РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 53RS0022-01-2021-012933-17 |
производство № 2а-1107/2022 |
г. Великий Новгород |
20 мая 2022 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в качестве:
административного истца – Мурочкина В.В.,
представителя административного истца Мурочкина В.В. – Григорьева М.Ю.,
представителя административного ответчика – Администрации Великого Новгорода, заинтересованного лица – комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Великого Новгорода – Яковлевой Н.Е.,
заинтересованного лица – Мурочкиной Т.А.,
прокурора – помощника прокурора города Великого Новгорода Новгородской области Бухаровой М.М.,
секретаря судебного заседания – Савельевой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурочкина В.В. к Администрации Великого Новгорода, исполняющему полномочия Мэра Великого Новгорода Еремину В.А. об оспаривании постановлений,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратился гражданин Мурочкин В.В. с административным исковым заявлением к Администрации Великого Новгорода, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Великого Новгорода об оспаривании постановлений.
В обоснование административного иска указано, что Мурочкин В.В. в <данные изъяты> году приобрел земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального гаража, кадастровый № (далее земельный участок) с домом по адресу: <адрес>. С одной стороны земельный участок граничит с берегом реки Веряжа, с двух других сторон – со смежными земельными участками соседей, а с четвертой стороны находится свободный земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м – единственный выход/выезд/въезд от дома Мурочкина В.В. к дорогам общего пользования (на <адрес>). Этот участок административный истец использует с <данные изъяты> года для прохода к дороге общего пользования, выхода на улицу <адрес>, проезда спецавтотранспорта и для реконструкции своего жилого дома. Этим земельным участком пользовались и прежние собственники более тридцати лет. Местоположением границ этого свободного, смежного с земельным участком Мурочкина В.В. являются границы соседнего земельного участка с кадастровым номером №, существующие на местности более тридцати лет и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения (деревянный забор).
В <данные изъяты> году был разработан Проект планировки территории – проект межевания части квартала <адрес> в соответствии с градостроительным заданием комитета архитектуры и градостроительства Администрации Великого Новгорода. Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории» утвержден проект межевания части квартала <адрес> города, при этом на эту дату никаких минимальных или максимальных норм предоставления земельных участком применительно к данной территориальной зоне (статьи 119, 84, 85 Земельного кодекса Российской Федерации) установлено не было. Проектом межевания предусмотрено переформирование ряда земельных участков в том числе с кадастровыми номерами: № и № с целью улучшения использования территории. Из материалов проекта межевания выяснилось, что границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, об этом указано в выписке из ЕГРН и в томе 2 утвержденного проекта межевания части квартала <адрес> района города.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении Мурочкину В.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» предоставлено Мурочкину В.В. разрешение на условно разрешенный вид использования вновь образуемого земельного участка, расположенного по <адрес>, кадастровый квартал № в территориальной зоне АТ-2 (зона обслуживания населения) – для реконструкции существующих индивидуальных жилых домов.
С целью обеспечить проезд/выезд на свой земельный участок/со своего земельного участка Мурочкин В.В. обратился в Администрацию Великого Новгорода с заявлением об утверждении проекта межевания части <адрес>.
Соответствующий проект межевания прошел публичные слушания (объявление о проведении публичный слушаний было опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания прошли ДД.ММ.ГГГГ, возражений ни от кого не поступило) и он был утвержден, как указано выше, постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №. На основе утвержденного проекта межевания был сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №» присвоен адрес земельному участку, образуемому в результате перераспределения земельных участков и земель муниципального фонда: Российская Федерация, Новгородская область, г.о. <адрес> (площадь <данные изъяты> кв.м).
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене документации по планировке территории» (в редакции постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №») постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № отменено. При этом при разработке отмененного Проекта планировки территории – проекта межевания части квартала <адрес> финансово участвовали многие собственники разных земельных участков, в т.ч. и Мурочкин В.В. Административный истец считает, что отмена Проекта планировки территории – проекта межевания части квартала <адрес> осуществлена незаконно и необоснованно.
В связи с этим Мурочкин В.В. просил суд признать незаконными и отменить постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене документации по планировке территории» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №», признав указанные акты недействующими.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Мурочкина В.В. принято к производству суда, назначена подготовка административного дела к судебному разбирательству в порядке, предусмотренном главой 22 КАС Российской Федерации (оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего); к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Новгородской области.
Администрация Великого Новгорода представила в суд письменный отзыв с приложением копий документов, имеющих значение для разрешения дела.
В судебных заседаниях административный истец и его представитель неоднократно заявляли ходатайства об уточнении административного искового заявления и круга лиц, участвующих в деле (в том числе круга административных ответчиков).
В своем уточненном административном иске (от ДД.ММ.ГГГГ) Мурочкин В.В., указывая в качестве административного ответчика Администрацию Великого Новгорода, просит суд признать незаконными и отменить постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №», признав указанные акты недействующими.
Данным постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № вносится изменение в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене документации по планировке территории».
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № вносится изменение в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании необходимости отмены документации по планировке территории».
Анализируя указанные обстоятельства, а именно: принятие постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории» органом местного самоуправления – Администрацией Великого Новгорода (в лице Мэра Великого Новгорода), наличие в данном постановлении правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с планировкой территории, – суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории» является нормативным правовым актом.
Из этого следует, что и постановления Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене документации по планировке территории» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №» так же являются нормативными правовыми актами, а потому административное дело об их оспаривании подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 21 КАС Российской Федерации (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
При этом суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, будучи не связанным основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, с точки зрения трех аспектов: 1) по компетенции органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, 2) по порядку принятия оспариваемого нормативного правового акта (форма и вид акта, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу) и 3) по содержанию норм (соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу) (части 7 и 8 статьи 213 КАС Российской Федерации).
Таким образом, уточненное административное исковое заявление Мурочкина В.В. к Администрации Великого Новгорода (с изменением предмета административного иска) было принято к производству суда в соответствии со статьей 46 КАС Российской Федерации, а комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Великого Новгорода освобожден от участия в деле в качестве административного ответчика.
В ходе рассмотрения административного дела административный ответчик – Мэр Великого Новгорода Бусурин С.В. заменен на исполняющего полномочия Мэра Великого Новгорода Еремина В.А.
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц в соответствии со статьей 47 КАС Российской Федерации Управление Росреестра по Новгородской области, министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Великого Новгорода, комитет архитектуры и градостроительства Администрации Великого Новгорода, Федотов Н.В., Воронина Л.В., Венедиктова Л.Н., Венедиктов В.А., Андрюшихин И.А., Андрюшихина Н.А., Иванов Р.А., Иванов А.В., Иванов А.В., Иванов В.А., Иванов А.А., Мурочкина Т.А., Дудко Л.А., Пушкарева Н.Н., Федотов Д.Н., Федотова М.А. , а также для дачи заключения в соответствии с частью 7 статьи 39 КАС Российской Федерации – прокурор города Великого Новгорода Новгородской области.
В судебном заседании административный истец и его представитель, а также заинтересованное лицо Мурочкина Т.А. поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям. Представитель административного ответчика – Администрации Великого Новгорода не признала административный иск по основаниям, указанным в письменном отзыве, полагая оспариваемые нормативные правовые акты не противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом. Суд, руководствуясь статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении документации по планировке территории» утверждена прилагаемая документация по планировке территории – проект межевания части квартала <адрес> района города.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании необходимости отмены документации по планировке территории» в целях эффективного использования городских территорий, в соответствии со статьями 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации признана необходимость отмены документация по планировке территории – проект межевания части квартала 143 города, утвержденной постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене документации по планировке территории» в целях эффективного использования городских территорий, в соответствии со статьями 43, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации отменена документация по планировке территории – проект межевания части квартала 143 города, утвержденной постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №» внесено изменение в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании необходимости отмены документации по планировке территории»: в пункте 1 слова «от ДД.ММ.ГГГГ №» заменены словами «от ДД.ММ.ГГГГ №».
Постановлением Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №» внесено изменение в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене документации по планировке территории»: в пункте 1 слова «от ДД.ММ.ГГГГ №» заменены словами «от ДД.ММ.ГГГГ №».
Конституция Российской Федерации устанавливает, что:
в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12);
органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15, часть 2);
в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданское законодательство (пункты «в» и «о» статьи 71);
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; охрана памятников истории и культуры; земельное законодательство; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункты «б», «в», «г», «д», «к» и «н» части 1 статьи 72);
вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73);
по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (статья 76, части 1, 2 и 4);
местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, части 1 и 2);
структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом (статья 131, часть 1);
органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи; органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству; органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (статья 132, части 1, 2 и 3).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1); по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1); порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
В силу статьи 37 названного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1); главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2).
Статьей 43 данного Федерального закона предусмотрено, что глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 данной статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации; глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами (часть 4); глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6).
Согласно статье 6 Устава муниципального образования – городского округа Великий Новгород (принят решением Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №) структуру органов местного самоуправления Великого Новгорода составляют:
Мэр Великого Новгорода – Глава Великого Новгорода. Мэр Великого Новгорода является высшим должностным лицом Великого Новгорода и Главой администрации Великого Новгорода;
Дума Великого Новгорода – представительный орган Великого Новгорода;
Администрация Великого Новгорода – исполнительно-распорядительный орган Великого Новгорода;
Контрольно-счетная палата Великого Новгорода – контрольно-счетный орган Великого Новгорода, формируемый Думой Великого Новгорода.
Статьей 7 Устава муниципального образования – городского округа Великий Новгород предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят в том числе постановления Администрации Великого Новгорода (по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Новгородской области) (пункт 2); постановление Администрации Великого Новгорода – правовой акт, издаваемый Мэром Великого Новгорода в пределах его полномочий по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, отнесенным к компетенции Администрации Великого Новгорода (абзац четвертый пункта 3).
В силу пункта 3 раздела «в области градостроительства» статьи 38 Устава муниципального образования – городского округа Великий Новгород к собственным полномочиям Администрации Великого Новгорода относятся утверждение проектов планировки территорий, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков.
Таким образом, принятие нормативного правового акта об утверждении документации по планировке территории, проекта межевания части квартала на территории муниципального образования – городского округа Великий Новгород относится к компетенции Администрации Великого Новгорода, а к компетенции Мэра Великого Новгорода относится подписание постановления Администрации Великого Новгорода.
Соответствуют оспариваемые нормативные правовые акты Администрации Великого Новгорода приведенным законоположениям и по форме и виду, а именно: постановление Администрации Великого Новгорода (в отличие от распоряжения Администрации Великого Новгорода, издаваемого по вопросам организации работы Администрации Великого Новгорода).
Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 ГрК РФ, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Согласно части 2 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаемые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (часть 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка опубликования.
Разрешая вопрос о законности процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 20 статьи 45 ГрК РФ порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 27 августа 2019 года №3547 утвержден Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории в границах муниципального образования - городского округа Великий Новгород (далее - Порядок), определяющий порядок принятия решения о подготовке документации по планировке территории; порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории; иные вопросы, связанные с подготовкой документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 4.7 Порядка отмена документации по планировке территории полностью или в соответствующей части осуществляются по инициативе физических или юридических лиц либо по инициативе Администрации Великого Новгорода.
Пунктом 4.8 Порядка установлено, что отмена документации по планировке территории или ее отдельных частей осуществляется, в том числе в случаях:
в связи с выявлением в документации по планировке территории недостоверных сведений, влекущих невозможность ее применения;
в случае утраты актуальности документации по планировке территории в связи с изменением градостроительной ситуации.
Согласно пунктам 4.12 Порядка в случае принятия решения об отмене документации по планировке территории полностью или в соответствующей части по инициативе физических или юридических лиц, а также по инициативе Администрации Великого Новгорода комитет готовит графические и (или) текстовые документы и материалы, подготавливает проект постановления Администрации Великого Новгорода о необходимости отмены документации по планировке территории полностью или в соответствующей части в течение 20 рабочих дней со дня поступления в комитет соответствующего заявления.
Отмена документации по планировке территории квартала № города инициирована Администрацией Великого Новгорода. Проведение публичных слушаний для отмены документации по планировке территории Порядком не предусмотрено.
Доводы административного истца об отсутствии оснований для принятия оспариваемых постановлений подлежат отклонению. Документацией по планировке территории – проектом межевания части квартала <адрес> района города предусматривалось образование земельных участков, занятых индивидуальными жилыми домами, площадью свыше 1 200 кв. м, в связи с чем после вступления в силу Правил землепользования и застройки Великого Новгорода, утвержденных решение Думы Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, документация не соответствовала им в части максимальных размеров участков.
Суд находит обоснованным довод Администрации Великого Новгорода о том, что документация по планировке территории – проект межевания части квартала <адрес> района города утратила свою актуальность в связи с изменением градостроительной ситуации, а потому Администрация Великого Новгорода была вправе принять решение об отмене данной документации.
При этом права административного истца и заинтересованных лиц могут быть реализованы путем разработки и утверждения новой документации по планировке территории в установленном порядке.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного искового заявления и признания недействующими постановлений Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 КАС Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
Административное исковое заявление Мурочкина В.В. об оспаривании постановлений Администрации Великого Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – апелляционного представления в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области |
И.А. Ионов |
Решение принято в окончательной форме 15 июня 2022 года.