Дело № 2а-1354/2023
УИД 03RS0032-01-2023-001495-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 года г.Бирск
Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Коровиной О.А.,
при секретаре Шамсутдиновой И.Д.,
с участием представителя административного истца – Ахмадишина Т.Ф., военного комиссара Бондаренко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ветлина К.С. к Призывной комиссии г. Бирска и Бирского района Республики Башкортостан, Военному комиссариату РБ по г. Бирск и Бирскому району, ФКУ Военному комиссариату Республики Башкортостан, Призывной Комиссии Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, Администрации Главы Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Ветлин К.С. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточненного искового заявления, просит:
Признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии города Бирск и Бирского района Республики Башкортостан, принятое в отношении Ветлина К.С. по ст. 28.1.1 как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию г. Бирск и Бирского района РБ, Призывную комиссию Республики Башкортостан зачислить в запас Ветлина К.С., не прошедшего военную службу, и имеющего на то законные основания.
В обосновании административного иска указано, что административный истец состоит на воинском учете по месту регистрации в Военном комиссариате г. Бирск и Бирского Республики Башкортостан (далее - Военкомат). В период весеннего призыва 2023 года решением призывной комиссии г. Бирск и Бирского района РБ от 15.06.2023 года (протокол №), истец признан по ст.28.1.1 как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С данным решением призывной комиссии истец не согласен, считает его не законным и подлежащим отмене. В обоснование решения призывная комиссия указывает, что истец состоит на воинском учете в военкомате г. Бирска и Бирского района РБ с 15.09.2020 г. после окончания учебного заведения в <адрес>. Осенью 2020 года признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, выдана повестка на отправку на 11.12.2020 г. указанное решение призывной комиссии было обжаловано в Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан. Решением суда от 19.02.2021 г. решение призывной комиссии не отменено. Кроме того, как указывает призывная комиссия г. Бирска и Бирского района РБ, истец не был призван на военную службу, в связи с выполнением наряда по призыву. Решение о призыве также аннулировано. Далее, в период весеннего и осеннего призывов 2021 г. истец не вызывался в военный комиссариат для проведения призывных мероприятий. Таким образом, нельзя признать истца уклонившимся от призыва на военную службу. Далее, в период весеннего призыва 2022 г. при прохождении медицинского освидетельствования истец был признан «В» - ограниченного годным к военной службе, на основании выявленного у него заболевания - S-образный сколиоз грудно-поясничного отдела <данные изъяты>, с незначительным нарушением функции. Заболевание подтверждено медицинскими документами, в т.ч. актом медицинского освидетельствования на бланке отдела BК РБ по г. Бирску и Бирского района РБ. Однако, в период весеннего призыва 2022 г. данное решение призывной комиссий не было утверждено, контрольное медицинское освидетельствование Призывной комиссией РБ завершено не было по независящей от истца причине. В период осеннего призыва 2022 г. истец также не был вызван в военный комиссариат для проведения призывных мероприятий, что также уклонением не является. В период весеннего призыва 2023 г. медицинское освидетельствование в отношении истца не проводилось и не предусмотрено (как указывается в протоколе № от 15.06.2023), по достижении истцом 08.06.2023 возраста 27 лет зачислен в запас как не прошедший службу по призыву, не имея на то законных оснований. С указанным решением истец не согласен, поскольку от призыва на военную службу не уклонялся, в период призывного возраста являлся в военкомат по повесткам, когда повестки ему направлялись, а обжалование решения призывной комиссии 2020 в судебном порядке является правом гражданина, и не может быть признано уклонением. 08.06.2023 года истцу исполнилось 27 лет, в связи с чем его должны были зачислить в запас и выдать военный билет, поскольку у призывной комиссии не было оснований признавать истца не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
Административный истец Ветлин К.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представителем административного истца Ветлина К.С. – Ахмадишин Т.Ф. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить.
В судебном заседании военный комиссар г.Бирск и Бирского района Республики Башкортостан Бондаренко М.В. возражал против удовлетворения заявленных требований.
В судебное заседание административные ответчики - призывная комиссия г. Бирск и Бирского района Республики Башкортостан, Призывная комиссия Республики Башкортостан, Военный комиссариат Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, Администрация Главы Республики Башкортостан, своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1). Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24).
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (абзац первый пункта 1.1 статьи 28 этого же нормативного правового акта).
Приведенной норме корреспондируют правовые положения пункта 34 Положения о призыве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
Как следует из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 названного Федерального закона).
В силу положений подпунктов 1, 2, 4 статьи 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом, законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности и военной службе, введенным в действие Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 января 2014 года, предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе, не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет.
Из материалов дела следует, что Ветлин К.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Бирск и Бирского района Республики Башкортостан с 15.09.2020 года.
Решением призывной комиссии Бирского района Республики Башкортостан от 15.06.2023 года, Ветлин К.С. зачислен в запас на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
С указанным решением административный истец не согласился и обратился в суд с указанным иском.
Из личного дела призывника Ветлина К.С., выписки из книги протоколов заседаний призывной комиссии г.Бирск и Бирского района Республики Башкортостан (Протокол № от 15.06.2023 года) следует, что Ветлин К.С. состоит на воинском учете с 01.02.2013 года. В период с 10.06.2014 по 31.08.2020 Ветлину К.С. предоставлялась отсрочка для получения образования. Протоколом заседаний призывной комиссии г.Бирска и Бирского района Республики Башкортостан № от 26.11.2020 года Ветлину К.С. установлена категория годности к военной службе "Б-3" – годен с незначительными ограничениями, он призван на военную службу. Указанное решение призывной комиссии Ветлиным К.С. обжаловано, решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 19.02.2021 года отказано в удовлетворении административного иска Ветлина К.С. к Призывной комиссии г. Бирска, Военному комиссариату РБ по г. Бирск и Бирскому району и Военному комиссариату Республики Башкортостан, Призывной Комиссии Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии МР Бирский район РБ о признании гражданина годным к военной службе и призыве на военную службу. Ветлин К.С. на военную службу не отправлен в связи с аннулированием решения призывной комиссии ввиду выполнения наряда.
Решением призывной комиссии МР Бирский район № от 16.11.2021 года Ветлин К.С. освобожден от призыва на военную службу, признан В – ограниченно годен к военной службе по ст.66 п. «в» гр.I Постановления Правительства РФ №565 от 04.07.2013 года.
Решением призывной комиссии МР Бирский район № от 17.11.2022 года Ветлин К.С. освобожден от призыва на военную службу, признан В – ограниченно годен к военной службе по ст.66 п. «в» гр.I Постановления Правительства РФ №565 от 04.07.2013 года.
Для подтверждения диагноза и категории годности в соответствии с п.22 п.п.1 Постановления Правительства РФ от 04.05.2013 №565 Ветлина К.С. должны были письменным запросом вызвать в Военный комиссариат Республики Башкортостан для прохождения контрольного освидетельствования врачами-специалистами Призывной комиссии Республики Башкортостан, однако, как установлено в судебном заседании, такого запроса в военный комиссариат г.Бирск и Бирского района не поступало, доказательств о том, что Ветлин К.С. извещался о явке на контрольное медицинское освидетельствование материалы личного дела призывника не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ Ветлину К.С. исполнилось 27 лет. Материалы личного дела призывника не содержат сведения о том, что Ветлин К.С. вызывался на весенний призыв до 08.06.2023 года, имеется повестка, выданная Ветлину К.С. о прохождении медицинской и призывной комиссии, назначенной на 15.06.2023 года, но уже на эту дату Ветлину К.С. исполнилось полных 27 лет.
Принимая во внимание, что мероприятия по проведению контрольного медицинского освидетельствования в отношении Ветлина К.С. не проводились, мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по весеннему призыву 2023 года в отношении Ветлина К.С. не проводились,, последними решениями призывной комиссии МР Бирский район от 2021 и 2022 года Ветлин К.С. был признан по состоянию здоровья ограниченно годным к прохождению военной службы, суд приходит к выводу, что у административного ответчика не имелись основания для принятия решения о зачислении Ветлина К.С. в запас на основании п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (протокол № от 15.06.2023).
В связи с чем, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению частично, с возложением на призывную комиссию города Бирск Республики Башкортостан обязанность принять решение о зачислении Ветлина К.С. в запас Вооруженных сил Российской Федерации по основанию, предусмотренному абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - как лицо, не подлежащее призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ № ░░ 15.06.2023 ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░.1.1 ░░.28 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.03.1998 N 53-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░,░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 52 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 1998 ░░░░ N 53-░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░" - ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 27 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░. ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░
№ 2░-1354/2023 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░