Дело № 2а-761/2022
УИД: 21RS0003-01-2022-000902-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре Фроловой Н.И., с участием административного истца – заместителя прокурора Батыревского района Чувашской Республики Забирова А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,
у с т а н о в и л:
?
И.о. прокурора Батыревского района Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, мотивируя тем, что прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики 16 ноября 2022 года проведена проверка соблюдения администрацией Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что на террритории Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики находится бесхозяйное гидротехническое сооружение – плотина на р. Сугутка севернее д. Кзыл-Камыш. Администрацией сельского поселения каких-либо действий по принятию указанного объекта на баланс до настоящего времени не предприняты.
Бездействие администрации Шыгырданского сельского поселения, выразившееся в не формлении гидротехнического сооружения – плотины на р. Сугутка севернее д. Кзыл-Камыш в собственность и непринятии его на свой баланс, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе жителей Шыгырданского сельского поселения Батыревского района, а также граждан, временно находящихся на его территории.
Просит признать незаконным бездействие администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, выразившееся в не оформлении гидротехнического сооружения – плотины на р. Сугутка севернее д. Кзыл-Камыш в собственность и непринятии его на свой баланс; обязать администрацию Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в течении 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу оформить гидротехническое сооружение – плотину на р. Сугутка севернее д. Кзыл-Камыш в собственность и принять его на свой баланс.
В судебном заседании заместитель прокурора Забиров А.Э. заявленные требования полностью поддержал.
Администрация Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направили, глава администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Валитов М.Х. просил рассмотреть дело без его участия, указав, что вопрос о разрешении исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Выслушав заместителя прокурора Забирова А.Э., исследовав и оценив доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в статье 42 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Согласно положению ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы всех граждан, находящихся и которые могут находиться на территории сельского поселения. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.
В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 указанного Закона закреплен принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательности участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно Положению об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года № 237 решение вопроса об обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, возложено на орган местного самоуправления, на территории которого оно расположено. Эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения или эксплуатирующей организацией только при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.
В соответствие со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.5.2 Федерального закона от 06.03.2016 №35-Ф3 «О противодействию терроризма» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидаци и последствий его проявлений, возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
Статьей 27 Водного кодекса РФ установлены полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области водных отношений. В частности, закон уполномочил органы местного самоуправления осуществлять меры по охране водных объектов. Бесхозяйные гидротехнические сооружения представляют собой опасность, в силу чего подлежат обязательному приобретению в собственность органов местного самоуправления либо ликвидации.
Из справки о результатах проверки от 16 ноября 2022 года, проведенной помощником прокурора Батыревского района Чувашской Республики следует, что на территории Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики находится безхозяйное гидротехническое сооружение – плотина на р. Сугутка севернее д. Кзыл-Камыш. Администрация сельского поселения каких-либо действий по принятию указанного объекта на баланс до настоящего времени не предприняты.
Таким образом, из представленных материалов следует, что Шыгырданским сельским поселением Батыревского района меры по постановке на баланс гидротехнического сооружения и по его оформлению в собственность не приняты, эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется без закрепления конкретного лица, ответственного за этим сооружением, не обеспечено заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, в том числе к весеннему половодью, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью населения, а также их имуществу, окружающей среде в результате разлива паводковых вод и разрушения гидротехнического сооружения.
Учитывая изложенное, суд находит требования и.о. прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению, установив для ответчика срок для исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.175,177-180, 227-228 КАС РФ суд,
решил:
административный иск и.о. прокурора Батыревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, выразившееся в не оформлении гидротехнического сооружения – плотины на р. Сугутка севернее д. Кзыл-Камыш в собственность и непринятии его на свой баланс.
Обязать администрацию Шыгырданского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу оформить гидротехническое сооружение – плотину на р. Сугутка севернее д. Кзыл-Камыш в собственность и принять его на свой баланс.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Батыревский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: Т.Г. Чукмаева
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2022 года.