Административное дело №
УИД: 05RS0№-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «22» августа 2023 года
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Исаева И.М.,
при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее по тексту МРИ ФНС РФ № по РД) к Меджидовой Анисат Караевне о взыскании задолженности по налогам,
установил:
МРИ ФНС РФ № по РД в лице начальника инспекции Каидова З.Г. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала следующее.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ, а так же ст. 57 Конституции РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течении 10 дней со дня соответствующей регистрации, а так же ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии со ст. 387, ст. 399 НК РФ, Законом РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового Кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" и ст. 356 НК РФ, Законом Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ "О транспортном налоге" лица, на которых зарегистрировано имущество (недвижимое имущество и земельных участков) и транспортные средства признаются плательщиками налогов.
Согласно статьям 363, 397, 409 НК РФ налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно представленным в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> регистрирующими органами сведениям Меджидова А.К., ИНН 054802314917 является владельцем имущества, земли и транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения: земельный участок, с кадастровым номером 05:49:000069:239, по адресу: Дагестан Респ., <адрес>, площадью 450 кв.м., дата регистрации права 28.01.2016г.; земельный участок, с кадастровым номером 05:40:000039:1833, по адресу: РД, <адрес>, дата регистрации права 24.04.2009г., торговый комплекс, с кадастровым номером 05:40:000039:5946, по адресу: РД, <адрес>, площадью 609,7 кв.м., дата регистрации права 27.10.2015г.; база отдыха, с кадастровым номером 05:08:000065:458, по адресу: РД, <адрес>, севернее <адрес>, площадью 113,5 кв.м., дата регистрации права 15.06.2023г. Расчет налога прилагается.
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю или физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
На основании п.2 ст. 11.2 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме документы, используемые налоговыми органами при легализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Меджидовой А.К. налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
Налоговым органом в отношении Меджидовой А.К. выставлены требование(я) от 16.06.2021г. №, от 27.06.2020г. №, от 17.12.2020г. №, от 19.11.2020г. № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банках, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1 ст. 48 НК РФ).
Межрайонной ИФНС России № по <адрес> направлено в мировой суд судебный участок № <адрес> заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Меджидовой А.К. задолженности по имущественным налогам за 2018-2020 годы, всего на сумму 309610,90 руб. Определением об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ дело №а-391/2022 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, отменен судьей, т.к. в установленный ч.3 ст.123.5 КАС РФ срок от должника поступило возражение относительно его исполнения.
Таким образом, отмена судебного приказа мирового суда судебного участка № <адрес> безосновательно нарушает право государства на полное и своевременное поступление в бюджет сумм по имущественным налогам, возлагает на Инспекцию дополнительное бремя и тем самым нарушает принцип равенства всех перед законом.
Взыскание налогового платежа направлено на создание равных условий налогообложения для налогоплательщиков, которые уплатили установленные законом налоги, сборы, и тех, кто уклоняется, тем самым, нарушая принцип равенства всех перед законом и вытекающего из него правила равного и справедливого налогообложения.
Лица, имеющие право на льготы, установленные законодательством, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Документы, подтверждающие право на получение льготы Административный ответчик не представил(а) и по сегодняшний день налоги не уплатил.
На основании вышеизложенного, просит взыскать с Меджидовой Анисат Караевны, ИНН 054802314917, недоимку за 2018-2020 годы по налогу на имущество, в размере 307606 руб., пеню в размере 1153,52 руб., по земельному налогу в размере 822 руб., пеню в размере 29,38 руб., всего на общую сумму 309610,90 руб.
Административный истец МРИ ФНС РФ № по РД, будучи надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, при подаче иска руководитель МРИ ФНС РФ № по РД Каидов З.Г. просил рассмотреть дело без участия инспекции.
Административный ответчик Меджидова А.К., будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела в суд не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила и не просила об отложении рассмотрением на другой срок.
Ввиду изложенного, суд, признав явку представителя административного истца МРИ ФНС России № по РД и административного ответчика Меджидовой А.К. необязательной, в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Огласив административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность уплаты законно установленных налогов и сборов предусмотрена ст.35 Конституции РФ.
Аналогичное требование содержится в ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.
Пунктом 3 ст.3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Согласно ч. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с п.1 ст.399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).
Налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ (ст. 402 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 настоящего Кодекса (ст. 408 НК РФ).
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.Частью 1 ст. 387 НК РФ закреплено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 НК РФ.
Обязанность платить налоги, закрепленная в вышеуказанной ст.57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подп.1 п.1 ст.23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, налога на имущество налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69 и 70 НК РФ.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст.69 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 57 и ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки; при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 75 НК РФ пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательством. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в указанный налогооблагаемый период времени (2018-2020 годы) административный ответчик Меджидова А.К. являлась собственником вышеуказанного недвижимого имущества: торгового комплекса, базы отдыха и земельных участков.
Недоимка по вменяемому виду налога исчислена налоговым органом верно, исходя из налоговой базы, количества месяцев владения в соответствующих налоговых периодах, а также налоговой ставки.
Размер недоимки административным ответчиком Меджидовой А.К. не оспорен, административным истцом рассчитан верно и судом проверен.
При этом налоговым органом были предприняты последовательные действия по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность по налогам и пени по ним, предшествующие обращению в суд.
Так, административным истцом в адрес административного ответчика Меджидовой А.К. направлены налоговые уведомления, которые в установленный срок налогоплательщиком, оставлены без удовлетворения.
Поскольку недоимка по налогам не была уплачена административным ответчиком Меджидовой А.К., то на данную недоимку подлежат взысканию пени. Расчет пени, приведенный налоговым органом, также является арифметически и методологически верным, и с указанным расчетом суд также соглашается.
Направление налоговых уведомлений и требований подтверждается реестрами заказной корреспонденции.
Как следует из материалов дела, Меджидовой А.К. обязанность по уплате налога на имущество и пени за просрочку уплаты указанного налога ни в указанный в Требованиях срок, ни в последующем по день рассмотрения дела в суде не исполнена. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 61, 62, 289 КАС РФ, административным ответчиком Меджидовой А.К., суду не представлено.
С направлением предусмотренного ст.69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку налогоплательщик не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате недоимки по налогу и пени по нему, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 22.04.2022г., и в последующем, ввиду поступивших возражений административного ответчика относительно его исполнения, определением мирового судьи от 12.05.2023г. отменен.
Согласно ч.4 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Так, установив последовательные действия налогового органа по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность, что каких-либо объективных данных по исполнению возложенной на налогоплательщика обязанности по уплате имущественного налога представлено не было, ровно, как и не представлено объективных данных, свидетельствующих о том, что он не является собственником указанного имущества в названный налогооблагаемый период (2018-2020 годы) и таковые отсутствуют в материалах дела, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с Меджидовой А.К. указанной недоимки.
Административное исковое заявление налоговым органом направлено в районный суд 09.07.2023г. и поступило согласно штампу регистрации входящей корреспонденции суда №.07.2023г., то есть в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, судом установлено, что настоящий административный иск подан в суд и предъявлен административному ответчику Меджидовой А.К. в установленные законом сроки; административным истцом полностью соблюден установленный законом досудебный порядок разрешения спора (взыскания обязательных платежей и санкций).
С учетом изложенного, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого исследованного судом доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и проверив представленный административным истцом МРИ ФНС РФ № по РД расчет задолженности Меджидовой А.К. по имущественному налогу, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований МРИ ФНС РФ № по РД к Меджидовой А.К. в полном объеме.
Согласно п.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК РФ.
В соответствии с п.2 ст.61.1 и п.2 ст.61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
При таких обстоятельствах, взысканию с административного ответчика Меджидовой А.К. в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, также подлежит государственная пошлина в сумме 6296,11 руб., от уплаты которой МРИ ФНС РФ по РД освобождена в соответствии с налоговым законодательством РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░░ № ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░, ░░░ 054802314917, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 8299 №, ░░░░░░░░ 15.07.1999░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ 2018-2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 307606 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1153,52 ░░░., ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 822 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 29,38 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 309610 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 90 (░░░░░░░░░) ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░, ░░░ 054802314917, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 8299 №, ░░░░░░░░ 15.07.1999░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░ 6296 (░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░. 11 (░░░░░░░░░░░) ░░░., ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░); ░░░ - 770801001, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - 7727406020, ░░░░░ – 82715000, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 40№, ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ /░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ 017003983, ░░░ 18№, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – 03№.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ 25.08.2023░.