Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-133/2024 ~ М-26/2024 от 19.01.2024

№ 2а-133/2024

УИД 44RS0014-01-2024-000037-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2024 года                                 п. Судиславль

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего Затынина С.Е., при секретаре Григорьевой Э.А.,

с участием пом.прокурора Судиславского района Михайловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Судиславского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Прокурор Судиславского района обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В ходе мониторинга сети «Интернет» на основании обращения Позднякова А.П. в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, защите прав несовершеннолетних выявлен факт размещения в сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом: https://antio.ru/, размещена информация, содержащая сведения о сексуальном опыте, практике онанизма, порнографии, проституции, практика ЛГБТ, практике БДСМ, которые может просматривать любой гражданин, в том числе несовершеннолетние.

В рамках проверки установлено, что доступ на сайт абсолютно свободный для неограниченного круга граждан, не требует предварительной регистрации, доступ к указанной информации не защищен контент-фильтрацией, какого-либо пароля для доступа в сеть Интернет и подтверждения лицом, желающим получить пароль для доступа, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта может любой интернет пользователь. Установить владельцев, собственников и иных правообладателей вышеуказанного сайта в ходе проверки не представилось возможным.

Согласно сведениям с официального сайта Роскомнадзора РФ https://eais.rkn.gov.ru сведения об адресных указателях интернет-страниц/ресурсов в Едином реестре доменных имен и указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Обращаясь с заявлением о признании информации распространяемой в сети Интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя, противодействию коррупции, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице https://antio.ru/.

Решение обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании пом.прокурора Михайлова И.В., исковые требования поддержала, уточнила, просит признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на следующих интернет-страницах: (...)

Представитель заинтересованного лица – Управление Роскомнадзора по Костромской области, в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело по административному исковому заявлению прокурора Судиславского района Костромской области в интересах Российской Федерации о признании информации запрещенной, без участия представителя Управления.

Из представленного отзыва следует, что в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 и Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 21, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрены следующие основания включения сведений в Единый реестр:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»,

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент написания отзыва (с учетом уточнения исковых требований) на интернет – ресурсах (...) размещена информация (в виде обсуждений) интимного характера. Данный интернет – ресурсы в Единый реестр не включены.

Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайтов. Такие данные могут предоставить регистраторы доменных имен. Информация о лице, предоставляющем услуги по регистрации доменного имени сайта в сети «Интернет», является общедоступной. Указанные сведения возможно получить с помощью сервиса ICANN Whois, обратившись к сайтам в сети «Интернет»: http://www.whois.com, https://www.2ip.ru/whois/ и другим сайтам, предоставляющим возможность использования общедоступных справочных Whois-сервисов.

Если указанные сведения скрыты регистратором домена (настройки приватности), зарегистрированы у иностранного регистратора домена или представленные данные не корректны, то необходимо проведение оперативно розыскных мероприятий.

Согласно Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" и своего Положения Управление не наделено полномочиям на проведение оперативно розыскных мероприятий.

Для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию, а также описание выявленной запрещенной информации, в соответствии с подпунктами а) и б) пункта 9 Правил.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.На основании п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 6.17 КоАП РФ устанавливает ответственность за распространение среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред, их здоровью и (или) развитию.

Ответственность за занятие проституцией установлена ст. 6.11 КоАП РФ.

Статья 241 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за организацию занятия проституцией.

Статьей 9 Закона № 149 предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обеспечение доступа к отмеченной информации нарушает конституционные права граждан, в том числе несовершеннолетних, способствует росту правонарушений и преступлений в сфере половой неприкосновенности.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Судиславского района проведен мониторинг Интернет-сайтов, в ходе которого было установлено, что на сайтах (...) содержится информация, содержащая сведения о сексуальном опыте, практике онанизма, порнографии, проституции, практике ЛГБТ, практике БДСМ, которые могут просматривать граждане, в том числе несовершеннолетние.

Из представленного суду отзыва следует, что указанные в иске интернет сайты полностью посвящены противоправной информации и в Единый реестр не включены.

Наличие в свободном доступе такой информации противоречит нормам законодательства, может повлечь отрицательные последствия для граждан и государства. Лица, подлежащие привлечению к участию в деле в качестве ответчиков, не установлены, участниками процесса сведений об их наименовании и месте нахождения в суд представлено не было.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности; распространение указанной в заявлении информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Информация, размещенная на страницах указанных сайтов, адресована неограниченному кругу лиц, и склоняет к совершению преступных действий, что запрещено законом.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149- в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, в т.ч. является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года №228 полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Исходя из данных норм закона признание распространяемой информации запрещенной, является основанием для блокировки спорных страниц сайтов, что приведет к ограничению доступа к размещаемой на них информации.

Подтверждение факта размещения на страницах Интернет-сайтов запрещенной информации имеет юридическое значение, он необходим в целях ограничения доступа к данной информации неопределенного круга лиц в целях сохранения основ нравственности, порядка управления и конституционного строя Российской Федерации.

С учетом изложенного, уточненные административные исковые требования прокурора Судиславского района подлежат удовлетворению.

Административным истцом заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению, в обоснование указано, что замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.

Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

В связи с тем, наличие на Интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, порождает условия для нарушения законодательства с использованием ресурсов сети «Интернет», настоящее решение может быть обращено к немедленному исполнению.

Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайтам, может причинить значительный ущерб публичным интересам, суд, в силу положений ст. 188, 265.5 КАС Российской Федерации, полагает необходимым решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копий в органы Роскомнадзора для включения в Единый реестр в установленном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС Российской Федерации, суд,

решил:

Уточненные административные исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на страницах сайта, по адресу (...) информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий судья:                 С.Е. Затынин

2а-133/2024 ~ М-26/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Судиславского района Костромской области Михайлова И.В.
Другие
Управление Роскомнадзора по Костромской области
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Затынин Сергей Егорович
Дело на сайте суда
ostrovsky--kst.sudrf.ru
19.01.2024Регистрация административного искового заявления
19.01.2024Передача материалов судье
23.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
23.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024Дело оформлено
18.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее