Дело № 2а-4049/2023
22RS0068-01-2023-003891-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи Быхуна Д.С.,
при секретаре Мардарь В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, начальнику федерального казенного учреждения Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю ФИО2, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю) о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в размере 100000 рублей.
В обоснование требований указано на то, что ФИО1 содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в карцере № 4, в котором нет вешалки для верхней одежды, зеркала вмонтированного в стену, бачка с питьевой водой, скамейки у стола, не соблюдены условия приватности, так как напольная чаша (унитаз) находится в непосредственной близости от стола и спального места, не имеет ограждения. Условиями содержания нарушаются права административного истца, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Судом к участию в дело в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее – УФСИН России по Алтайскому краю), Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2, в качестве заинтересованного лица – федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказания».
Административный истец ФИО1 в судебном заседании не участвовал, о его проведении извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской 26 сентября 2023 года, ходатайство об участии в судебном разбирательстве путем использования видеоконференц-связи не заявлял, соответствующее право разъяснено административному истцу в определении о принятии, подготовке, назначении дела к судебному разбирательству от 08 июня 2023 года.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю – ФИО4 просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители административных ответчиков УФСИН России по Алтайскому краю, ФСИН России, заинтересованного лица федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 22 Федеральной службы исполнения наказания», административный ответчик начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47), проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Административный истец оспаривает условия содержания его в карцере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, в котором он содержался на момент подачи административного искового заявления. В этой связи предполагаемое нарушение условий содержания носит длящийся характер, следовательно, срок на обращение в суд за защитой прав не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47, под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее – режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное – как физическое, так и психическое – воздействие на человека (далее – запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 предусмотрено, что нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих (далее – органы или учреждения, должностные лица) нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика –соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в г.Женеве 30 августа 1955 года, предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в связи с обвинением в совершении преступления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (этапирован в лечебное учреждение).
При этом в карцере № административный истец содержался в следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 36 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обязаны, в том числе, соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей.
В период содержания ФИО1 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по 05 июля 2022 года действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 (далее – Правила внутреннего распорядка СИЗО № 189), с 06 июля 2022 года по настоящее время действуют Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110 (далее – Правила внутреннего распорядка СИЗО № 110).
В силу пункта 4 Правил внутреннего распорядка СИЗО № 189 лица, содержащиеся в СИЗО, должны выполнять возложенные на них Федеральным законом обязанности и соблюдать Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение № 1). Невыполнение ими своих обязанностей и правил поведения влечет ответственность в установленном порядке.
Согласно пункту 1 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых, являющихся Приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка СИЗО № 1189 (далее – Правила поведения подозреваемых и обвиняемых), подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны, в том числе соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; выполнять законные требования администрации СИЗО.
В силу пункта 3 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых подозреваемым и обвиняемым запрещается, в том числе занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места.
Подпунктами 9.1 и 9.2 пункта 9 Правил внутреннего распорядка СИЗО № 110 установлено, что подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок и условия содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ и настоящими Правилами, выполнять законные требования администрации СИЗО.
В силу подпункта 10.1 пункта 10 Правил внутреннего распорядка СИЗО № 110 подозреваемые и обвиняемые, назначенные дежурными по камере, обязаны расписываться в журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере.Соблюдение Правил внутреннего распорядка СИЗО является обязательным для всех лиц, содержащихся под стражей, и обусловлено требованиями режима, поскольку позволяет сотрудникам СИЗО контролировать действия лиц, содержащихся в камерах, соблюдать меры безопасности самого персонала учреждения и подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых – на срок до семи суток.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения – не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ).
В соответствии с частью 4 той же статьи взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания – в письменной форме.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство.
Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
В связи с несоблюдением требований Правил внутреннего распорядка СИЗО ФИО1 подвергался дисциплинарной ответственности.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО5 от 16 сентября 2019 года ФИО1 водворен в карцер в 16 часов 20 минут 23 сентября 2019 года на 5 суток за неповиновение законным требованиям сотрудника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, освобожден из карцера в 16 часов 20 минут 28 сентября 2019 года.
Указанное постановление объявлено ФИО1 16 сентября 2019 года, от подписи в постановлении ФИО1 отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО6 от 28 июля 2021 года ФИО1 водворен в карцер в 19 часов 05 минут 28 июля 2021 года на 7 суток за неповиновение законным требованиям сотрудника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, а также за занавешивание спального места, освобожден из карцера в 19 часов 05 минут 04 августа 2021 года.
Указанное постановление объявлено ФИО1 28 июля 2021 года, от подписи в постановлении ФИО1 отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
Постановлением временно исполняющего обязанности начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО6 от 03 июня 2022 года ФИО1 водворен в карцер в 17 часов 30 минут 29 июня 2022 года на 15 суток за неповиновение законным требованиям сотрудника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, освобожден из карцера в 14 июля 2022 года.
Указанное постановление объявлено ФИО1 03 июня 2022 года, от подписи в постановлении ФИО1 отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 от 05 октября 2022 года Айболов М.М. водворен в карцер в 16 часов 55 минут 05 октября 2022 года на 15 суток за неповиновение законным требованиям сотрудника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, освобожден из карцера в 16 часов 55 минут 20 октября 2022 года.
Указанное постановление было объявлено ФИО1 05 октября 2022 года, от подписи в постановлении ФИО1 отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 от 10 октября 2022 года ФИО1 водворен в карцер в 17 часов 30 минут 23 октября 2022 года на 15 суток за неповиновение законным требованиям сотрудника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, а также за отказ расписываться в журнале назначения дежурных по камерам об ознакомлении с обязанностями дежурного по камере, освобожден из карцера в 17 часов 30 минут 07 ноября 2022 года.
Указанное постановление было объявлено ФИО1 10 октября 2022 года, от подписи в постановлении ФИО1 отказался, о чем имеется соответствующая отметка.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными выше нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что применение к административному истцу взысканий в виде водворения в карцер (в связи с нарушением установленного порядка содержания под стражей и неповиновением законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей) являлось законным, поскольку обвиняемый обязан выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей. Между тем, данные обязанности ФИО1 соблюдены не были.
Дисциплинарные взыскания наложены уполномоченными должностными лицами в соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ в десятидневный срок со дня обнаружения нарушений.
Нарушение ФИО1 установленного порядка содержания под стражей подтверждается материалами дела. Порядок применения к административному истцу мер взыскания не нарушен. Наложенная на административного истца мера взыскания в виде водворения в карцер соответствовала тяжести и характеру допущенных им нарушений и применена с учетом обстоятельств совершения нарушений, характеристики личности ФИО1, его поведения, сведений о поощрениях и взысканиях.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах, в том числе при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости (статья 33 Федерального закона № 103-ФЗ).
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 от 20 октября 2022 года ФИО1 переведен на одиночное содержание, поскольку иных лиц, подходящих к совместному содержанию с ФИО1, в учреждении не содержалось.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО2 от 06 апреля 2023 года ФИО1 переведен на одиночное содержание, поскольку имелась информация об угрозе жизни и здоровью другим заключенным с его стороны.
Таким образом, одиночное содержание ФИО1, а также содержание его в карцере имели место на законных основаниях.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно пункту 42 Правил внутреннего распорядка СИЗО № 189 камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Правилами внутреннего распорядка СИЗО № 110 (пункт 28) также предусмотрено, что камера СИЗО оборудуется одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с посадочными местами, соответствующими числу лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором и холодильником (при наличии возможности), камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); душевой кабиной (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; унитазом, умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Согласно Приложению № 8а к Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 ноября 2005 года № 204дсп, карцер – специально оборудованное камерное помещение для одиночного содержания.
В карцере устанавливаются: металлическая койка с деревянным покрытием которая должна прикрепляться к стене, а на период от подъема до отбоя – подниматься и запираться; прикрепленные к полу или на стене стол или табурет; унитаз со сливным бачком; умывальник; полка для туалетных принадлежностей.
Из справки начальника отдела безопасности ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому от 29 августа 2023 года следует, что карцер № 4 общей площадью 5,32 кв.м оборудован в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03 ноября 2005 года № 204дсп металлической койкой с деревянным покрытием; полкой для туалетных принадлежностей; столом со скамейкой; санитарным узлом с ограждением, обеспечивающим приватность; раковиной с водопроводной водой; светильником дневного и ночного освещения; зеркалом вмонтированном в стену; урной для мусора; вешалкой для верхней одежды; радиодинамиком для вещания общегосударственных программ; кнопкой для вызова администрации; инвентарём для уборки камеры (совок, щетка, тряпка, таз); системой приточно-вытяжной вентиляции.
Бак с питьевой водой и шкаф для хранения продуктов питания, установлен на посту у камер. По требованию подозреваемых и обвиняемых младшим инспектором выдаются в камеру продукты питания и вода.
Температурный режим соответствует норме (не ниже +18°С). Проверка температурного режима проверяется ежедневно во время утренних проверок.
Относительная влажность в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю соответствует норме по ГОСТу и находилась в диапазоне 30%-60%.
Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела фототаблицей.
Прокуратурой Алтайского края на запрос суда представлена информация, согласно которой проводилась проверка условий содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, вместе с тем, нарушений каких-либо требований выявлено не было, что подтверждается справкой о результатах проверки соблюдения законности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю от 30 июня 2022 года. Обращения заключенного под стражу ФИО1 на условия содержания в карцере № 4 в прокуратуру не поступали.
Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае в ответе от 01 августа 2023 года на запрос суда сообщил, что ФИО1 с заявлениями и жалобами не обращался, жалобы иных граждан на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в периоды одиночного содержания административного истца также не поступали.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что помещение карцера № 4 в период содержания в нем ФИО1 соответствовало установленным требованиям.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом в адрес административного истца ФИО1 направлялось письмо с предложением уточнить заявленные административные исковые, а именно указать, в какой конкретно период времени содержания в карцере какие именно условия были нарушены, а также сообщить какие права нарушены данными фактами.
Письмо административным истцом получено, однако на момент рассмотрения данного административного спора требования уточнены не были.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении условий содержания в камере № 4 (карцер) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю подлежат отклонению как не нашедшие своего подтверждения.
При этом судом учитывается, что условия содержания в следственном изоляторе объективно не могут быть тождественны условиям проживания в жилом помещении и претерпевание содержащимися в следственных изоляторах лицами определенных неудобств неизбежно в силу ограничений, установленных режимом, и само по себе не свидетельствует о нарушении прав.
Указанные в административном исковом заявлении нарушения условий содержания судом не установлены, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку ФИО1 не причинены какие-либо значимые страдания, влекущие необходимость их денежной компенсации.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.