Дело № 2а-2071/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 октября 2022 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с указанным административным иском в обоснование которого указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 14 октября 2021 года по делу № 2-290/2021 удовлетворены исковые требования Вяземского межрайонного прокурора, на Администрацию возложена обязанность организовать обустройство контейнерной площадки по адресу: <адрес>, согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 в срок до 1 апреля 2022 года.
В рамках проведения благоустройства дворовой территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ранее установленная контейнерная площадка была полностью демонтирована. Сведения о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об обустройстве новой площадки в Управление ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства не поступали. Управлением ведется работа по внесению изменений в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов путем исключения указанной контейнерной площадки из перечня объектов.
Установка контейнерной площадки по указанному адресу не представляется возможной в связи с нахождением земельных участков в составе общего имущества собственников многоквартирных домов, а также наличием плотной городской застройки в данном районе, препятствующей соблюдению нормативного расстояния между контейнерной площадкой и близлежащими объектами.
В Администрацию 20 мая 2022 года поступила коллективная жалоба о нарушении прав граждан в случае установления площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Собственники дома <адрес> от установки контейнерной площадки отказались на общем собрании согласно протоколу № 2 от 10 июня 2022 года.
Администрация предпринимает все возможные меры по исполнению решения суда. Неисполнение решения возникло по независящим от Администрации причинам.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23 августа 2022 года на Администрацию был наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Указанное постановление поступило в Администрацию 26 августа 2022 года.
Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина (умысел или неосторожность) по неисполнению обязательств возложенных судом. Сумма 50 000 рублей является существенной и могла бы частично покрыть расходы по исполнению решения суда. Считает нецелесообразным уплату исполнительского сбора, так как денежные средства при уплате исполнительского сбора переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, указанные денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений.
Просит суд освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 23 августа 2022 года в рамках исполнительного производства № 73397/22/67020-ИП.
Представитель административного истца – Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административные ответчики - ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, представитель УФССП России по Смоленской области Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заинтересованное лицо – Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 14 октября 2021 года по гражданскому делу № 2-290/2021 удовлетворены исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц: на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность в срок до 1 апреля 2022 года организовать обустройство контейнерной площадки по адресу: <адрес> согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
16 ноября 2021 года на основании указанного судебного решения выписан исполнительный лист серии ФС № 033890202 и направлен взыскателю.
21 июля 2022 года постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. возбуждено исполнительное производство № 73397/22/67020-ИП в отношении должника – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
25 июля 2022 года судебным приставом-исполнителем объявлено предупреждение руководителю Администрации об ответственности за неисполнение решения суда.
Поскольку исполнительный документ должником – Администрацией в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 23 августа 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое поступило в Администрацию 25 июля 2022 года.
6 сентября 2022 года административный истец обратился в суд административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из разъяснений, содержащихся в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Из представленных доказательств следует, что 20 мая 2022 года в Администрацию поступила жалоба жителей дома <адрес>, домов <адрес> о прекращении работ по организации площадки накопления твердых коммунальных отходов на перекрестке улиц Устинкин переулок – Страховой переулок, в которой указано о нарушении прав граждан.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в доме <адрес> от 10 июня 2022 года принято решение об отказе от контейнеров по сбору ТБО между домами <адрес> – <адрес>, просят Администрацию установить контейнеры на муниципальном земельном участке с соблюдением санитарных норм.
20 июня 2022 года Администрацией дан ответ на обращение жителей, в котором указано, что придомовая территория по <адрес> благоустраивается по приоритетному проекту «Комфортная городская среда». На основании сметной документации по проекту на придомовой территории запланированы работы по установке благоустроенной контейнерной площадки, но собственники дома <адрес> от нее отказались на общем собрании. Контейнерная площадка на придомовой территории дома <адрес> устанавливаться не будет.
Поскольку должником предпринимались необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, отсутствия умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного акта, что является основанием для освобождения административного истца от уплаты исполнительного сбора.
Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).
Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не предусматривает собой неисполнение в дальнейшем вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 23 августа 2022 года в рамках исполнительного производства № 73397/22/67020-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Перегонцева
Вынесена резолютивная часть решения 06.10.2022
Изготовлено мотивированное решение 19.10.2022
Решение вступает в законную силу 22.11.2022