№а-3866/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного ответчика ТИК Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону, прокуратуре Ленинского района г. Ростова-на-Дону об оспаривании бездействия Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее – административный истец) обратился в суд с настоящим административным иском. В обоснование исковых требований указал, что на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Законодательного <адрес> седьмого созыва, голосование на которых будет проводиться ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (далее - Административный истец, кандидат), выдвинутый <адрес> отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного <адрес> седьмого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №.
На территории избирательного участка № должна быть обеспечена видеофиксация с целью обеспечения сохранности сейфов, в которые перемещаются сейф-пакеты, обеспечивающая возможность записи, хранения и воспроизведение записываемой информации.
Однако на территории УИК № в период с <данные изъяты> были отключены средства видеофиксации, по каким причинам было принято данное решение, председатель избирательного участка не пояснил.
В соответствии с «Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд», утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Избирательной комиссией <адрес> Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден «Порядок применения средств видеофиксации при проведении выборов в органы государственной власти <адрес>, областного референдума».
При этом, в помещении для голосования на избирательном участке № имеется сейф в который помещаются сейф-пакеты с избирательными бюллетенями по окончании первых двух дней голосования и в котором должно быть обеспечена круглосуточная видеофиксация.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № видеонаблюдение осуществляется с использованием средств видеонаблюдения и трансляции изображения (далее - средства видеонаблюдения), которые устанавливаются в помещениях для голосования, помещениях ТИК и представляют собой устройства, предназначенные для видеонаблюдения, записи и трансляции изображения.
Средство видеонаблюдения с момента включения обеспечивает непрерывную звуко- и видеозапись в течение времени, установленного Порядком, в том числе в ночное время.
Согласно Инструкции утвержденной Избирательной комиссией <адрес> Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, средства видеофиксаиии представляют собой устройства стаиионарного или передвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации, и предоставляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в рамках установленной законом обязанности по оказанию избирательным комиссиям содействия в реализации их полномочий.
Кроме того, согласно нормам вышеуказанной Инструкции ИК РО в зоне видимости средств видеофиксации должны находиться:
- места, где производится перемещение избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты;
- сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями;
- комплексы обработки избирательных бюллетеней (в случае их использования) в период хранения в них бюллетеней в ночное время;
- стационарные ящики для голосования, в случае если они используются для хранения бюллетеней.
Сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями, должен находиться в зоне видимости средств видеофиксации круглосуточно с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней. В случае, если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеофиксацию в отсутствии освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
Несмотря на это, Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ростова-на-Дону допущено бездействие, выразившееся в ненадлежащей организации и приведении к готовности помещения для голосования избирательного участка № Ленинского района города Ростова-на-Дону к выборам депутатов Законодательного <адрес> седьмого созыва, что повлекло за собой нарушение прав избирателей и кандидатов.
Такое бездействие Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону нарушает нормы избирательного законодательства о гласности в деятельности комиссий, а также нарушает пассивное избирательное право административного истца, как кандидата, ввиду того что нарушают его право на проведение гласных, равных и открытых выборов, на которых он является зарегистрированным кандидатом.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону, выразившееся в ненадлежащей организации проведения голосования в помещении для голосования избирательного участка № Ленинского района города Ростова-на-Дону, и обязать Территориальную избирательную комиссию Ленинского района г. Ростова-на-Дону устранить допущенные нарушения.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом по электронной почте и телефону, указанным в квитанции об отправке административного искового заявления и в протоколе подписи электронной подписи административного истца под административным исковым заявлением.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в целях своевременного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав суды вправе извещать лиц, участвующих в деле, с их согласия о дате, времени и месте рассмотрения дела путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг при условии, что участник судебного процесса не ходатайствовал о направлении ему таких извещений на бумажном носителе, либо посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (части 1, 1.1 статьи 96 КАС РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные о его рассмотрении по изложенным выше правилам, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9 статьи 96 КАС РФ).
Представитель административного ответчика председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка № в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Дело в отсутствие неявившихся административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии избирательного участка № рассмотрено в порядке ст.ст. 150, 243 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону по доверенности ФИО4 просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях. Полагала, что доводы административного иска являются надуманными, поскольку видеозапись велась на протяжении всех трех дней выборов, какие-либо жалобы или замечания по поводу отсутствия видеофиксации, нарушения целостности сейф-пакетов не поступали. Права заявителя, как кандидата, не нарушены, результаты выборов на избирательном участке административным истцом не оспариваются. Полагала, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты права
Старший помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО5 в судебном заседании полагала административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
По ходатайству представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону по доверенности ФИО4 в судебном заседании обозрен видеофайл №12.мкв с видеозаписью на средстве видеофиксации - ноутбуке <данные изъяты>, модель: MS2309, приме нявшемся для видеофиксации помещения и хранения сейф-пакетов с избирательными бюллетенями в сейф после завершения голосования на избирательном участке № в период с 21 час. ДД.ММ.ГГГГ по 08 час. ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, обозрев представленную видеозапись, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно положениям поименованного закона выборы в Российской Федерации организуют и проводят действующие открыто и гласно избирательные комиссии (пункты 5 и 7 статьи 3).
Статус избирательных комиссий закреплен в статье 20 Федерального закона № 67-ФЗ, на них возложена обязанность обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации (пункт 3), в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы (пункт 4).
В соответствии с пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ окружная избирательная комиссия:
а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе;
в) осуществляет регистрацию кандидатов;
г) утверждает текст бюллетеня в избирательном округе;
д) осуществляет на территории избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;
е) определяет результаты выборов по избирательному округу;
ж) публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по избирательному округу;
з) оказывает правовую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
к) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
Пунктом 9 статьи 26 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
з.1) рассматривает (с учетом положения пункта 7 статьи 75 настоящего Федерального закона) жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, или их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ № при проведении голосования в помещении средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются в порядке, установленном соответствующей избирательной комиссией, организующей выборы, с учетом требований пунктов 3.7 и 3.8. Положения.
Пункт 3.7 Положения устанавливает, что перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения.
В случае если средства видеонаблюдения не применяются, необходимо использовать средства видеофиксации (устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации).
При этом порядок применения средств видеофиксации устанавливается избирательной комиссией, организующей выборы, с учетом рекомендаций ЦПУ России от ДД.ММ.ГГГГ №, а также пункта 3.8 Положения.
Согласно пункту 3.8. Положения места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением (видеофиксацией).
Если не применяются средства видеонаблюдения либо места хранения сейф-пакетов находятся вне зоны видеонаблюдения, необходимо использовать (в том числе в нерабочее и ночное время) средства видеофиксации, обладающие необходимым размером памяти (емкостью) и возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки).
В случае если указанные устройства не обладают возможностью осуществлять видеонаблюдение (видеофиксацию) в отсутствие освещения (в режиме ночной съемки), то в зоне видеонаблюдения (видеофиксации) мест хранения сейф-пакетов должно быть организовано освещение.
Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок применения средств видеофиксации при проведении выборов в органы государственной власти <адрес>, областного референдума (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка средства видеофиксации применяются при перемещении избирательных бюллетеней из ящиков для голосования в сейф-пакеты и при хранении бюллетеней в сейф-пакетах (стационарные ящики для голосования).
Пунктом 4 Порядка установлено, что в зоне видимости средств видеофиксации должны находиться места, где производится перемещение избирательных бюллетеней
из ящиков для голосования в сейф-пакеты; сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями; комплексы обработки избирательных бюллетеней (в случае их использования) в период хранения в них бюллетеней в ночное время; стационарные ящики для голосования, в случае если они используются для хранения бюллетеней.
В силу пункта 5 Порядка сейф (металлический шкаф, металлический ящик), где хранятся сейф-пакеты с избирательными бюллетенями, должен находиться в зоне видимости средств видеофиксации круглосуточно с момента помещения туда сейф-пакетов до извлечения сейф-пакетов для вскрытия и подсчета избирательных бюллетеней.
При этом пунктом 7 Порядка предусмотрено, что контроль за выполнением пунктов 4 и 5 настоящего Порядка осуществляет председатель участковой избирательной комиссии.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства по делу.
На ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Законодательного <адрес> седьмого созыва, голосование на которых будет проводиться 8, 9 и 10 сентября.
Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Ростова-на-Дону были возложены полномочия Окружной избирательной комиссии Ленинского одномандатного избирательного округа №.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1, выдвинутый <адрес> отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного <адрес> седьмого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №.
В соответствии с указанным выше избирательным законодательством на территории избирательного участка № должна быть обеспечена видеофиксация с целью обеспечения сохранности сейфов, в которые перемещаются сейф-пакеты, обеспечивающая возможность записи, хранения и воспроизведение записываемой информации.
Согласно доводам административного иска, на территории УИК № в ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> были отключены средства видеофиксации хранения в сейфе помещенных сейф-пакетов с бюллетенями для голосования, что нарушает права и законные интересы административного истца, как зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного <адрес>.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако приведенное положение процессуального закона не освобождает административного истца от обязанности доказать факт допущенного нарушения органом власти (должностным лицом) и нарушение этим его прав и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в силу следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) административного ответчика незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: его несоответствие закону и нарушение им прав и свобод заявителя. При этом целью рассмотрения дела при удовлетворении требований является возложение судом на заинтересованное лицо обязанностей по совершению действий, ведущих к восстановлению нарушенных прав заявителя.
При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных исковых требований, по настоящему делу не установлено.
Истцовой стороной не представлены в материалы дела относимые и допустимые доказательства нарушения его прав и законных интересов, связанные с оспариваемыми им действиями (бездействием) административного ответчика.
Административное исковое заявление не содержит каких-либо конкретных доводов о неисполнении (ненадлежащем исполнении) административным ответчиком Территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ростова-на-Дону своих полномочий, связанных с организацией видеофиксации на территории УИК № в период с <данные изъяты>00, обеспечивающей сохранность сейфа с помещенными в него сейф-пакетами с бюллетенями для голосования.
Вопреки доводам административного иска административным ответчиком представлены доказательства того, что видеофиксация на избирательном участке № в период проведения голосования по выборам депутатов Законодательного <адрес> седьмого созыва ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была организована и осуществлялась в соответствии с требованиями вышеуказанного избирательного законодательства. При этом сам факт наличия на избирательном участке средств видеофиксации административным истцом не оспаривается. Какие-либо обращения о выходе из строя оборудования для видеофиксации на избирательном участке № в ТИК не поступали. Работоспособность оборудования проверена в ходе судебного заседания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии (например, положениями, регламентами, инструкциями).
В ходе судебного разбирательства какое-либо противоправное бездействие ТИК Ленинского района г. Ростова-на-Дону по организации видеофиксации на территории избирательного участка № не установлено, доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют.
В силу ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суд решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающего их права, свободы и законные интересы.
Суд полагает, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего административного дела наличие либо отсутствие видеозаписи (видеофиксации) мест хранения сейф-пакетов само по себе не может рассматриваться как доказательство нарушения прав зарегистрированных кандидатов и/или избирателей, поскольку не является безусловным основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными.
Такие основания установлены п. 4.4. Постановления ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд» (вместе с «Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд»), в соответствии с которым вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности (отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому), указанная в пункте 3.10 Положения, а также установление факта идентичности номера на сейф-пакете номеру, указанному в соответствующем акте.
В случае наличия повреждений (следов несанкционированного доступа к содержимому) или иных нарушений целостности (идентичности) сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, указанные факты подлежат незамедлительному рассмотрению участковой избирательной комиссией с составлением соответствующего акта и информированием вышестоящей избирательной комиссии.
Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными может являться:
отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты;
факт вскрытия сейф-пакета до начала проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта;
расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте;
наличие на сейф-пакете различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому, или иных нарушений его целостности (идентичности).
Решение о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными принимается участковой избирательной комиссией при наличии указанных оснований при условии, что они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Таких фактов в ходе подсчета голосов избирателей выявлено не было, что подтверждается представленными административным ответчиком в материалы дела актами о вскрытии сейф-пакетов от ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке №, зафиксировавших, что целостность сейф-пакетов перед вскрытием не нарушена.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░