дело № 2а-1393/2022
УИД 18RS0011-01-2022-002121-74
Решение
именем Российской Федерации
29 июня 2022 года г.Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.
при секретаре Леонтьевой Н.М.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской республики» Матушкиной О.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом №
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евсеева М.В. к призывной комиссии МО «Город Глазов», военному комиссариата г.Глазова и Глазовского, Балезинского, Ярского районов Удмуртской Республики, ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании незаконным решения призывной комиссии, незаконным действие по вручению повестки на отправку в войска,
установил:
Евсеева М.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии МО «Город Глазов», военному комиссариата г.Глазова и Глазовского, Балезинского, Ярского районов Удмуртской Республики, о признании незаконным решения призывной комиссии, незаконным действие по вручению повестки на отправку в войска.
Требования мотивированы тем, что Евсеев М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Глазова и Глазовского, Балезинского, Ярского районов Удмуртской Республики и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу. Призывная комиссия г.Глазова вынесла решение о призыве Евсеева М.В. на военную службу, выдана повестка о явке ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту прохождения военной службы. С данным решением призывной комиссии не согласен. В весенний призыв 2022 года при прохождении медицинского освидетельствования, истец неоднократно заявлял жалобы на состояние здоровья, а именно врачу хирургу – на сильные боли в области плеча после поднятия тяжелых предметов. Наставал на направление его на дополнительное обследование по поводу данных жалоб, в чем ему было отказано. По итогам прохождения медицинского освидетельствования, направлений на дополнительное обследование не получил, истцу была присвоена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. На заседании Призывной комисии было принято решение о призыве истца на военную службу и вручена повестка на ДД.ММ.ГГГГ на отправку в войска. Оспариваемым решением истец усмотрел нарушение его прав на установление ему категории годности к военной службе, которое было вынесено без дополнительного диагностического исследования в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза.
В судебное заседание административный истец Евсеев М.В. не явился, будучи извещённым о месте и времени рассмотрения дела, путем направления судебной корреспонденции по адресу, указанному в иске. Об уважительности своей неявки не сообщил, об отложении дела не просил.
Определением суда привлечен административным ответчиком ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики».
В судебном заседании представитель административного ответчика военный комиссариат г.Глазова и Глазовского, Балезинского, Ярского районов Удмуртской Республики, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Удмуртской Республики» Матушкина О.В. исковые требования не признала. Представила суду письменные возражения на заявленные административные требования, в котором указала следующее. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ Евсеев М.В. был принят на воинский учет в отдел военного комиссариата (по городу Глазов, Глазовскому, Балезинскому и Ярскому районам УР) и ему было выдано удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу. При постановке на воинский учет была выставлена категория годности «Б- 3».
В 2015 году Евсееву М.В. после прохождения медицинского освидетельствования и призывной комиссии предоставлена отсрочка от призыва на военную службу п.п. «А» п. «2» ст. «24» Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Евсеев М.В. прошел медицинское освидетельствование. После прохождения всех мероприятий в отношении него призывной комиссией МО «Город Глазов» принято решение о призыве на военную службу - категория годности «Б-3» и вручена повестка на ДД.ММ.ГГГГ для явки в военный комиссариат (города Глазов, Глазовского, Балезинского и Ярского районов Удмуртской Республики) для отправки к месту прохождения военной службы.
В период прохождения призывных мероприятий с момента постановки на воинский учет Евсеев М.В. жалобы не предъявлял. На диспансерном учете Евсеев М.В. не состоит.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, определение причинной связи увечий, заболеваний, определение категории годности граждан к военной службе.
Когда у врача-специалиста возникают сомнения относительно состояния здоровья призывника, которое подлежит уточнению для вынесения окончательного заключения по вопросам пригодности к военной службе, в том числе о состоянии здоровья критериям установленной категории годности к военной служб, врач- специалист в самостоятельном порядке на основании своего профессионального опыта и полученных теоретических знаний определяет условия прохождения и характер дополнительного медицинского обследования.
Направление призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза является правом, а не обязанностью медицинской комиссии. Реализация этого права не связана с желанием призывника, а находится в прямой зависимости от наличия у врачей сомнений в правильности поставленного призывнику диагноза. По этому доводы Евсеева М.В. о не направлении его на дополнительное обследование не может служить основанием к отмене оспариваемому решения.
Все необходимые условия при освидетельствовании Евсеева М.В. были соблюдены, нарушений процедуры по оценке состояния здоровья и установления категории годности к военной службе Евсеева М.В. подтверждено объективными данными и медицинскими обследованиями. Вышеизложенного указывает на законность и обоснованность решение призывной комиссии МО «Город Глазов» № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание административный ответчик Призывная комиссия Муниципального образования «Город Глазов» своего представителя не направил, в материалах дела имеются сведения о надлежащем их извещении о дате и месте судебного заседания.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося участников судебного разбирательства.
Выслушав представителя административного ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.
На основании ч.3 ст.59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ), предусматривающий, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ч.1 ст.1), а основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (ч.2 ст.22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения данной нормы, определяет, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (ч.1 ст.26); устанавливает категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Так, в силу статей 23 и 24 Федерального закона № 53-ФЗ от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Таким образом, Федеральный закон №53-ФЗ определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путём прохождения военной службы по призыву.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона №53-ФЗ на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Полномочия призывной комиссии регламентированы ч.2 ст.29 Федерального закона № 53-ФЗ, к которым в том числе относятся: организация медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Согласно п.4 ст.26 Федерального закона №53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663 (далее – Положение 663), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учётом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (п.17 Положения 663).
Согласно п.18 Положения 663, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Таким образом, решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к прохождению военной службы.
Установлено, что Евсеев М.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учёте в отделе Военного комиссариата УР по г.Глазову, Глазовскому, Балезинскому и Ярскому районам. При постановке на воинский учёт Евсееву М.В. выставлена категория годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно выписки из протокола призывной комиссии МО «Город Глазов» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Евсеева М.В. принято решение о призыве на военную службу категория годности «Б-3» на основании ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», вручена повестка на ДД.ММ.ГГГГ для явки в военный комиссариат для оправки к месту прохождения военной службы.
С указанным решением призывной комиссии Евсеев М.В. не согласен, считает его незаконным, нарушающим права истца. Данное решение призывной комиссии является предметом настоящего обжалования.
Сроки обращения в суда с настоящим административным исковым заявлением, предусмотренные ст. 219 КАС РФ административным истцом соблюдены.
Указом Главы Удмуртской Республики «Об обеспечении выполнения на территории Удмуртской Республики мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации в апреле –июле 2022 года» №56 от 31.03.2022 утверждён основной и резервный состав призывной комиссии муниципального образования «Город Глазов».
Согласно абз.2 п.16 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 (далее - Положение №565), персональный состав врачей-специалистов, включаемых в комиссию по постановке граждан на воинский учет, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Указанным решением также назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
Из учётной карты призывника Евсеева М.В. в разделе заключения врачей-специалистов имеются сведения о прохождении Евсеевым М.В. медицинских освидетельствований, при этом врачом-хирургом ДД.ММ.ГГГГ категория годности к военной службе указана - А - годен к военной службе. Итоговым заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, выставлена категория годности к военной службе - Б-3.
Допрошенный в качестве свидетеля врач хирург ФИО1 суду показала, что входит в состав военно-врачебной комиссии. При прохождении медицинского освидетельствования Евсеев М.В. жаловался на боли в плече. При визуальном обследовании патологии у призывника выявлено не было. В связи с чем объективных данных для направления Евсеева М.В. на дополнительное обследование не имелось. При этом Евсеевым М.В. не были представлены амбулаторная карта и документы по проеденному им дополнительному медицинскому обследованию. После хирурга призывников осматривает невропатолог и терапевт, которые моли направить его на дополнительеное обследование при наличии на то показаний. Кроме того, председатель призывной комиссии мог выдать направление на дополнительное обследование. В период прохождения Евсеевым М.В. медицинского осмотра, врачами не было установлено необходимости направления его на дополнительное обследование.
В медицинской карте пациента Евсеева М.В., получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях в БУЗ «Глазовскоя городская больница МЗ УР» на листе установленных диагнозов у Евсеева М.В. указаны следующие заболевания: ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> В октябре 2019 года Евсеевым М.В. были сданы анализы, мочи, крови, пройдена электрокардиография. На диспансерном учете не состоит.
Одной из целей призывной комиссии является проверка диагноза установленного призывнику, устанавливать наличие у призывника заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, назначать контрольное медицинское освидетельствование. Во исполнение данной задачи Евсеев М.В. был осмотрен всеми врачами - специалистами при проведении медицинского освидетельствования. Наличие медицинских показаний для направления Евсеева М.В. на дополнительное обследование суд не установлено, равно как и сомнений в правильности поставленного диагноза врачом-хирургом.
Суд находит, что административные ответчики действовали в соответствии со своими полномочиями, осуществили действия, направленные на реализацию медицинского освидетельствования лица для определения категории его годности к военной службе.
Исходя из изложенного, и принимая во внимание, что порядок принятия оспариваемого решения призывной комиссией соблюдён, суд не находит правовых оснований для признания незаконным решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, отраженного в протоколе № по признанию Евсеева М.В. годным к прохождению военной службы, призыву на военную службу - категория годности «Б-3».
Разрешая спор, оценив собранные по делу доказательства в совокупности с учётом положений действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемое решение соответствуют закону, прав административного истца не нарушает, при этом исходит из того, что при проведении медицинского освидетельствования вопрос о возможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья либо необходимости его направления на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию решается членами врачебной комиссии в каждом случае индивидуально.
Поскольку суд не усмотрел оснований для признания незаконным решения призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, то вытекающее из него требование о признании незаконным вручения повестки на ДД.ММ.ГГГГ на отправку в войска удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Евсеева М.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Евсеева М.В. к призывной комиссии МО «Город Глазов», военному комиссариата г.Глазова и Глазовского, Балезинского, Ярского районов Удмуртской Республики, ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании незаконным решения призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным действие по вручению повестки на отправку в войска, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья З.М.Бекмансурова