в случае обращения собственника помещения в многоквартирном доме в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом, формирование и проведение кадастрового учета земельных участков осуществляются в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Частью 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7", говоря о том, что формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений; органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, рассматривается как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что предполагает необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за Анекшевой Татьяной Петровной признано право собственности на квартиру, расположенную в <адрес> Чувашской Республики.
Заинтересованное лицо Ложнова О.Г. является собственником квартиры №, ФИО11, ФИО12, ФИО13 – владельцами квартиры №, расположенных в данном <адрес>.
Права собственности на указанные квартиры в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
Анекшева Т.П. обращалась в уполномоченный орган, администрацию Москакасинского сельского поселения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о формировании (образовании) земельного участка, необходимого для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома, в котором она проживает (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ). В заявлении указано о готовности представить органу местного самоуправления имеющиеся документы, касающиеся образования земельного участка, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрацией Москакасинского сельского поселения дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что межевой план, необходимый для постановки образуемого земельного участка на государственный кадастровый учет, может быть подготовлен на основании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. Со ссылкой на ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» рекомендовано Анекшевой Т.П. обратиться со схемой расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории в администрацию Моргаушского района.
Таким образом, в настоящее время земельный участок под домом № по <адрес> Чувашской Республики фактически не сформирован и не состоит на кадастровом учете.
О произведенных действиях либо намерении производить действия по заявлению Анекшевой Т.П. об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для проведения государственного кадастрового учета административный ответчик не заявил, такие действия не производятся, иные доказательства не представлены.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Следовательно, административный истец Анекшева Т.П. фактически лишена права сформировать испрашиваемый земельный участок в предполагаемый федеральным законодателем разумный срок.
При изложенных обстоятельствах оспариваемый административный акт администрации Москакасинского сельского поселения не может быть признан законным.
В целях восстановления и защиты нарушенных прав административного истца, учитывая публичные интересы, следует признать незаконным отказа администрации Москакасинского сельского поселения, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, возложении на администрацию Москакасинского сельского поселения обязанность произвести формирование земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.