Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5549/2023 ~ М-3818/2023 от 21.04.2023

Дело а-5549/2023

86RS0-84

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> 24 мая 2023 года            

Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре Абилиеве А.М., с участием представителя административного истца Ксензовой Н.В., представителя административного ответчика Администрации <адрес> Карлова Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца Уполномоченного по правам человека в <адрес>-Югре к Администрации <адрес>-Югры, об оспаривании бездействия, возложении обязанности организовать дорожную деятельность,

установил:

Уполномоченный по правам человека в <адрес>-Югре выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором указал, по результатом проведенных проверочных мероприятий по обращению Волковой Е.В. с жалобой на неосуществление администрацией <адрес> дорожной деятельности (очистки дорог от снега) не осуществляется, паспортизация данных городских улиц и постановка на кадастровый учет не обеспечена. В соответствии проектом планировки улично-дорожной сети города, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и проектом межевания улично-дорожной сети города, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес> определены в границах «красных линий» улично-дорожной сети, отображены на Генеральном плане муниципального образования городской округ Сургут, однако их строительство в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы <адрес> на период до 2030 года» не предусмотрено.

По ее запросу отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Сургуту проведено инструментальное обследование улиц Мостостроительная и Железнодорожная <адрес> на предмет соблюдения установленных законодательством требований по их обслуживанию (обеспечению безопасности дорожного движения), по результатам которого выявлены нарушения требований в части отсутствия нормативного стационарного электрического освещения и зимнего содержания улиц, в связи с чем в адрес администрации <адрес> направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Учитывая содержащуюся в представленных в ее адрес ответах администрации <адрес> информацию, результаты проведенной проверки отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения ею усматривается бездействие администрации <адрес> по исполнению полномочий в части обеспечение дорожной деятельности на данной территории города, чем нарушаются права и законные интересы многодетных семей, которым предоставлены земельные участки на льготных основаниях на данной территории, так как еще на стадии формирования таких земельных участков органом местного самоуправления должны были быть приняты меры по организации на данных улицах инженерной и транспортной инфраструктуры. Кроме того, отсутствие в жилой застройке дорог и уличного освещения, отвечающего установленным нормам и требованиям, также нарушают права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.

С момента предоставления в 2015 году многодетным семьям земельных участков на льготных основаниях прошло более семи лет, между тем обязанность органа местного самоуправления по обеспечению данной территории необходимой транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность беспрепятственного пользования граждан вновь построенными ими жилыми домами, не выполнена.

Неисполнение администрацией <адрес> обязанности по организации дорожной деятельности на данной территории создает, в том числе угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, так как при неблагоприятных погодных условиях данная территория становится недоступной для проезда транспорта, что лишает жителей возможности свободного передвижения, затрудняет работу специальных экстренных служб, что может повлечь неприбытие вовремя бригад скорой помощи для

оказания экстренной медицинской помощи, нарядов полиции для пресечения противоправных действий, а также пожарных, в случае возгорания.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», а также статьей 40 КАС РФ предусмотрено право Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации дорожной деятельности на <адрес>, выразившееся в непринятии мер по проектированию, строительству автомобильных дорог и обустройству стационарного электрического освещения на данных улицах. Обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения посредством организации работ по строительству на <адрес> дорог местного значения и обустройству стационарного электрического освещения в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ксензова Н.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, полагала, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, поскольку нарушение прав административного истца, является длящимся.

Представитель административного ответчика - Администрации <адрес> по доверенности Карлов Н.И. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому

Администрацией города были соблюдены требования к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков земель населенных пунктов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, отнесенных к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес> - Югре», для строительства индивидуальных жилых домов. На сегодняшний день строительство <адрес>, о чем просит административный истец, в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы <адрес> на период до 2030 года» не предусмотрено. Вместе с тем, пунктом 1.1.2 приложения 3 «Дополнительная потребность в объеме финансирования муниципальной программы «Развитие транспортной системы <адрес> на период до 2030 года» к муниципальной программе «Развитие транспортной системы <адрес> на период до 2030 года», утвержденной постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ , за счет средств бюджета предусмотрено строительство объекта «<адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>». Разработана проектная документация. Однако, выполнение строительно-монтажных работ в настоящее время не обеспечено финансированием. Строительство указанного объекта будет рассмотрено при условии выделения дополнительных средств из бюджета. В письме Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ-718/3-2-1 Уполномоченному сообщено, что <адрес> планируется включить в перечень проездом к жилым строениям для их содержания в зимний период 2023-2024 годов. Таким образом, требование административного истца обязать Администрацию города устранить допущенные нарушения посредством организации работ по строительству на <адрес> дорог местного значения и обустройству стационарного электрического освещения в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным. Отмечает, что исходя из представленных в дело документов, административное исковое заявление могло быть предъявлено в защиту прав и законных интересов Волковой Е.В., которая обращалась с жалобой к Уполномоченному по вопросу уборки снега с подъездных путей. Основания считать данное административное исковое заявление предъявленным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц отсутствуют. Просит в удовлетворении требований отказать.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Требованиями пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено, что административный истец действующий в интересах неопределенного круга лиц - многодетных семей, которым предоставлены земельные участки на льготных основаниях на данной территории, по результатам проведенной проверки участков автомобильных дорог, уличного освещения к прилегающим домам, в отношении которых заявлены исковые требования, находятся в ненадлежащем состоянии.

Административный истец обратился к Администрации города о предоставлении информации по выполнению обеспечения данной территории необходимой транспортной и иной инфраструктурой с целью беспрепятственного пользования гражданами, проживающими в жилых домах расположенных в районе улиц Мостостроительная и Железнодорожная поселка Гидростроителей <адрес>.

Как следует из ответов администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ-370/3-2-1, а также от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ-718/3-2-1 Проектом планировки территории улично-дорожной сети города, утвержденным постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями) и проектом межевания территории улично- дорожной сети города, утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями) испрашиваемая <адрес> определены в границах «красных линий» улично-дорожной сети <адрес>. Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ документация по планировке территории «Марьина гора» в границах железнодорожного тупика с северной стороны, <адрес> с западной стороны, Тюменского тракта с восточной стороны, <адрес> с южной стороны», в соответствии с которой также отображены данные улицы в границах «красных линий» улично-дорожной сети <адрес>.

В 2021 году выполнены проектно-изыскательские работы по строительству объекта «<адрес> от <адрес> до <адрес> в <адрес>», получено положительное заключение проверки сметной стоимости строительства от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство объекта финансированием в бюджете города не обеспечено.

Потребность в средствах на строительство объекта составляет 79 435 315,84 руб. Данная потребность включена в муниципальную программу «Развитие транспортной системы <адрес> на период до 2030 года»

Строительство <адрес> в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы <адрес> на период до 2030 года» не предусмотрено.

<адрес>ов по указанным улицам станет возможным после строительства в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, и последующей передачей в МКУ «ДДТиЖКК».

В подпункте «а» пункта 2 Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ.

В силу пункта 6 статьи 6 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О регулировании отдельных земельных отношений в <адрес> - Югре» земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемые гражданам, отнесенным к определенным категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.4 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес> - Югре» (в том числе гражданам, имеющие трех и более детей), для строительства индивидуальных жилых домов, должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с учетом требований к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой, установленных региональными нормативами в соответствии с Законом <адрес> - Югры «О градостроительной деятельности на территории <адрес> - Югры».

Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О градостроительной деятельности на территории <адрес> - Югры» утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования относится полномочиям Правительства <адрес> - Югры (далее - <адрес>).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования <адрес> - Югры» (в редакции, действующей на момент формирования земельных участков) установлено, что для земельных участков земель населенных пунктов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, отнесенных к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес> - Югре», для строительства индивидуальных жилых домов минимальная допустимая обеспеченность подъездами до границ земельного участка от улиц и дорог местного значения в городских населенных пунктах - улицы и дороги местного значения IV категории, минимально допустимая обеспеченность в сфере инженерного оборудования - электроснабжения (расстояние от границ земельного участка до точки подключения к сетям электроснабжения - не более 10 м).

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

К дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу частей 1, 2 статьи 5 названного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ от "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

При оценке доводов административного иска и возражения на него, судом учтено, что административный истец, указывая, что в результате отсутствия в зимнее время подъездных путей к участкам, освещения, благоустройство территории в целом, административным ответчиком нарушается право многодетных семей на пользование принадлежащими им земельными участками, не представил относимых и допустимых доказательств в подтверждение этого довода.

Как следует из материалов дела, на момент предоставления земельных участков к ним был обеспечен проезд и доступ к земельным участкам по землям общего пользования, а также возможность подключения к сетям электроснабжения, что подтверждается томом 2 проекта планировки «Корректировки проекта планировки и проекта межевания территории «Марьина гора» в границах железнодорожного тупика с северной стороны, <адрес> с западной стороны, Тюменского тракта с восточной стороны, <адрес> с южной стороны» (стр. 54, 55, 58), а также фотографиями существующих подъездных путей. Более того, согласно этих же фотографий: <адрес> подключены к освещению, организована зона для сбора ТБО.

В письме Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ -ОГ-718/3-2-1 Уполномоченному сообщено, что <адрес> планируется включить в перечень проездом к жилым строениям для их содержания в зимний период 2023-2024 годов.

Соответственно, Администрацией города были соблюдены требования к обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков земель населенных пунктов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, отнесенных к категориям, указанным в пунктах 1, 2 статьи 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в <адрес> - Югре», для строительства индивидуальных жилых домов.

С учетом изложенного, применительно к спорным правоотношениям, само по себе требование Уполномоченного обязать Администрацию города устранить допущенные нарушения посредством организации работ по строительству на <адрес> дорог местного значения и обустройству стационарного электрического освещения в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием для возложения на Администрацию таковую обязанности, поскольку ограничивает тем самым права органа местного самоуправления на реализацию возложенных в силу закона на него полномочий при осуществлении дорожной деятельности в порядке, установленном градостроительным законодательством.

Кроме того, исходя из анализа положений части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия по реализации генерального плана поселения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе и с учетом наличия необходимых средств, для реализации тех или иных мероприятий. При этом обязанность разрабатывать самостоятельную программу транспортной инфраструктуры для отдельной территории, градостроительным законодательством на орган местного самоуправления не возложена. При этом, обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом, иначе будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Как следует из муниципальной программы, строительство <адрес>, о чем просит административный истец, в рамках реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы <адрес> на период до 2030 года» не предусмотрено.

В данном случае понуждение Администрации к строительству указанных улиц является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, что противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации, предусматривающим самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Таким образом, заявленное Уполномоченным по правам человека в <адрес>-Югре выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц исковое требование «признание бездействия Администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер по проектированию, строительству автомобильных дорог и обустройству стационарного электрического освещения на данных улицах, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения посредством организации работ по строительству на <адрес> дорог местного значения и обустройству стационарного электрического освещения в соответствии с действующими нормативными требованиями в срок не позднее 31.05.2024», как единственно возможный способ защиты нарушенных прав граждан, нельзя признать обоснованным.

Одновременно суд отмечает, что, поскольку в материалах дела не имеется доказательств того, что каких-либо заявлений или жалоб от многодетных семей, а также жителей проживающих в районе спорной улично-дорожной сети о нарушении их прав, вызванных отсутствием в жилой застройке дорог и уличного освещения, не поступало, то фактически (исходя из имеющихся в деле доказательств) Уполномоченным по правам человека в <адрес>-Югре заявлен административный иск в интересах конкретного лица – Волковой Евгении Владимировны. При этом сведений о том, что указанная гражданка по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сама обратиться в суд (ч.1 ст.39 КАС РФ), материалы дела не содержат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление представителя административного истца Уполномоченного по правам человека в <адрес>-Югре к Администрации <адрес>-Югры о признании незаконным бездействие Администрации <адрес> по организации дорожной деятельности на <адрес>, выразившееся в непринятии мер по проектированию, строительству автомобильных дорог и обустройству стационарного электрического освещения на данных улицах, обязании административного ответчика устранить допущенные нарушения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда <адрес> – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Сургутский городской суд <адрес> – Югры.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья     О.В. Шерстобитов

КОПИЯ ВЕРНА ДД.ММ.ГГГГ года

Подлинный документ находится в деле а-5549/2023

86RS0-84

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

_____________________________ О.В. Шерстобитов

2а-5549/2023 ~ М-3818/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Уполномоченный по правам человека в ХМАО-Югре
Ответчики
Администрация г. Сургута
Суд
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Шерстобитов Олег Викторович
Дело на сайте суда
surggor--hmao.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация административного искового заявления
23.04.2023Передача материалов судье
24.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Подготовка дела (собеседование)
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее