ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО1 СТАВРОПОЛЯ
<адрес>, 355000,
тел./ факс 8(8652) 71-58-98,
подача документов в электронном виде: e-mail:oktyabrsky.stv@sudrf.ru,
официальный сайт: http://oktyabrsky.stv@sudrf.ru
_____________________________________________________________
№а-1503/2024
26RS0№-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2024 года ФИО1 Ставрополь
Октябрьский районный суд ФИО1 <адрес>, в составе: председательствующего судьи Строгановой В. В.,
при секретаре судебного заседания Сидоренко А.А.,
с участием: помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Ставропольского края Пахомовой А.В., представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ФИО4, представителя административного ответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №а-1503/2024 по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», заинтересованное лицо Министерство финансов <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском (в последующем уточненным – ДД.ММ.ГГГГ) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», заинтересованное лицо Министерство финансов <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>»; возложении обязанности в срок не позднее месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказ краевого значения «<данные изъяты>» путем расчета предельно допустим рекреационной емкости при осуществлении туризма.
В обоснование заявленных требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Бугунтинский» в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения. В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>. Статьей 5.1 Закона № 33-ФЗ установлено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Государственный природный заказник краевого значения «Бугунтинский» создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес>. Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бугунтинский». В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО8 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении. Согласно п. 3.3. ФИО8 56642-2021, туристско-рекреационная тропа (экологическая тропа) - естественным или искусственным способом образованная (сформированная) полоса движения на местности, используемая для организации движения посетителей по туристско-рекреационному маршруту; обустроенная необходимыми инженерными и навигационными объектами (информационными указателями), применяемая для движения людей (или вьючных животных, верховых лошадей и некоторых других средств передвижения) полоса земли либо поверхность искусственного сооружения - по линии туристско-рекреационного маршрута. Согласно п. 2 Порядка согласования проведения массовых мероприятий на особо охраняемых природных территориях краевого значения», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, экологической тропой является специально организованный и обустроенный маршрут, проходящий в границах ООПТ и находящийся в ведении подведомственного министерству ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК». В нарушение требований ст. 5.1 Закона № 33-ФЗ, п.2 Порядка проведения массовых мероприятий, п.п.12, 22 Положения о Заказнике, министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> места для осуществления и развития экологического туризма (туристско-рекреационные (экологические) тропы на территории Заказника «Бугунтинский» не созданы, оценка воздействия на окружающую среду проектов создания и обустройства таких троп не проведена. В результате проведенного Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа установлено, что в результате отсутствия утвержденных экологических троп на территории Заказника, рекреационная нагрузка на природные комплексы Заказника является неконтролируемой, стихийной (как пешими туристами, так и в результате незаконного проезда авто-мото-транспорта, для которой характерно вытаптывание и уничтожение травянистой растительности, обустройство грунтовых проездов (накатанной колеи), захламление территории различными бытовыми отходами, что может привести к существенному нарушению состояния существующей экосистемы на территории Заказника. Таким образом, непринятие ответчиками мер по охране и обеспечению режима особой охраны Заказника, может привести к утрате, причинению вреда природным комплексам, ухудшению экологической обстановки в границах особо охраняемой природной территории, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу №а-3187/2023 в части требований к администрации Предгорного муниципального округа о возложении обязанности в срок не позднее одного месяца с момента поступления в администрацию предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду организовать проведение общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду по проектам создания и обустройства экологических троп на территории государственного природного заказника краевого значения «Бугунтинский»; к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда установить размер платы за посещение государственного природного заказника краевого значения «Бугунтинский».
Представитель административного истца помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Пахомова А.В. в судебном заседании поддержала уточненные заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель административного соответчика ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий СК» ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения заявлений извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств не поступило.
В силу положений ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом» интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение поверхностных вод, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу п. "д" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды).
В силу п.п. 1 и 2 ст. 58, п.п. 1 и 2 ст. 59 Закона об охране окружающей среды, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
В силу п.4 ст. 2 этого же Федерального закона, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом пунктом 5 указанной статьи 2 предусмотрено, что памятники природы памятники природы могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, то Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника краевого значения «Бугунтинский», в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» выявлены нарушения.
Установлено, что государственный природный заказник краевого значения «Бугунтинский» (далее по тексту - Заказник) создан постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес>.
Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бугунтинский» (далее по тексту - Положение о Заказнике).
В соответствии с ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «Об особо охраняемых природных территориях», особенности, зонирование и режим особой охраны каждой категории особо охраняемых природных территорий краевого значения определяются положением об этой территории, утверждаемым <адрес>.
При этом пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны (ст. 5.1 Закона).
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с ч.1 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно разделу 3 Положения о Заказнике, функционирование заказника обеспечивает государственное казенное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» за счет средств бюджета <адрес> и других не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> источников.
Согласно раздела 4 Положения о Заказнике, государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования заказника осуществляет министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (далее - Положение), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим, кроме прочего, государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения.
Согласно п.10.16 Положения, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном <адрес>.
Таким образом, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> осуществляет охрану, региональный государственный надзор в области охраны и использования территории заказника «Бугунтинский».
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ФИО8 56642-2021. «Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, экологическим туризмом признается деятельность, направленная на организацию путешествий в различных формах природного туризма, ориентированная на изучение природы и культурных достопримечательностей, бережное отношение к природе и содействие в ее сохранении.
В соответствии с п. 3.4 ФИО8 56642-2021 экологическая инфраструктура – это имущественный комплекс, состоящий из транспортных и инженерно-технических коммуникаций, строений, оборудования и снаряжения, целевым предназначением которого является мониторинг и компенсация антропогенного давления на естественные биотопы (природную среду) (например, туалеты (комфорт-центры), системы сбора и вывоза мусора, ограничение доступа человека в зоны «экологической тишины» и т.д.).
Порядок посещения особо охраняемых природных территорий установлен статьей 5.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ, согласно которому физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, осуществляющее управление соответствующим заказником (далее - министерство), наделено: определять размер платы в зависимости от наличия на территории заповедника уникальных природных комплексов и объектов показа, имеющейся инфраструктуры для обслуживания посетителей, материальной базы, квалификации персонала, осуществляющего работу с туристами, спроса на предоставляемые услуги, а также качества предоставляемых услуг, создание условий для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, категорий физических лиц, посещающих территорию заказника краевого значения.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" устанавливает запрет на хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (статья 59).
Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности осуществляется способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (п. п. 3, 6 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №). Пространство, предназначенное для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры, спорта и туризма, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев, информационных пунктов и центров, называется рекреационной зоной (п. 3.5 ФИО8 57287-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги, предоставляемые на особо охраняемых природных территориях. Требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст))
В Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)" (утверждена распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р) экологический туризм определен как путешествие с целью наблюдения и приобщения к природе, основными принципами которого являются рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.
При этом в Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р) указывается на необходимость разработки и реализации комплекса мер по стимулированию развития малого бизнеса в сфере организации туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях для устойчивого экономического и финансового обеспечения системы ООПТ, в котором также упомянута и территория Северо-Кавказского федерального округа, на которой расположены 5 государственных заповедников, 2 национальных парка, а также 7 государственных заказников, обеспечивающие сохранение богатого биологического разнообразия регионов.
Организация экологического туризма связана с организацией природной среды для целей туризма. Основой для развития рекреационного природопользования и экологического туризма является система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного ранга: заповедники и заказники, национальные и природные парки, дендрологические парки, памятники природы и музеи-заповедники.
Таким образом, организация и осуществление экологического туризма - это форма рекреационного природопользования, т.е. использование природных ресурсов для целей отдыха.
В соответствии со ст.5.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждены Правила расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма, которых начало действия с ДД.ММ.ГГГГ.
Показателем эффективности использования рекреационного потенциала ООПТ и развития на них экологического туризма является отношение количества посещений этих территорий к их рекреационной емкости (в процентах).
Согласно понятию, данному в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма", то «базовая рекреационная емкость» - максимальное количество человек, которые могут физически находиться на особо охраняемой природной территории или в отдельной части (на туристском объекте) в единицу времени.
"Туристские объекты" - части особо охраняемой природной территории, включающие природные комплексы и объекты, историко-культурные объекты, инфраструктурные объекты (музеи, визит-центры, иные здания и сооружения для организации обслуживания туристов), привлекающие туристов и используемые для осуществления туризма.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при осуществлении туризма" предельно допустимая рекреационная емкость определяется для особо охраняемой природной территории либо ее отдельных частей.
Предельно допустимая рекреационная емкость рассчитывается федеральными государственными бюджетными учреждениями или иными государственными организациями в отношении особо охраняемых природных территорий, управление которыми они осуществляют, либо ее отдельных частей и устанавливается федеральными органами исполнительной власти, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории (п. 4).
Расчет предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемой природной территории, ее отдельной части осуществляется при выявлении изменения состояния туристских объектов, но не реже одного раза в 5 лет (п. 5).
Таким образом, расчет предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма является обязательным условиям для организации экологического туризма во избежание деградации природного объекта и обеспечения сохранности особо охраняемой природной территории.
Несмотря на то, что порядок подсчета предельно допустимой реакционной емкости на основе типовых правил возник с ДД.ММ.ГГГГ, однако проведение оценки воздействия на окружающую среду в границах особо охраняемых природных территорий входит в число основных принципов охраны окружающей среды, установленных ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и во взаимосвязи с иными положениями, предусмотренными Законом № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 2 Порядка проведения массовых мероприятий на указанных территориях, не исключалась обязанность по организации экологического туризма на территории указанного заказника.
С учетом вышеизложенного выше, доводы представителей соответчиков об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца следует признать не состоятельными, подлежащими отклонению.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, учитывая вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Бугунтинский» и возложении обязанности в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «Бугунтинский», путем расчета предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма.
Таким образом, административный иск Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-179, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», заинтересованное лицо Министерство финансов <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>», выразившееся в непринятии в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ мер по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>».
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, ГБУ СК «Дирекция особо охраняемых природных территорий <адрес>» обязанность в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по организации экологического туризма на территории государственного природного заказника краевого значения «<данные изъяты>», путем расчета предельно допустимой рекреационной емкости при осуществлении туризма.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд ФИО1 Ставрополя в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись подпись В. В. Строганова